Анализ и интерпретация результатов

 

По результатам диагностики уровня самооценки подростков с девиантным поведением выявилось, что лишь 3,5 % имеют высокий уровень, что выражается в достаточно сформированной системе притязаний для данного возраста, уверенности в себе и своих действиях с социуме, несмотря на действующие на личность девиации поведения.

Показатели средней выраженности самооценки имеют 36,2%. Подростки с таким уровнем самооценки время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми. Дают объективную оценку своим личностным качествам, способностям, поведению, внешнего облика, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

Низкий уровень – 60,3%. Эти учащиеся болезненно переносят критические замечания в свой адрес. Чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости. У таких учащихся слабая речь, они склонны к самообвинению. Часто употребляют слова «не знаю, не могу».

В этом случае они не уверены в себе, испытывают чувства тревоги и робости, акцентируют внимание на неудачах.

Подростков с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению не выявлено.

Итак, в результате исследования установили, что характер самооценки оказывает существенное влияние на все стороны жизни, в том числе и на профессиональное самоопределение.  

Следовательно, важно воспитывать у подростков умение объективно оценивать самого себя, научиться видеть в себе достоинства и недостатки.

По изучению особенностей и уровня коммуникативности по методике «Коммуникативные способности» значения распределились следующим образом: испытуемые, набравшие от 0,1 до 0,55 баллов (35,2%) имеют низкий уровень проявления коммуникативности. У этих подростков отсутствует стремление к общению. Чувствуют скованными в новом коллективе. Они предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают знакомства. Им трудно выступать перед аудиторией. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, избегают принятия самостоятельных решений.

Респонденты, чьи баллы от 0,56 до 0,70 (46,4%) проявляют средний уровень коммуникативности. Группа этих подростков, хотя и стремится к новым контактам с людьми, не ограничивая круг своих привычных знакомств, проявляя лидерские качества. Испытывает сложности в общении с другими людьми. Чтобы быть успешными в общении, нуждаются в серьезной и планомерной работе.

Подростки, набравшие от 0.71 до 1,0 баллов (18,4%) проявляют высокий уровень коммуникативных способностей. Они предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение, добиваются, чтобы оно было принято. Проявляют инициативу в общении. Постоянно расширяют круг своих знакомств. Умеет слушать собеседника.

Третий параметр изучения особенностей и уровня готовности к профессиональному самоопределению была методика, направленная на уровень информированности о мире профессии и умение соотносить информацию со своими интересами. Анализ проведенной диагностики «Информированность о мире профессий» показал следующие результаты:

Высокий уровень проявили – 13,4% подростков. У этих испытуемых широкий кругозор о мире профессий, сформирован профессиональный план, сделан выбор учебного заведения, мотивы адекватны, план соответствует профессиональным интересам, профессиональной направленности.

Средний уровень проявили – 34,7%. У них имеется профессиональный план, но он не обоснован: не совпадает с областью профессиональной направленности и познавательных интересов, мотивы не адекватны. Имеют хорошую информированность о мире профессий, однако недостаточно полно соотносят информацию со своими интересами.

Низкий уровень показали – 51,9%. У этой группы подростков отсутствует профессиональный план, профессиональные интересы не выражены, информированность о мире профессий отсутствует.

Итак, результаты исследования уровня информированности позволяют осуществить работу по готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением.

Результаты диагностик позволили выделить три уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением:

Высокий уровень (9-8 баллов) – проявляет личность с высокой самооценкой, интеллектуальными способностями, знающая стили общения. Данная личность умеет соотносить свои профессиональные интересы с требованиями конкретной профессии, составлять профессиональный план и мобильно изменять его, использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности. Предпочитает самостоятельность в выборе и принятии решений.

Средний уровень (7-5 баллов) – проявляется в слабой информированности о мире профессий, в необоснованности профессионального плана.

Данная личность недооценивает свои возможности. Испытывает затруднения в общении с незнакомыми людьми. Чтобы быть успешной, нуждается в серьезной и планомерной работе.

Низкий уровень (4-3 баллов) – данная личность с низким уровнем самооценки, которая не имеет профессионального плана, отсутствует информированность о мире профессий. Болезненно переносит критические замечания. Не стремится к общению. Испытывает трудности при выборе профессии. Полученные данные представлены в таблице 3.

Показатели уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сводная таблица результатов по измерению показателей и уровней готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением

          Имя Ф. Самооценка Коммуникативность Инфор-ванность Общее кол-во баллов Уровни готовности
1. А. А. 3 2 3 8 высокий
2. С. А. 2 3 2 7 средний
3. Р. Г. 3 3 3 9 высокий
4. Т. Г. 1 1 1 3 низкий
5. М. Г. 1 1 1 3 низкий
6. А.К. 1 2 2 5 средний
7. И. К. 2 1 2 5 средний
8. Л. М. 1 1 1 3 низкий
9. Э. Р. 2 3 2 7 средний
10 Р. С. 2 3 1 6 средний
11 И. С. 1 1 1 3 низкий
12 К.Х. 1 1 1 3 низкий
13 Л. Г. 2 2 3 7 средний
14 И. С. 1 2 1 4 низкий
15 М. Ф. 2 1 2 5 средний
16 Т. Г. 1 1 1 3 низкий
17 Е. М. 1 2 1 4 низкий
18 Д. Г. 1 1 1 3 низкий
19 Л.Ш. 1 1 1 3 низкий
20 М.К. 1 1 1 3 низкий

 

Результаты таблицы показали, что высокий уровень получили 10 % (А. А., Р. Г.). Эти подростки с высокой самооценкой, интеллектуальными способностями, знающие стили общения. Они умеют соотносить свои профессиональные интересы с требованиями конкретной профессии, составлять профессиональный план и мобильно изменять его, использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности. Широкий кругозор о мире профессий.  Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений.

Средний уровень – 35% (С. А., А.А., И. К., Э. Р., Р.С., Л. Г., М. Ф.). Ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований. Испытывают сложности в общении с другими людьми. 

Проявляют хорошую информированность о мире профессий, однако недостаточно полно соотносят информацию со своими интересами. Имеется профессиональный план, но он не обоснован: не совпадает с областью профессиональной направленности и познавательных интересов.

Низкий уровень - 55% (Т. Г., М.Г., Л. М., И. С., К. Х., И. С., Т. Г., Л. М., Д. Г., Л. Ш., М.К.). Эти подростки с низким уровнем самооценки, которые болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости. Не имеют профессионального плана, отсутствует информированность о мире профессий. Болезненно переносят критические замечания. Отсутствует стремление к общению. Предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают знакомства. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, избегают принятия самостоятельных решений. Испытывают трудности в выступлениях перед аудиторией и при выборе профессии.

Для сравнения результатов по выявлению особенностей и уровню готовности к профессиональному самоопределению далее представлены результаты школьников 9 класса МОУ СШО № 21 по всем предложенным диагностикам.

Результаты уровня самооценки девятикласников: высокий уровень – 14%. Средний уровень самооценки 57,4 %. Низкий уровень в этой группе показали 28,6% учащихся.

Результаты диагностики уровня коммуникативности у учащихся 9 классов МОУ СОШ №21: высокий уровень – 19,8%; средний уровень – 59,3%; низкий – 20,9%.

Результаты диагностики уровня информированности о мире профессий среди учащихся 9 класса: высокий уровень - 26,7%; средний уровень – 68,5%; низкий уровень – 4,8%.

Высокий уровень получили (26,7%), они показали широкий кругозор о мире профессий, они умеют адекватно соотносить информацию со своими интересами, проявляют самостоятельность в выборе профессии, имеют профессиональный план.

Им была предоставлена справочная информация об учебных заведениях, правилах приема. Было указано на необходимость и условия развития некоторых профессионально важных качеств – что стало составлять содержание их домашних заданий. В заданиях уточняется путь профессионализации, обсуждаются запасные варианты на случай, если получение выбранной специальности связано с преодолением трудностей

Средний уровень в классе имеют 68,5% учащихся Они проявляют хорошую информированность о мире профессий, но однако недостаточно полно соотносят информацию со своими интересами. Имеют профессиональный план, но он у них не обоснован: не совпадает с областью профессиональной направленности и познавательных интересов. Эти учащиеся готовят сообщения о профессиях, с которыми выступают перед классом, активно включаются в групповую работу, с желанием идут на контакт с психологом.

На низком уровне в классе было выявлено 4,8% учащихся. Среди этих подростков в меньшей степени проявляется активность в освоении профессионального самоопределения. На основании этого им было предложено составлять систему домашних заданий с привлечением к этой работе родителей, учителей. Учить проявлять инициативу в общении.

На основании сравнения показателей особенностей и уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением и школьников 9 класса была выявлена более положительная динамика у учеников школы.

Наглядно это представлено в таблице 2.

Таблица 2

Динамика уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением и учеников 9 класса МОУ СШО № 21

 

Уровни

 

Итог

Подростки с девиантным поведением Школьники 9 класса МОУ СШО №21
Низкий 55% 25% - 30%
Средний 35% 55% + 20%
Высокий 10% 20% + 10%

 

Для наглядности сравнения полученных результатов ниже приведем сравнительную таблицу 3 и диаграмму 1.

Диаграмма 1.

 

 

Таблица 3

Сравнительная таблица показателей уровня готовности                                  к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением и школьников 9 класса МОУ СШО №21

Подростки с девиантным поведением

Школьники 9 класса МОУ СШО №21

  Уровень Баллы   Уровень Баллы
1.К. А. высокий 8 1.А. А. высокий 8
2.А.Р. средний 7 2.С. А. высокий 8
3.Г.Г. высокий 9 3.Р. Г. высокий 9
4.Т.П. низкий 3 4.Т. Г. средний 6
5.В.Э. низкий 4 5.М. Г. низкий 3
6.К.К. средний 5 6.А.К. средний 7
7.У.К. средний 5 7.И. К. средний 6
8.М.Д. низкий 3 8.Л. М. низкий 4
9.Р.С. средний 7 9.Э. Р. высокий 8
10.Р. С. средний 6 10.Р. С. средний 8
11.Т.Ю. низкий 3 11.И. С. низкий 3
12.Н.Т. низкий 3 12.К.Х. средний 5
13.Л.Н. средний 7 13.Л. Г. средний 7
14.И. С. низкий 4 14.И. С. средний 6
15.Ф.М. средний 5 15.М. Ф. средний 6
16.О.Г. низкий 3 16.Т. Г. низкий 3
17.М.Ф. низкий 3 17.Е. М. средний 5
18.Д.Р. низкий 3 18.Д. Г. средний 6
19.Д.Ц. низкий 3 19.Л.Ш. низкий 4
20.В.З. низкий 3 20.М.К. средний 5

 

В результате проведенного обследования были установлены следующие особенности в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением, которые уступили по своим количественным и качественным характеристикам подросткам из средней школы:

у девиантных подростков лишь частично сформирована профессиональная информированность, то есть имеются представления о разных профессиях. Хотя ими и осознается значимость профессиональной деятельности в жизни каждого человека и общества в целом, но наиболее подходящий вариант еще не определен. Необходимость формирования готовности к выбору профессии осознается недостаточно высоко.

Они больше характеризуются навязанной профессиональной идентичностью. Они имеют представления о будущей профессии, но эти представления навязаны извне – родителями и не являются результатом самостоятельного выбора. У них недостаточные теоретические знания о профессиях, об их особенностях. Вероятно отсутствуют мотивационные требования к формированию готовности к выбору профессии.

Трудности девиантных респондентов скорее состоят в том, что некоторые подростки не знают, чего хотят. Согласно эмпирических данных, у них самооценка сформирована в недостаточной степени для того, чтобы определиться в своих желаниях. У них, вероятно, отсутствует положительный опыт и сказывается недостаток в знаниях, чтобы определить какие требования могут им предъявить те или иные профессии, каковы их собственные физические и психологические возможности.

Сравним значения показателей уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением и школьников 9 класса МОУ СОШ №21, полученные по совокупности проведенных методик. Данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Сравнение значения показателей уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением и школьников 9 класса МОУ СОШ №21, полученные по совокупности проведенных методик.

Шкалы (методики)

Подростки

Уровень значимости различий U

Подростки с девиантным поведением

Школьники 9 класса МОУ СОШ №21

Кол. лиц с низким значением. % Кол. лиц с умер – м знач. % Кол. лиц с высоким знач. % Кол. лиц с низким знач. % Кол. лиц с умер – м знач. % Кол. лиц с высоким знач. %
Самооценка 60,3 36,2 3,5% 28,4% 57,6% 14% 0,01
Ком-ность 35,2 46,4 18,4% 20,9% 59,3% 19,8%  
Инф-ость 34,7 51,9 13,4 4,8% 68,5% 26,7% 0,01

 

Для удобства сравнения данных, значениям был присвоен процентный эквивалент.

Как видно из таблицы, получены значимые различия (p ≤ 0,01) по шкале «самооценка» и «информативность».

Таким образом, подростки с девиантным поведением имеют особенности самоопределения, которые по своим показателям с одной стороны уступают оценкам этих же параметров у школьников. Это объясняется, скорее всего, тем, что девиантные подростки находятся в специфических условиях социального окружения: алкоголизм родителей, неполные семьи, физическое, сексуальное, моральное насилие в семье и т.д., которое нейтрально, либо негативно сказывается их личности, а тем более на уровне самооценки и информативности о профессиях. Вместе с тем, подросткам с отклоняющимся поведением свойственны ложные суждения о полезности криминального опыта их родителей и сверстников, где первую роль играют не конструктивные виды деятельности, а аморальные и антиобщественные. В связи с чем, можно объяснить тот факт, что по шкале коммуникативность не получено значимых различий, так как девиантные подростки обладают почти не уступающей, а в чем-то и превосходящей школьников коммуникационной активностью. Вместе с тем, не редко имея деструктивные установки, данные лица не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомых. При этом они направляют свою активность в деструктивное русло, а не на выбор профессии или вид деятельности. В данном случае можно констатировать, что наше предположение подтвердилось, о том, что подростки с девиантным поведением имеют особенности профессионального самоопределения.

Итак, проанализировав полученные результаты уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением и школьников мы, пришли к следующим выводам:

1. Подросткам с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению:

- указать на необходимость и условия развития некоторых профессиональных качеств. 

- предоставить справочную информацию об учебных заведениях, правилах приема.

- уточнить пути профессионализации, обсудить запасные варианты на случай, если получение выбранной специальности связано с преодолением трудностей.

- определить область противопоказаний.

 2. Суть работы по профессиональному самоопределению с подростками среднего уровня заключается в углубленном самопознании, в выработке умения понимать себя, свои интересы. Необходимо расширить знания о мире профессий, оказать помощь в составлении профессионального плана.

3. На основании анализа показателей результатов подростков с низким уровнем составляется система работы по профессиональному самоопределению с привлечением психолога, учителей предметников, родителей.

4. Для получения положительных результатов по профессиональному самоопределению взять для реализации программу по профессиональной подготовки и профориентации подростков с девиантным поведением, разработанную психологами и специалистами центра «Феникс» города Вологды.

Понимание того, что навыки профессионального планирования должны формироваться в подростковом возрасте, привело к созданию в центре «Феникс» профориентационной программы (Приложение 6). Важной задачей является предоставление подросткам подробной информации о социально - экономической ситуации на рынке труда, требованиях, предъявляемых профессией к человеку, принципах адаптивного поведения на рынке труда, оказание помощи в профессиональном самоопределении. В центре была разработана структура готовности подростков к выбору профессии.

Подростки с девиантным поведением не могут самостоятельно определиться в профессиональной сфере. Проведенные опросы показали разбросанность интересов детей. Часто мотивом выбора той или иной профессии является ее престижность, хорошая заработная плата. Лишь только после специально проведенных ряда занятий юноши и девушки начинают делать осознанный выбор в пользу определенной профессии.

Таким образом, становится, очевидно, что работа, направленная на развитие самооценки, самосознания, самоанализа подростка, позволяет ему узнать свои возможности, склонности и потребности. Информированность о различного рода профессиях, возможность попробовать свои силы в различных видах профессиональной деятельности позволяют осуществить выбор профессии осознанно и тем самым повысить престиж этой профессии в собственных глазах и приложить усилия к тому, чтобы получить в дальнейшем работу по выбранной специальности

Цель программы: оказание помощи подросткам с девиантным поведением в формировании готовности к профессиональному самоопределению.

Задачи: 1. Формирование у подростков с девиантным поведением знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана.

 2. Формирование у подростков с девиантным поведением положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

3. Ознакомление у подростков с девиантным поведением со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

4. Обеспечение у подростков с девиантным поведением возможности соотносить свои интересы с требованиями профессиональной деятельности.

Занятия проводятся в групповой форме.

Принципы организации занятий: активность, исследовательская творческая позиция, партнерское общение.

В процессе занятий могут проводиться индивидуальные консультации с психологом, медицинским работником, если в этом возникнет необходимость. Возможны также дополнительные индивидуальные задания для учащихся: чтение литературы, посещение учебных заведений или службы занятости.

 В этом случае о выполнении задания учащийся рассказывает группе, а группа должна оказать поддержку в его активности.

Принципы поведения участников занятий: добровольность участия, уважение другого, конфиденциальность.

Занятия курса осуществляются с подростками с девиантным поведением в центре «Феникс». Всего 15 занятий, продолжительность каждого 2 часа. В ходе занятий в случае необходимости предусмотрен небольшой перерыв на 10-15 минут. Оптимальная частота встреч 1 раз в неделю.

Это нужно делать по ряду существенных причин:

Развитее рыночных отношений в нашей стране предполагает жесткую конкуренцию на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и способный (умеющий). Чем быстрее подросток с девиантным поведением разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития и конструктивно ориентированной подготовки.

На рынке труда появляется все больше новых профессий со своей системой требований к личности кандидата. Информацию об этих профессиях учащиеся либо не имеют вообще, либо имеют в ограниченном, чаще искаженном виде.

Вести занятии может учитель, прошедший специальную подготовку, школьный психолог или социальный педагог. К проведению отдельных занятий целесообразно привлекать специалистов предприятий, учебных заведений, имеющихся на данной территории.

Для сравнения результатов замеров уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением до и после проведения профориентационной программы, нами использовался Т – критерий Вилкоксона.

Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Сравнение результатов замеров уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением до и после проведения профориентационной программы

 

Группы

 

Уровни готовности к профессиональному самоопределению

Т – критерий Вилкоксона

Низкий Средний Высокий

Подростки с девиантным поведением

До занятий 55% 35% 10%

0,05

После занятий 55% 25% 20%

 

Как видно из таблицы получены незначительные различия (p≤0,05) при анализе замеров уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением до и после проведения профориентационной программы.

Причины незначительного изменения показателей готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением могут быть связаны со следующими факторами:

1. Программа содержит небольшое количество занятий. Если бы их количество было увеличено, мы бы могли прогнозировать большую эффективность программы по профориентационному самоопределению.

2. Программа проводилась автономно и не была частью целостной системы по профессиональному самоопределению подростков сдевиантным поведением. Если в программу включить фрагменты методик, определяющих психоэмоциональное состояние подростков, развитость их общих способностей и другие компоненты, а значит сделать ее неотъемлемой частью воспитательного процесса по профилактике и коррекции результаты были бы объективнее.

3. Проведение профориентационной работы в условиях социально-реабилитационного центра «Феникс» затруднялось в связи с наличием ряда факторов: отсутствием  свободного выхода совместно с подростками в общеобраховательные учреждения и предприятия г. Вологды,  недостаточной компетентностью руководителя занятий.

Выводы по 2 главе

Первая гипотеза исследования состояла в том, что у подростков с девиантным поведением имеются особенности в профессиональном самоопределении.

В результате проведенного исследования данное предположение подтвердилось, согласно эмпирических данных и статистических характеристик. Были установлены следующие особенности в профессионалам самоопределении подростков с девиантным поведением: у них лишь частично сформирована профессиональная информированность, то есть имеются представления о разных профессия. Необходимость формирования готовности к выбору профессии осознается недостаточно высоко.

Они больше характеризуются навязанной профессиональной идентичностью. Они имеют представления о будущей профессии, но эти представления навязаны извне – родителями и не являются результатом самостоятельного выбора. У них недостаточные теоретические знания о профессиях, об их особенностях. Отсутствуют мотивационные требования к формированию готовности к выбору профессии.

Их трудности состоят в том, что некоторые подростки не знают, чего хотят. У них не нет достаточной личностной самооценки для того, чтобы определиться в своих желаниях. У них нет необходимого опыта и достаточных знаний, чтобы определить какие требования могут им предъявить те или иные профессии, каковы их собственные физические и психологические возможности.

 Данные, полученные после проведения профориентационной программы показали незначительные различия в группе подростков с девиантным поведением. В группе подростков с девиантным поведением после прохождения профориентационного воздействия увеличилось количество лиц, имеющих средний и высокий уровень в сравнении с их показателями до проведения профориентационной программы. При этом, количество респондентов с низким уровнем осталось тем же. Следовательно можно считать, что гипотеза исследования подтвердилась частично.

Заключение

 

В ходе исследовательской работы нами были изучены особенности профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.

В настоящее время есть разные подходы к пониманию сущности профессионального са­моопределения.

Практически цель всех теорий профессионального самоопределения это определить направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места, профессии.

В связи с увеличением количества подростков с девиантным поведением все более актуальной становится проблема их подготовки к нормаль­ной жизни, в первую очередь - к обоснованному профессиональному самоопределению.

Общая цель системы профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением - подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

Для подтверждения или опровержения этих данных было проведено эмпирическое исследование.

Первая гипотеза исследования состояла в том, что у подростков с девиантным поведением имеются особенности в профессиональном самоопределении. В ходе исследования она была подтверждена. На основании сравнения показателей особенностей и уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением и школьников 9 класса была выявлена более положительная динамика у учеников школы.

В результате проведенного исследования были установлены следующие особенности в профессионалам самоопределении подростков с девиантным поведением: у них лишь частично сформирована профессиональная информированность, то есть имеются представления о разных профессия. Необходимость формирования готовности к выбору профессии осознается недостаточно высоко.

Понимание того, что навыки профессионального планирования должны формироваться в подростковом возрасте, привело к созданию в центре «Феникс» профориентационной программы. Важной задачей является предоставление подросткам подробной информации о социально - экономической ситуации на рынке труда, требованиях, предъявляемых профессией к человеку, принципах адаптивного поведения на рынке труда, оказание помощи в профессиональном самоопределении. В центре была разработана структура готовности подростков к выбору профессии. В связи с чем, нами исследовался уровень готовности к профессиональному определению до и после профориентационной программы с группой подростков с девиантным поведением. Получив незначительные различия, мы убедились в том, то движемся в правильном направлении, и при усовершенствовании программы она действительно будет эффективным условием в формировании их профессионального самоопределения.

Таким образом, работа психолога с данной категорией подростков должна быть направлена на гармонизацию их внутреннего мира, формирование позитивного, безбоязненного отношения к себе и окружающей действительности, прошлому, настоящему и будущему.

Индивидуальная работа должна быть направлена на коррекцию личностных особенностей подростков с девиантным поведением, что возможно, поможет избежать негативного или безынициативного отношения к выбору будущей профессии.

В дальнейшем исследование может быть направлено на более углубленное изучение особенностей профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением. Знание которых позволит выстраивать наиболее эффективную работу с данной категорией подростков.

 

 

Список литературы

 

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии.- Л., 1974. – 243 с.

2. Алемаскин М. А. Психологическая характеристика личности подростков- правонарушителей // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении.- М.: Просвещение, 1968. – 178 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект – Пресс, 2004. – 365 с.

4. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М., 1973. 280 с.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

6. Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной психологии // История советской психологии труда: Тексты (20–30е годы ХХ века)./ Под ред. Зинченко В.П. и др. – М., 1983. – 358 с.

7. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин‑т философии. – Киев, 1986. – 142 с.

8. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии //Вес.Моск. Ун-та. Сер 14, Психология. - № 4. – С.17-25.

9. Думенко Г.А.. Профессиональное самоопределение как психолого-педагогическая проблема [Электронный документ] / Г.А. Думенко // http://science.ncstu.ru

10. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с. – («Gaudeamus»).

11. Зеленков, С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи [Текст] / С. Зеленков // Народное образование. – 2007. – №6. – С. 239-242.

12. Зелинченко А.И., Шмелев А.Г. // Вестник МГУ, серия «Психология», 1987, №4. – с. 14 – 17.

13. Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48.

14. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе. // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. – Грозный, 1980.- С. 5–13.

15. Клейберг Ю.А. Социальный нормы и отклонения. – М., 1997.

16. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М., 1983. – №2.

17. Климов Е.А.. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2006. – 512 с.

18. Ковалев А.Г. Психология личности. 3‑е изд., переработ. и доп. М., 1970. – 391 с.

19. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А.А. Бодалев. - Ин‑т психологии. – М., 1988. – 191 с.

20. Кулаков С.А. На приеме у психолога: подросток. – СПб.: ПИТЕР, 2001. -189с.

21. Мотивация выбора профессии [Электронный документ] // http://click01.begun.ru

22. Профессиональная ориентация молодежи [Текст] / А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. – М.: Высш. шк.,2009 – 272 с. – (Профориентация).

23. Проскурякова Л.Ю. Особенности выбора профессии у подростков с девиантным поведением // Народное образование. – 2010. - №1. С.253.

24. Профессиональное самоопределение старшеклассников [Электронный документ] // http://www.mark5.ru

25. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 2006.

26. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. – М.: Владос, 2007. – 480 с.

27. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2004. – 152 с.

28. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. - М.: Высшая школа, 2000. – 198 с.

29. Ретивых М.В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. – Брянск, 2001. С.26.

30. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС – Пресс, 2009. – 333 с. – (Азбука психологии).

31. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. [Текст] / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 672 с., ил. Т. 2 – М – Я – 2009.

32. Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Меньщиков А.П. и др. Профессиональная ориентация молодежи [Текст] / А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. – М.: Высшая школа, 2009.– 272 с.

33. Семикашева И.А. Социально-психологическая идентичность подростков – участников территориальных группировок / Социальная норма, девиантное поведение, конфликт. Под. общ. ред. Ю.А. Клейберга.- Краснодар, 2003.

34. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2004. – 350 с.

35. Смирнов С.В. Проблемы детской безнадзорности в РФ. Социально-политические последствия и современные технологии / Аналитический вестник Совета Федерации ФСРФ, №14, 2003.

36. Соловцова, Е. Профессиональная ориентация, деятельность и личностная одаренность [Текст] /Е. Соловцова // Народное образование. – 2006. – №8. – С. 189-192.

37. Тоистева О.С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением. // Народное образование, 2011. - №10. – С.257.

38. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М.: Флинта, 1999.

39. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения [Текст] // Педагогика. – 2005. – №1. – С. 19-23.

40. Чистякова, С., Родичев, Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению [Текст] / С. Чистякова, Н. Родичев // Народное образование. – 2006. – №9. – С. 152-156.

41. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М., 1981. – 95 с.

42. Шакуров Р.Х. Психология радости //Профессиональное образование. – №4. – 2000. – С.12.

 

 

Приложение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: