Исторические основы миграционных процессов

«История миграции – это история человечества». Данный тезис высказал известный ученый, исследователь А. Золберг. Доказаны факты того, что примерно в 1190 году до нашей эры финикийцы пришли в Ханаан и дали этой местности имя Палестина. Также имеются доказательства того, что в 587 году до нашей эры 95 % евреев были уведены из Палестины в рабство вавилонянами, а в 538 году – освобождены персидским царем Киром и вернулись обратно. И доказано, что народы в современной Европе так же перемещаются по территории континента, как тысячи лет назад.

Кельты пришли в Италию, на Балканы, в Северную Испанию и Португалию. Готы, гепиды и вандалы обосновались в Южной Руси и в Карпатах. Эту волну миграции историки называют Великим переселением народов, хотя сам этот термин весьма спорный. Дело в том, что происходит он от латинского migratio gentium, а латинский термин gens обозначает не «народ» а «воины» – то есть, по сути, вооруженные силы народа. Понятие «переселения народов» впервые стали использовать в XX веке нацистские историки из Германии, причем в собственных целях: прежде всего, чтобы доказать превосходство германских племен. Поэтому сегодня это понятие в основном применяется для описания, прежде всего миграции германцев в IV веке: гунны вторглись на Русь, остготы покорили Угрию (Венгрию) и поделили Италию с вестготами, те добавили к списку своих владений Францию и Испанию, франки завоевали Францию несколько позже. В 568 году в Северную Италию вторглись лангобарды – так появилась Ломбардия.

Викинги переплывали моря ради торговли. Когда они увидели, сколь богаты города Западной Европы и как легко их достичь по многочисленным рекам, – они вернулись, уже чтобы совершать грабительские походы. Затем в целях сокращения пути к берегам Северной Америки викинги постепенно стали заселять западные прибрежные территории Европы.

По ту сторону Средиземного моря после смерти пророка Магомета с насиженных мест сорвались арабы. Они завоевали Палестину и Северную Африку. Народ берберов, которых еще называют маврами, почти в полном составе переселился в 711 году в Испанию. Их изгнали из Европы лишь в 1492-м, после падения Гранады. Вместе с ними были изгнаны 160 тыс. евреев. В этом же году португалец Христофор Колумб отправился на поиск короткого пути в Индию и открыл Америку.

Переселение народов получило новый стимул – 60 млн. европейцев иммигрировало в Новый Свет добровольно. Местные жители умирали миллионами от новых болезней и войн, сопутствующих процессу переселения и заселения новых территорий. Так как испанцы, португальцы и англичане (ставшие теперь американцами) нуждались в рабочей силе взамен вымерших индейцев, они депортировали миллионы рабов из Африки – это была первая в новой истории массовая принудительная депортация, а также первая после порабощения евреев вавилонянами.

XX век среди прочих наименований получил от историков название «века беженцев». Политические беженцы существовали во все времена с момента появления государственных формирований.

Во Франции дворяне, бежавшие от революции, стали называть себя эмигрантами. Однако с утверждением национальных государств в XIX веке разграничения и признаки приобрели новое качество. Возникли трактовки отношения людей друг к другу типа: «неправильная» вера, «неправильная идеология», «неправильная национальность». Век «этнических чисток» начался.

В Османской Империи было насильственно лишено жизни более 1, 5 миллиона армян. Греки после первой мировой войны вынуждены были покинуть Анатолию, спасаясь от младотурок Кемаля Мустафы-паши по прозвищу Ататюрк, – «Отец турок». Турки, в свою очередь, были выдворены из Греции. Более миллиона человек бежали из России от большевиков. Еще около 150 лет назад европейцы стали переселяться со Старого континента: из Ирландии, Италии, Германии – прежде всего, в Америку.

В 1921 году Лига Наций назначила первого в истории комиссара по делам беженцев: им стал великий путешественник, норвежец Фритьоф Нансен. Его задачей было возвращение домой 500 тыс. военнопленных. Миллионы беженцев из России, Болгарии, Армении, Греции, Палестины должны были быть распределены по странам Европы. С началом тридцатых годов разразился мировой экономический кризис и государство за государством стали закрывать свои границы.

В Эвиане на Женевском озере в 1938 году собрались представители 32 стран, чтобы решить, что делать с евреями, бегущими от Гитлера. Решение, которое они вынесли, гласило: оставить это положение без определенных вмешательств. 'Эти евреи ухудшают общее экономическое положение» – заявляли представители европейских государств, а наиболее хлесткий афоризм на эту тему принадлежит швейцарцам: «Спасательная шлюпка переполнена».

Первые лагеря для беженцев придумали французы: сюда попадали евреи, вырвавшиеся из лагерей нацистов – только для того, чтобы с началом войны быть заклейменными в качестве «немецких пособников» и умереть от голода и болезней за колючей проволокой в лагере для интернированных. После 1945 года по Европе было рассредоточено около 40 млн. беженцев, в том числе 14 млн. немцев были изгнаны из стран Восточной Европы.

Глобальные перемещения населения, связанные с переменой места жительства, являются одной из важнейших проблем народонаселения. Это комплексный и многогранный общественный процесс, затрагивающий различные стороны нашей жизни. Иммиграция сыграла выдающуюся роль в истории человечества, с ней связано, к примеру, заселение североамериканского континента, Австралии, освоение просторов Сибири. Социально-экономические причины иммиграции в каждом случае разные, однако ясно главное: громадную историческую роль иммиграции в заселении, освоении новых земель, смешении рас, языков и народов трудно переоценить. Проблемы, связанные с иммиграцией, исследуются в рамках таких наук, как экономика, география, социология, статистика, этнография и др.

Явление иммиграции определяется целым рядом причин:

экономическими (переезд населения в страны с более благоприятными условиями работы или более высоким жизненным уровнем и т. д.)

военными (захват чужих земель и их заселение)

политическими (стремление избежать в новой стране политических, национальных, расовых, религиозных и др. преследований, преследований сексуальных меньшинств и т.д.).

Иммиграция населения в том или ином виде существовала во все исторические эпохи.

Если рассматривать проблему в масштабе тысячелетий, то стоит отметить, что огромное влияние на формирование состава населения Европы и Азии оказали миграции, происходившие в течение последних двух тысяч лет, такие, как Великое переселение народов в Европе 4-7 вв., миграции, связанные с арабскими завоеваниями (7-8 вв.), с экспансией тюрко-монголов (11-17 вв.).

В эпоху Великих географических открытий (15 – 17 вв.) началось масштабное и регулярное развитие межконтинентальных миграций, главным образом из Европы в Северную и Южную Америку, Австралию, Индию.

В 19 в. По данным электронной энциклопедии «Кругосвет» иммиграция (свыше 28 млн. человек) была направлена в основном из Европы в Америку. По данным того же источника за период с 1815 по 1900 из Великобритании эмигрировало около 13 млн. человек, из них 65 % направлялись в США, 15 % - в Канаду, 11 % - в Австралию, 5 % - в Южную Америку.

С некоторым отставанием второе место заняла Германия, во второй половине 19 в.оттуда эмигрировало более 4, 5 млн. чел., избрав своим новым домом в основном США.

Потоки переселенцев из стран южной Европы (Испания, Португалия, Италия) был направлен, в основном, в Аргентину, США и Бразилию.

В 20 в. Темпы иммиграции ничуть не ослабевают, но это явление приобретает новые, невиданные доселе причины: две мировые войны, вынудившие миллионы людей покинуть родной дом; разделение колониальной Индии на собственно Индию и Пакистан. Причины экономического характера также не сдают позиций. К примеру, в 1945-1950 гг. большие потоки трудоспособного населения направлялись из стран южной и Восточной Европы, а также Северной Африки в Западную Европу. Такой приток рабочей силы был обусловлен необходимостью подъема экономики ведущих европейских держав, устранением последствий второй мировой войны.

В 1950-1970-х экономические причины создали основу для появления новых центров иммиграционного интереса наряду с уже устоявшимися (США, Канада, Австралия). Наибольшим образом преобразилась ситуация с иммигрантами в Европе: из поставщика рабочей силы она превратилась в мощный экономический центр, требующий серьезных трудовых ресурсов.

В 70-е гг. 20 в. Аналогичная ситуация сложилась в районе Персидского залива (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Кувейт и др.). С начала 1990-х гг. 70% рабочей силы этого региона составляют иностранцы.

В 2007 году по всей Земле насчитывался 191 млн. мигрантов. Это 3 % населения планеты и это – внушительная статистика, потому что еще в 1970 году мигрантов насчитывалось только 82 млн., а в начале XXI века – 175 млн. Почти половина мигрантов – 48, 6 % – женщины. 64, 1 млн. мигрантов живут в Европе – это 8, 8 % населения европейских стран. Больше всего мигрантов принимают США – 20 % (38, 4 млн.), на втором месте – Европа, причем лидирует здесь Германия (по оценкам ООН, 5, 2 % или 10, 1 млн. человек). Согласно конвенции ООН 1951 года, беженцем считается человек, который «из-за обоснованного страха преследований по расовому, национальному, религиозному или социальному признаку или из-за своих политических убеждений находится вне пределов страны, чьим гражданином является».

Таким образом, эмигранты в наши дни официально делятся на две категории: «беженцы» – это те, кто не может вернуться в свою страну; «мигранты» – те, кто может. Теоретически. Среди 191 млн. эмигрантов мира под первое определение попадают 9, 2 млн. Им оказывается различная помощь принимающими их государствами – этого требует международное право. Мигранты уезжают добровольно, поэтому им, как правило, привилегий не предоставляется. Европа долгое время пользовалась неписаным правилом: «Кто до нас добрался, тот у нас остался». Теперь эти времена прошли.

В 1985 году Бельгия, Франция, Германия, Люксембург и Голландия подписали Шенгенское соглашение, к которому сегодня присоединились почти все страны Европы. Внутренних границ не стало, но внешние стали укрепляться. Сегодня миграционные законодательства этих стран постоянно пересматриваются в сторону ужесточения – в европейском дипломатическом лексиконе это называется «гармонизацией». Результатом ее стал резкий спад прошений о предоставлении убежища: если взять, например, Германию, то в 1994 году здесь было подано 127, 9 тыс. таких заявлений, а в 2005 – 28, 9 тыс. – на 77 % меньше. 30 лет назад положительный ответ получила половина соискателей, сегодня – только каждый сотый, а среди африканцев – каждый тысячный.

Однако это вовсе не означает, что миграция идет на спад: те, для кого оказывается закрыт легальный путь, выбирают нелегальный. Это тоже по-человечески – все мечтают о лучшей жизни. И разрыв между богатыми и бедными также растет: 50 лет назад средний житель богатой страны зарабатывал в 50 раз больше, чем средний житель беднейшего государства. Сегодня он зарабатывает в 130 раз больше. Естественно, это привлекает. Естественно, это вызывает зависть и враждебность. Это – следствие глобализации: Третий мир знает сегодня, как живет золотой миллиард. И, конечно же, он не намерен считать это неравенство естественным, богом данным состоянием. Почему Европа богата и недоступна, а Африка – бедна и должна до самой, причем весьма скорой, смерти быть им Родиной и местом жительства?

Европа боится этих людей. Европа уверена, что они приносят лишь вред. Так ли это? Непризнанные, неинтегрированные – конечно же. В этом случае от мигрантов нет никакой пользы: они стоят налогоплательщикам кучу денег и не приносят никаких доходов, потому что сами налогов не платят. Но почему это должно так быть? Почему эти люди должны жить на грани? Почему их ненавидят и презирают? Чтобы быть толерантным, нужно быть благополучным и образованным. В стране, где население ищет объяснений своим трудностям и не находит их – по крайней мере, рациональных, – утверждается представление, что во всем виноваты чужаки, которые получают то что им не принадлежит по праву. Формируется представление о том, что мигранты есть не добрые люди. И тогда цыгане «превращаются» в наркоторговцев, лица кавказской национальности – в «убийц», евреи – в «мошенников», поляки – в «воров», афроамериканцы – в «бездельников», китайцы – в «штрейкбрехеров», русские – в «завоевателей». Этот список можно продолжать до бесконечности, для каждой страны он свой.

И, конечно же, обращение властей с мигрантами имеет много общего с официальным сленгом, применяющимся по этому поводу. Если их называют «нелегалами» – их автоматически признают преступниками, даже если у них вообще не было легального способа попасть в ту или иную страну. Если говорят об «экономических беженцах» – значит, превращают в посмешище те мотивы, которые заставляют многих мигрантов, рискуя жизнью, пересекать море и пробираться по весьма недружественным странам – как будто все они покинули свою родину с легким сердцем, погнавшись за «жирным куском». Кто-то, может, именно так и поступил. Есть множество людей, изобретающих преследования у себя дома лишь затем, чтобы потом тыкать ими в нос чиновнику соответствующего министерства в Европе или США. Однако не меньшее, а то и большее количество мигрантов хотят и могут работать. И работают – как показывает опыт того же Кипра, той же Ирландии, где к мигрантам относятся очень хорошо: они не зарятся на социальные гарантии, потому что таковых никому не предоставляют. Они работают и содержат себя самостоятельно. Да еще и налоги платят.

Статистика ЮНЕСКО, которая собирается ежегодно во всем мире и которая никогда не станет приемлемым доказательством ни для одного из воинственных поборников «чистоты расы», «охраны» родной культуры и прочих изобретений, маскирующих нацизм, гласит: 50% мигрантов в мире работают и обеспечивают себя. Они приносят миллиарды в казну того государства, в котором живут, в виде налогов. В Европе с 1990 по 2000 год мигранты были теми, кто обеспечивал прирост населения – без них количество европейцев сокращалось бы на 4, 4 млн. человек каждые пять лет, не говоря уже об их старении.

Иммиграция как экономико-социальное явление только набирает силу с процессами глобализации, происходящими во всем мире. Похоже, что 21 в. Станет веком иммигрантов, несмотря на ту жесткую политику, которую проводят ведущие экономические державы Старого и Нового света, ведь в поисках счастья люди и без малого 500 лет назад готовы были переплыть океан, что говорить о нашем времени, когда расстояния сократились, а мир стал ближе.

1.2. Теоретические аспекты проблемы миграции

Миграция населения – сложный социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения.

При анализе миграции населения ее классифицируют по ряду признаков. Остановимся на важнейших из таких классификаций (рис 1.1).

1. В зависимости от характера пересекаемых границ различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения.

Внешней называется миграция, при которой пересекаются государственные границы. Она в свою очередь делится на межконтинентальную (например, массовое переселение европейцев за океан в XIX-XX вв.) и внутриконтинентальную (например, современная миграция из одних европейских стран – Италии, Испании, в другие – ФРГ, Францию и т. д.).

К внутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т.п. Основными типами современной внутренней миграции являются миграции из сельской местности в города и межрайонная миграция.

Рис. 1.1. Виды миграции населения

2. По временным признакам миграцию делят на постоянную (безвозвратную), временную, сезонную и маятниковую.

Безвозвратная миграция связана с окончательной сменой постоянного места жительства. Примером такой миграции может служить миграция из села в город.

Временная миграция предполагает переселение на какой-то достаточно длительный, но ограниченный, часто заранее обусловленный срок, что обычно связано с работой в месте вселения. Временными являются многие переселения рабочих из одних стран в другие, внутренняя миграция в удаленные и малообжитые районы (например, для работы по контракту на несколько лет) и т.п.

Сезонная миграция включает ежегодные перемещения людей в определенные периоды года, например в сельскохозяйственные трудонедостаточные районы в период уборки урожая, летом – в курортные районы и т. п.

Маятниковая миграция – это регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта.

3. Важное значение имеет классификация миграции по причинам. Среди главных причин миграции населения следует упомянуть экономические и социальные, которые часто трудно разделить (переселения в поисках свободных сельскохозяйственных земель, работы, более высоких доходов, переселения с целью перемены образа жизни – сельского на городской, приобретения более высокого социального статуса и т. п.). Немалую роль играют также политические (бегство от политических преследований, расовых, религиозных притеснений, репатриация в связи с изменением политических условий или государственных границ), военные (эвакуация и реэвакуация, депортация) и прочие причины.

4. По формам реализации миграция делится на общественно-организованную, осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их экономической помощью, и неорганизованную, которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких-либо учреждений.

5. В зависимости от того, предпринимается перемещение людей по их собственному решению или независимо от него, миграция делится на добровольную и принудительную (вынужденную).

В данной работе дадим характеристику нескольким видам миграции, но особенное внимание будем уделять вынужденной миграции.

Вынужденная миграция является одной из характерных черт современности: во всем мире насчитывается в настоящее время около 18 миллионов беженцев. Масштабность и острота проблемы вынужденной миграции предопределила ее превращение из национальной в интернациональную. Соответственно, участие в ее решении принимают не только национальные правительства, но и все мировое сообщество в лице международных и межправительственных, а также неправительственных организаций.

Вынужденная миграция – перемещение людей, происходящие по независящим от них причинам. При вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека, из одной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая социальные связи и искусственно создавая такие связи на новом месте.

Отсутствие или несовершенство законодательства государств-бывших республик СССР в области защиты основных прав и свобод граждан, создающее возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка способствовало возникновению проблемы вынужденной миграции на их территориях.

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, оставившее страну прежнего проживания, из-за преследований по признакам расовой, национальной, этнической принадлежности, вероисповедания, гражданства, политических убеждений и т.п., и прибывшее на территорию России.

Вынужденный переселенец – это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства (как на территории иностранного государства, так и на территории одного из субъектов Российской Федерации) как вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия либо преследования в иных формах, так и вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию, если таковое преследование связано с его расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, принадлежностью к определенной социальной группе или политическими убеждениями (например, в случае увольнения и невозможности устройства на работу по одной из указанных выше причин). Следует иметь в виду, что лица, покинувшие место своего постоянного жительства по обстоятельствам экономического, природного и техногенного характера, а также в связи с эпидемиями и голодом, не могут претендовать на статус вынужденного переселенца, так как причины, вынудившие их покинуть свое жилье, не соответствуют указанным в Законе РФ «О вынужденных переселенцах».

Итак, основное отличие между понятиями «беженец» и «вынужденный переселенец» заключается в принадлежности к гражданству Российской Федерации. Однако в определенных случаях закон допускает признание вынужденными переселенцами и не граждан российской Федерации. Так, вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории России и в силу указанных выше обстоятельств вынужденное сменить место жительства в пределах Российской Федерации (п.3 ст.1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах»).

В Законе «О вынужденных переселенцах» предусмотрены две категории таких лиц.

Первую составляют лица, совершившие преступления против мира, человечности и другие тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. К числу таких преступлений относятся планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; публичные призывы к развязыванию агрессивной войны; производство или распространение оружия массового поражения; применение запрещенных средств и методов ведения войны; геноцид; нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой помощь в индивидуальном жилищном строительстве, при вступлении в жилищный кооператив, приобретении земельного участка под строительство жилого дома, а также приобретении строительных материалов, содействие в организации компактных поселений), получением социальной помощи, устройством детей в государственные школы и детские дошкольные учреждения.

Следует помнить, что, будучи гражданами Российской Федерации, лица, ходатайствующие о предоставлении статуса вынужденного переселенца, и вынужденные переселенцы имеют право на получение бесплатной медицинской и лекарственной помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, на получение пособий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.

Статус этой категории вынужденных мигрантов определен законом РФ «О беженцах». Неоднородность беженцев предполагает деление их на следующие группы:

беженцы временные транзитные, предполагающие вернуться в места прежнего проживания;

беженцы безвозвратные, предполагающие поселение на территории России.

Беженцы имеют право на оказание следующих видов помощи:

а) организация и обеспечение деятельности пунктов первичного приема контроля;

б) обеспечение перемещения и обустройства в центры временного размещения;

в) осуществление адаптационных программ: социальное обслуживание, включающие консультирование по различным вопросам в сфере социальной ориентации;

г) оказание помощи в социальной адаптации в местах постоянного расселения;

д) обеспечение соблюдения основных прав человека.

1.3. Миграционная политика и процессы в зарубежных странах и бывших советских республик

На разных исторических этапах в миграционной политике зарубежных государств преобладала та или другая ее составляющая, которая и определяла в целом ее сущность в анализируемый период. В современных условиях такой составляющей становится иммиграционная политика, которая характерна для большинства развитых стран, которые проявляют большой интерес тому, что из себя представляют, въезжающие к ним мигранты: каковы их национальность, профессия, квалификация, возраст, семейное положение и т. п. На последние характеристики обращается особое внимание как с учетом ситуации на рынке труда, так и исходя из демографических соображений, что особенно характерно для таких стран как Австралия, Канада, Аргентина, Германия и др.

Наибольшие изменения, которые произошли в миграционной политике с конца 50-х годов, связаны именно с иммиграционной политикой. Для государств, традиционно проводящих иммиграционную политику, суть изменений состоит в том, что принятые в них законы были направлены, во-первых, на поощрение иммиграции высококвалифицированных специалистов, во-вторых, против нелегальных иммигрантов.

Более зримо эта двойственность проявляется в противоречиях экономического, демографического и геополитического характера. Так, развитие экономики, как правило, требует либерализации миграционной политики, в то время как политические или национальные интересы нередко настаивают на ее ужесточении, что особенно наглядно проявилось после событий 11 сентября 2001 г. в США.[1]

В современной миграционной политике, определяющей является ее иммиграционная составляющая. Именно страны ярко выраженной иммиграции определяют современную миграционную ситуацию в мире. Это, прежде всего США, Канада, Австралия, страны Западной и Северной Европы, аравийские монархии на Ближнем Востоке, Венесуэла, Аргентина, в Южной Америке, ЮАР, Заир и Кот - д’Ивуар в Африке, Сингапур, Япония, Гонконг в Азии, Россия на геопространстве бывшего СССР.

Говорить об иммиграции в Россию из стран ближнего зарубежья строго с научной точки зрения можно лишь после 1992 г., с момента образования отдельных самостоятельных государств на территории бывшего СССР и превращения межреспубликанских границ в межгосударственные. Вместе с тем, сам процесс возвращения русского населения из этих республик стал заметным уже со второй половины 1960-х гг. Речь шла о мигрантах, выехавших в республики СССР из России в 1950-е-1960-е гг. в добровольно-принудительном порядке: по «партийным призывам», как молодые специалисты по распределению, для строительства крупных проектов общесоюзного масштаба и т. п. Примерно с конца 1960-х гг. начинают формироваться миграционные потоки русского населения из Грузии, Азербайджана, а следом за ними и других республик, носящие чисто этнический характер. Это было связано с постепенным вытеснением русских из сфер управления, услуг, науки и т. д. кадрами коренных национальностей, подготовленных к тому времени как в самих республиках, так и в университетах России. К концу 1970-х гг. центростремительные миграционные потоки в Россию становятся определяющими. Практически со всеми союзными республиками, куда прежде мигрировал основной поток переселенцев из России, сальдо миграции стало положительным. Так, за 1979-1988 гг. только из Казахстана в Россию переехало около 700 тыс. чел, из республик Средней Азии - около 800 тыс. чел. При этом нельзя не отметить, что помимо оттока русского населения во многих республиках в 1980-х гг. начался отток и титульных, коренных национальностей. Главными регионами эмиграции коренных жителей стали Закавказье, Средняя Азия, Молдавия. Эти миграционные потоки направлялись в основном в Россию, а также в Украину и Прибалтику. Таким образом, Россия, в течение более трех столетий «отдававшая» своих граждан, стала их «собирателем».

Ситуация коренным образом изменилась после 1992 г., когда между возникшими самостоятельными государствами на территории бывшего СССР была возведена государственная граница, а в самих этих государствах, за исключением России, стала проводиться политика по выталкиванию населения некоренной национальности. Использование местными правящими элитами этнического фактора для собственного самоутверждения вылилось в резкое обострение этнической нетерпимости, поощряемой на государственном уровне, возникновение открытых конфликтов на националистической основе, вытеснение некоренного населения с рынка труда и как результат - в массовые потоки вынужденных мигрантов туда, где, казалось, по крайней мере, этническая безопасность будет гарантирована.

Это, в свою очередь, способствовало распространению одного из заблуждений о том, что международная миграции в России в 1990-е годы в определяющей мере имела в основном вынужденный характер. Справедливее было бы утверждать, что вопросы вынужденной миграции в России в 1990-е годы стоял очень остро.

Регистрация вынужденных мигрантов началась в России с июля 1992 г. Их зарегистрированное число достигло максимума в начале 1998 г., составив 1191, 9 тысяч. Самый быстрый рост количества вынужденных мигрантов наблюдался в 1993-1995 гг., когда их число увеличивалось на 255-288 тыс. человек в год. По мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия в зонах конфликтов количество вновь зарегистрированных вынужденных мигрантов сокращалось и в 2000 г. составило 59196 человек, а в 2001 г. - 41958 человек. Часть вынужденных мигрантов была снята с учета, поэтому их общее накопленное число к 2003г. уменьшилось до 643, 5 тыс. человек или почти вдвое по сравнению с максимальной их численностью на начало 1998 г. Подавляющее большинство зарегистрированных вынужденных мигрантов имеют статус «вынужденного переселенца». На него в России могут претендовать лица, вынужденно оставившие места своего жительства в странах СНГ и Балтии, в том случае, если они приняли российское гражданство. Соискателями этого статуса могут быть также внутренние перемещенные лица. Всего в России на начало 2003г. насчитывалось 625, 6 тыс. вынужденных переселенцев, из них 112, 4 тыс. - внутренние перемещенные лица. Статус беженца имели 17, 9 тыс. мигрантов, из них почти все из СНГ и Балтии и только 505 человек из других стран. В последние годы статус вынужденного переселенца и беженца получает подавляющее большинство соискателей - 81, 1% от числа обратившихся в 1998 гг., 92, 2 % в 1999, 88, 1 % в 2000 гг., 89, 1 % в 2001. Однако это не относится к соискателям не из стран СНГ, которым получить статус беженца в России крайне трудно. В 2000 г. это смогли сделать 160 человек, в 2001 - 125. В то же время, например, в конце 2000 г. на учете в УВКБ ООН состояло 9000 лиц, ищущих убежища в России, 90 % из которых - афганцы, проживающие в нашей стране в течение нескольких лет.

Если говорить о политике стран СНГ в области вынужденной миграции, то в ее развитии на протяжении 1990-х годов можно выделить несколько этапов. Первый, хронологически охватывающий 1992-1995 гг., характеризовался тем, что государства, столкнувшись с проблемами вынужденной миграции, осознали, что их решение невозможно на национальном уровне.

Надежда на помощь международного сообщества стала основной причиной, подвигнувшей в то время Азербайджан, Армению, Россию и Таджикистан на присоединение к Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. Не меньшие, и как казалось, обоснованные надежды возлагались на перспективы конструктивного сотрудничества стран СНГ: в сентябре 1993 г. было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, которое предусматривало создание специального Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Одновременно было заключено Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов, несколько ранее - Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, позднее - Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. По сути, весь этот период прошел под знаком балансирования между упованиями на помощь международного сообщества и сотрудничества в рамках СНГ. В большинстве случаев, принимающие страны готовы были идти на любое сотрудничество, позволявшее им снизить бремя политических и социально-экономических издержек, связанных с приемом и обустройством вынужденных мигрантов. Хотя и внутри этой группы имелись противоречия: одни государства были более заинтересованы в решении проблем беженцев, другие – внутренних перемещенных лиц.

Следующий этап, 1995-1996 гг., характеризуется социально-политической стабилизацией в странах СНГ и прекращением вооруженных действий в зонах наиболее кровавых конфликтов: армяно-азербайджанского, абхазского, таджикского, что способствовало резкому сокращению потоков вынужденных мигрантов из государств Закавказья и Таджикистана. Военные действия в зонах не столь масштабных приднестровского и югоосетинского конфликта были прекращены в 1992 г., причем практически все беженцы и перемещенные лица вернулись в места постоянного проживания на территории Молдовы уже осенью 1992 г. Определенную роль в снижении масштабов иммиграции в Россию сыграла и эскалация войны в Чечне. На смену вынужденным миграциям приходят миграции по иным, социально-экономическим мотивам. На этом этапе перед странами СНГ встала задача приведения национального законодательства о вынужденных мигрантах в соответствие с международными нормами и соглашениями.

Последний этап, начало которого приходится на 1997 г., характеризуется неуклонным сокращением численности беженцев и перемещенных лиц, наиболее уязвимых групп вынужденных мигрантов на пространстве СНГ.

Наиболее впечатляющим было снижение числа беженцев в России: в 1998-2000 гг. их численность снизилась в 9 раз: на 1 января 2001 г. в России было 26 тысяч беженцев, тогда как в начале 1998 г. - 235 тысяч. Причиной неуклонного сокращения их численности в России является утрата статуса беженцами, прибывшими в страну в начале 1990-х гг., в соответствии с действующим законодательством; приток новых претендентов на статус не покрывает это выбытие.

По иным причинам сокращалась численность беженцев в других принимающих государствах СНГ. Масштабной сокращение численности беженцев в 2000г. имело место в Армении и Азербайджане, например, в основном за счет их натурализации. Вместе с тем, сокращение численности беженцев в традиционных принимающих странах СНГ сопровождается ростом их численности в центральноазиатских государствах СНГ, на границах которых обстановка накаляется: Казахстане, Таджикистане, Узбекистане.

В качестве положительной тенденции можно отметить начавшийся процесс репатриации вынужденных мигрантов на родину. Так, в 2003 г. продолжалось возвращение в места постоянного проживания беженцев – осетин из Грузии, проживающих на территории Российской Федерации. Количество лиц, возвратившихся в Южную Осетию, увеличилось по сравнению с 2007 г. почти в 3 раза. Правда, в абсолютном исчислении эти цифры не очень велики: в 2007 г. на родину вернулось 52 семьи в составе 151 человека. Аналогичный процесс наблюдается и в отношении внутриперемещенных лиц. В 2007г. на территорию Чеченской республики из Республики Ингушетия вернулось 12, 3 тыс. человек. В документах соответствующих органов подчеркивается, что репатриация граждан носит исключительно добровольный характер. Однако значительное число людей остаются вынужденными мигрантами. На 1 января 2004 г. по данным регистрационного учета численность внутриперемещенных лиц, находящихся в местах временного размещения на территории России составляет 255, 3 тыс. человек.

Можно констатировать, что в России, с одной стороны, за 1991-2002 гг. была создана определенная законодательная база, давшая свободу передвижению российских граждан, с другой стороны, ужесточающая меры против миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья. И эта двойственность отношения к миграции, как и непонимание основных закономерностей международной миграции, привели к тому, что за эти годы так и не была сформирована концепция эффективной миграционной политики.

В 2000 г. ФМС была ликвидирована, и функции управления миграционными процессами были переданы Министерству по делам Федерации, национальной и миграционной политики. Уже само название Министерства предопределяло понимание миграции как внутреннего, а не международного процесса. В октябре 2001 г. Министерство было упразднено и через несколько месяцев осуществление миграционной политики было включено в компетенцию Министерства внутренних дел РФ. С передачей функций регулирования миграционных процессов в ведение МВД РФ, все внимание «вдруг» стало вращаться вокруг нелегальной миграции при том, что все остальные формы миграционного движения опять остались «за бортом». Собственно, в этом заключается еще один миф, который стал складываться в мире, в том числе в России, после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США.

2. Анализ состояния миграции и миграционных проблем на примере Ставропольского края

2.1. Миграционные процессы в современной России

Миграция представляет собой часть современной мировой глобализации. Существующая в громадных масштабах миграция вовлекает в свой оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу, на мировом рынке труда. Миграция – явление, неизбежным следствием которого становится усложнение экономической и общественной жизни. И в тоже время она открывает новые возможности. Крупные города и густонаселенные регионы России наиболее интересны для мигрантов, что в условиях экономической нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда. При официальном уровне безработицы порядка 5, 5 миллионов, иностранные трудовые эмигранты по данным Госкомстата занимают порядка 4 миллионов рабочих мест. По прогнозам к 2030 году их число достигнет прочти 20 % от населения страны. Такая «перспектива» развития миграционных процессов в обществе воспринимается крайне негативно.

Особой проблемой для многих стран является нелегальная миграция, которая состоит из трех компонентов: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость. В России наиболее распространена нелегальная занятость. Из тех, кто работает, разрешение на работу имеют менее 30 %, а регистрацию по месту жительства – около 50 % да и те в основном фальшивые. Мигранты трудятся в разных сферах. Например, в Москве у них такое распределение:

43 % – на стройках (чернорабочие, каменщики и бетонщики и т. д.);

21 % – торгуют на вещевых и продуктовых рынках;

14 % – ремонтируют квартиры и прочие объекты недвижимости;

8 % – работают слесарями в автосервисе;

6 % – трудятся на низовых позициях в ресторанах и кафе;

5 % – работают водителями общественного странспорта;

3 % – офисные работники.

Часто миграция имеет криминогенный характер, что обостряет и без того сложную криминальную обстановку в стране. По данным Генпрокуратуры 96 тысяч уголовников, объявленных в розыск по СНГ, находятся сегодня в России под видом иммигрантов. В своем выступлении на правительственном часе в Госдуме об основных приоритетах миграционной политики и о мерах, принимаемых правительством РФ по совершенствованию действующего законодательства, заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин отметил, что за последние 10 лет число преступлений, совершённых иностранными гражданами в России увеличилось в 2, 5 раза. При этом удельный вес граждан СНГ составляет более 90 процентов. Анализ угроз национальной безопасности России в миграционной сфере показал, что в основном они связаны, хотя и незначительно, с формированием различных криминальных национальных сообществ, моноэтнического бизнеса, теневых секторов экономики в регионах с привлечением нелегальных мигрантов. Все это порождает массу проблем для власти и общества. На заседании Совета безопасности России в октябре прошлого года было констатировано, что проблемы незаконной иммиграции и связанная с нею криминальная деятельность, достигли масштаба угроз национальной безопасности.

Основной поток незаконной миграции около (90 %) в Россию идет из стран СНГ, (10 %) - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Численность незаконных мигрантов в регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Владивосток, Хабаровск и прилегающие области, Республика Бурятия, Омская и Оренбургская области) варьирует от 0, 5 до 3 % населения, в Москве она составляет более 10 %. Безусловно, катализатором притока нелегальных мигрантов в Россию служит упрощенный и безвизовый режим со странами СНГ. Опрос, мигрантов показал, что по гостевым визам в Россию въехали (39 %), туристическим (31 %) и учебным (11 %). Часть респондентов (16 %) въехала в Россию без виз, используя безвизовый режим въезда со странами СНГ. Незаконно пересекли границу (3 %). Данные c разных участков границы РФ и опроса задержанных на пограничных пунктах показали, что основными направлениями потоков незаконной миграции являются: а) на въезд в Российскую Федерацию: российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга; б) на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-ПетербургаВ последние годы многие страны мира, особенно Европы, страдают от демографического кризиса, от недостатка рабочих рук. В нашей стране, контуры этой проблемы стали вырисовываться, начиная с 80-х годов, когда соотношение вступающих в трудоспособный возраст и выходящих из него поколений стало критический меняться. Уже через десять лет Россия вступила в полосу депопуляции. Каждый год страна по разным причинам теряет почти миллион человек, из них в трудоспособном возрасте в среднем умирает 450 тысяч мужчин и 60 тысяч женщин. Уменьшение числа работающего населения по отношению к пенсионерам приведет к перенапряжению системы социального обеспечения и дефициту на рынке труда. В ежегодном американском докладе-прогнозе (Mapping the Global Future) развития ситуации в мире до 2020 года, подготовленном авторитетным Национальным советом по разведке США, авторам исследования достаточно пессимистичным видится демографическое будущее России: «Продолжится существующая тенденция снижения рождаемости и сокращения продолжительности жизни, что может серьезно повлиять на политическое развитие, а также на трудовые ресурсы и здоровье людей».

Очевидно, что если в России начнется экономический подъем и возрастет потребность в рабочей силе, то демографическая проблема может стать фактором, ограничивающим возможности экономического и социального роста. Рабочая сила станет, пожалуй, самым дефицитным ресурсом. Миграция населения (прежде всего трудовая) – нормальное и даже позитивное явление, позволяющее восполнить естественную убыль числа трудоспособных лиц в результате смерти и старения. Анализ состояния миграционных процессов в России свидетельствует о том, что основным источником роста населения и трудовых ресурсов страны в течение последних десятилетий является миграция.

В создавшихся условиях, пусть даже это кому-то и не нравится, миграция объективно становится для России фактором желательным и необходимым. Пока только миграция сдерживает резкое сокращение численности населения страны и восполняет ее трудовые ресурсы. Поэтому в последнее время государство рассматривает мигрантов, не просто, как лимитчиков, а как стратегический трудовой ресурс. В тоже время избыточная бесконтрольная миграция опасна, так как она может изменить культурно-этнографическую карту страны ослабить ее общественно-политическое единство. Отсюда понятны опасения Председателя Совета Федерации С. Миронова, который высказался против решения демографической проблемы в России только за счет мигрантов, указывая на известные события во Франции. Спикер верхней палаты за повышения рождаемости и доведение населения России до 300 млн. человек. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ В.В. Путин подчеркнул, что демографическую ситуацию в стране надо менять, и делать это надо с помощью трех составляющих. Первое – снижение смертности. Второе – эффективная миграционная политика. И третье – повышение рождаемости. «Никакие меры в области миграции не позволят решить проблему без увеличения рождаемости», – указывает бывший глава государства. Для этого, он считает, надо проводить демографическую и семейную политику, создавать нормальные условия для рождения и воспитания детей. «Для улучшения жизни людей, – заявил премьер - министр РФ, – у России, существует огромный потенциал».

Для России с ее гигантской территорией и бескрайними просторами вопрос демографической стабильности для обеспечения целостности государства и национальной безопасности особенно актуален. У наших дальневосточных соседей, которые имеют к России территориальные притязания, наблюдается другая проблема, крайний дефицит земель пригодных для жизни. Как пишет Академик РАМН В.П. Казначеев, во всей азиатской части России к 2025-2030 гг. останется всего 8-9 млн. человек в трудоспособном возрасте, в то время как по ту сторону китайской границы будет находиться до 600 млн. человек. Сможет ли Россия выдержать такое давление? Что мы сможем противопоставить? В таких условиях, как бы нам самим не оказаться чужестранцами в родной стране! Уже сейчас граждане Китая на Дальнем Востоке составляют около половины населения некоторых районов Амурской области, Хабаровского и Приморского краев. Ими создаются множество фирм, занимающихся визовой поддержкой и оформлением документов китайцам, стремящихся иммигрировать в Россию. Появились фирмы специализирующиеся на освоении новых российских городов, где про китайцев только слышали. Идет концентрация средств китайских предпринимателей в России для организации с их помощью поставок в Китай природного сырья и промышленных изделий. В тоже время из Китая в Россию идет ввоз крупных партий низкокачественных товаров, продуктов питания и контрабанды.

Сокращение коренного населения приграничных территорий на востоке страны и массовое заселение их иммигрантами не отвечает геополитическим интересам РФ. Ситуация на Дальнем Востоке требует принятия срочных мер: 1) укрепление контрольно-визовой службы на границе для пресечения нелегальной миграции; 2) создание нормальных социально-экономических условий для местного населения; 3) массовое привлечение эмигрантов из стран СНГ в этот регион с перспективой трудоустройства и получения российского гражданства.

Все это должно способствовать решению следующих задач:

- заселению пустующих земель и защите их от миграционной экспансии со стороны стран Юго-Восточной Азии;

- ослаблению миграционных потоков в центральные густонаселенные и южные регионы страны;

- уменьшению оттока местного населения вглубь страны.

По словам Бориса Грызлова: «Крупные экономические проекты, прежде всего проекты по развитию Сибири и Дальнего Востока, могут стать привлекательными для жителей бывших союзных республик. Работа там найдется не только для граждан России, но и для наших соотечественников, и для тех иностранцев, кто готов и хочет поработать у нас временно».

Состояние миграционных дел в России показывает неэффективность существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур, занимающихся вопросами учета и обеспечения занятости трудовой миграции. Россия в последние годы стала напоминать свободный рынок рабочей силы, куда мигранты толпами приезжают, уезжают и никто, по сути, не знает, где они были, чем они занимались. По Федеральной миграционной службы (ФМС), только за один год в Россию взъезжает до 20 миллионов мигрантов, и только 15 % имеют письменный контракт с работодателем. Это говорит об очень низком уровне формализации трудовых отношений у мигрантов с работодателем. В первую очередь это отрицательно сказываются на социальной и правовой защищенности самих работающих мигрантов. Не выгодно это и государству, мимо казны которого проходят огромные деньги. Много нелегалов работает на торговых рынках. Например, в одной Москве официально зарегистрировано 170 рынков. В прошлом году казна с них получила 468 миллионов рублей налогов, в то время как товарооборот на этих рынках составил 300 миллиардов рублей. Экономический ущерб от теневой экономики оценивается миллиардами долларов, утекающих из страны. По данным Федеральной налоговой службы РФ, только прямые убытки, ежегодно наносимые нелегальными иммигрантами, составляют более 200 миллиардов рублей. Для сравнения, 200 миллиардов рублей сопоставимы с расходами федерального бюджета, выделяемыми в этом году на образование или на социальную политику. При этом сумма денежных переводов из РФ граждан Грузии составляет примерно 20 % ВВП этой страны, граждан Молдавии – 30 %. Почти 50 % всей приобретаемой в российских банках наличной валюты истребуется по документам иностранцев. В минувшем году эта сумма составила почти 8 миллиардов долларов. Немалая часть этих денег оседает в карманах наших коррумпированных чиновников, которые закрывают глаза на многочисленные нарушения со стороны мигрантов. В стране уже сложилась «системная коррупция», которая порождает нелегальную миграцию, питается от нее и покрывает ее. По экспертным оценкам российские чиновники в год берут разного рода взяток до 40 миллиардов долларов, определенно не малая часть этих денег идет и от мигрантов.

Данная ситуация не нормальна, когда обогащаются все кроме государства. Необходимо срочно вывести миграцию из теневого сектора экономики, придать ей цивилизованные формы, восстановить финансовые потери; добиться того, чтобы миграция стала фактором социально-экономического роста страны, а не угрозой ее национальной безопасности.

В тоже время надо изменить отношение в обществе и к самим мигрантам. Они, можно сказать, находятся в положении современных рабов, труд которых практически ничего не стоит. В целях получения сверхприбыли предприниматели предпочитают брать на работу нелегалов, подход работодателей к гастарбайтерам прост: лопату побольше, зарплату поменьше. Из гастарбайтеров выжимают все, и еще при этом экономят на элементарных требованиях охраны труда, что часто приводит к тяжелым травмам и человеческим жертвам.

Пример тому трагедия произошедшая на Басманном рынке в г. Москве, когда в результате обрушения крыши погибло 66 человек. Все они, кроме двух, были приезжими из стран СНГ. Сколько за год по тем же причинам погибает гастарбайтеров на производстве и на стройках, по-видимому, мало кого интересует, и никто не несет за это ответственность. Мигранты, ни от чего не застрахованы и практически беззащитны перед любыми нарушениями их прав и интересов. Этим активно пользуются криминальные группы, создавая свой черный рынок труда по законам средневековья. Чтобы навести порядок в этой сфере, прежде всего, необходимо легализовать мигрантов, защитить их скромные права. Надо дать возможность гастарбайтерам честно трудится, жить в человеческих условиях, платить налоги государству, а не взятки чиновникам и милиции.

Нам представляется, что оптимальный путь – квотировать миграцию, как это делают в западных странах, во-первых, это уменьшит поток нелегальной миграции, во-вторых, это даст возможность выбора кадров, ведь нам нужны хорошие специалисты врачи, инженеры, программисты, а не только дворники. Еще для улучшения контроля и трудоустройства мигрантов, необходимо в каждом регионе создать свою биржу труда со своим банком данных. На основе закона установить порядок, когда мигрант с мандатом мог бы получить работу у работодателя только через биржу, при этом ему должны быть гарантированны нормальные условия труда, оплаты и соцпакета. С работодателя должна взиматься госпошлина за каждого гастарбайтера. Без ведома биржи не должен заключаться ни один трудовой договор, при чем все должны исправно платить налоги государству. Необходимо добиться того, чтобы миграционные процессы в Российской Федерации стали позитивным фактором, способствующим развитию экономики, улучшению демографической ситуации и обеспечению безопасности страны. Государство столкнулось с непростой задачей защиты населения от незаконной миграции и сохранения культурной идентичности при необходимости решать нарастающие проблемы демографического дисбаланса. «Если сегодня общество будет закрывать глаза на нарастающий национализм, то завтра он может закрыть глаза этому обществу».

Даже беглый анализ миграционной ситуации в стране позволяет сделать следующий вывод: у народа кроме негатива и обеспокоенности за наше будущее миграционный вопрос ничего не вызывает.

Бесконтрольность миграционных процессов может опасно поменять исторически сложившуюся этнодемографическую карту регионов, привести к межэтнической и межрелигиозной напряженности, обострению криминальной обстановки в стране. В ответах чиновников часто проглядывает некоторая растерянность оттого, что предпринимаемые меры по борьбе с незаконной миграцией не дают ожидаемого эффекта. Эксперты, работающие в миграционных службах МВД и других государственных структурах, полагают, что виной неэффективности принимаемых мер являются, главным образом, нехватка средств и коррумпированность местных чиновников. Естественно, милицейскими рейдами в поисках нелегалов по рынкам и стройкам эту проблему не решить. Эксперты, занимающиеся этой проблемой, видят главную причину пробуксовки проводимой миграционной политики в том, что нет системы регулирования миграционного напора извне и распределения его внутри страны. Решение миграционных проблем должно базироваться не только на ограничительных мерах в рамках борьбы с незаконной миграцией, но и на мерах по стимулированию легализации мигрантов. В 2005 году за организацию незаконной миграции было возбуждено 370 уголовных дел, к административной ответственности привлечено более 1, 5 млн. человек. «Однако исключительно репрессивными мерами порядок мы не наведем, - убежден директор ФМС Константин Ромодановский. Необходимо предпринимать шаги по легализации мигрантов, чтобы они «выходили из тени» и платили налоги».

Говоря в целом, проблема миграции в России должна рассматриваться в тесной связи с совершенствованием действующего миграционного законодательства и учетом демографического положения. У власти нет достаточно осмысленной специальной программы по упорядочению миграционных процессов и балансировки рынка труда. Правительство пытается что-то делать с миграционными потоками, намериваясь направлять их в опустевшие регионы, но последние естественным образом тянутся к Москве и другим крупным городам. Специальных исследований в этом направлении не проводилось в связи с отсутствием финансирования, а современные статистические данные по незаконной миграции весьма скупы. Государству необходимы обратная связь с мигрантами и координация с организациями по миграции, общинами, диаспорами и группами соотечественников для поддержки указанной деятельности. Миграция содержит в себе как возможности, так таит и опасности. Государству надо научиться управлять не мигрантами, а миграционными процессами. Не загонять их в подвалы и каптерки, а создавать им условия для честного труда при уважении российских законов и общественных устоев. Как сказал премьер-министр В.В. Путин: «Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям». Тогда может и местные жители будут более доброжелательны. Проблема миграции как явление не только социально-экономическое, но и политическое должна решаться при самом пристальном внимании со стороны общества и государства.

Конечно, разработка и осуществление эффективных мер в области борьбы с нелегальной и тем более криминальной миграцией в России необходимо. Тот факт, что Россия оказалась включенной в глобальную структурную сеть, превратившую нелегальную переправку людей в прибыльный бизнес, требует больших усилий в пресечении этой незаконной деятельности. Однако по-прежнему неоправданно мало внимания уделяется другим видам миграции.

Сейчас проблемы формирования миграционной политики в России все чаще поднимаются в научных и политических дискуссиях, в средствах массовой информации. Миграционная политика, отвечающая потребностям реально складывающейся миграционной ситуации в стране, стала насущной необходимостью. Тот факт, что по масштабам и последствиям первое место в России сегодня занимает уже не вынужденная миграция, а экономическая миграция и особенно ее нелегальная составляющая, заставляет искать новые подходы и решения.

2.2. Общая социально-экономическая характеристика Ставропольского края

Ставропольский край в составе России образован в феврале 1924 года. Край расположен в центральной части Предкавказья и на северном склоне Большого Кавказа. На севере край граничит с Ростовской областью и Республикой Калмыкия; на востоке - с Республикой Дагестан, Чеченской Республикой; на юге - с Республикой Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республикой, Карачаево-Черкесской Республикой; на западе - с Краснодарским краем. Протяженность границ составляет 1753, 5 км.

Территория края - 66, 2 тыс. кв. км (0, 4 процента территории Российской Федерации). Расстояние от Ставрополя до Москвы - 1621 км.

Сельхозугодья края занимают 87, 8 процента территории края, леса - 1, 7 процента, воды - 1, 8 процента, прочие земли - 8, 7 процента.

Климат умеренно-континентальный. Территория делится на 4 природные (полупустыни, степи, лесостепи, предгорья) и климатические (крайне засушливая, засушливая, неустойчивого увлажнения, достаточного увлажнения) зоны.

Рельеф края разнообразен и делится по абсолютным высотам на низменный (менее 200 м), возвышенный (200-500 м) и горный (более 500 м). Почти 90 процентов площади края расположено на Предкавказской равнине, включающей в себя и Ставропольскую возвышенность (300 - 600 м), где расположен город Ставрополь. В предгорной части края расположены всемирно известные курорты Кавказских Минеральных Вод (города Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск).

Предгорная часть территории края является особо охраняемым эколого-курортным регионом Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды.

Край располагает высокопродуктивными черноземными почвами. Недра края богаты различными полезными ископаемыми: газом, нефтью, редкоземельными металлами, строительными материалами, лечебными грязями, термальными и минеральными водами. Средняя температура воздуха по краю: январь - 3 - 5 град. С, июль + 17 + 25 град. С0.

Принятая в крае система административно-территориальных образований включает 26 районов, 10 городов краевого значения. На его территории расположено 19 городов (в том числе 10 городов краевого значения), 6 рабочих поселков, 1 курортный поселок, 736 иных населенных пунктов.

По состоянию на начало 2002 года в крае проживает 2644 тыс. жителей более 90 национальностей, из которых 84 процента составляют русские. Доля городского населения превысила 55 процентов общей численности. Плотность населения - 39, 9 человек на 1 кв. км, что почти в 5 раз превышает среднюю плотность по Российской Федерации. Население города Ставрополя - 337, 4 тысячи человек. Средний возраст населения края - 37 лет.

Основные отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и общественное питание, транспорт и связь.

Динамика валового регионального продукта (далее - ВРП) за 2006 - 2008 годы (в действующих ценах) показывает ежегодное его увеличение: с 40, 7 млрд рублей в 2006 году, 58, 8 млрд. рублей в 2008 году до 76, 2 млрд. рублей в 2007 году. При этом темп роста ВРП в сопоставимых ценах в последние три года составлял: в 2006 году - 104, 1 процента, в 2007 году - 106, 5 процента, в 2008 году - 108, 3 процента.

Таблица 2.1. Валовой региональный продукт

Показатель 2006 год 2007 год 2008 год
ВРП края (в действующих ценах), млн. рублей      40736, 6   58807, 1   76180, 5
ВВП Российской Федерации, %  105, 4 109, 0 105, 0
ВРП края, %    104, 1 106, 5 108, 3
В действующих ценах на душу  населения, тыс. руб.:       
ВВП Российской Федерации  32, 6 50, 2 62, 5
ВРП Российской Федерации (из суммы регионов)      28, 5   43, 3   55, 2
ВРП края    15, 1 21, 9 28, 5
Место, занимаемое среди субъектов Российской Федерации по производству ВРП на душу населения    59   59   56

 

Доля отраслей, производящих товары, в общем объеме валового регионального продукта возросла с 43, 7 % в 2006 году до 49, 3 % в 2001 году; доля отраслей, оказывающих услуги, соответственно снизилась с 50, 5 % до 45, 5 %; чистые налоги на продукты составляли в структуре ВРП соответственно 5, 2 и 6, 3 %.

Динамика основных показателей социально-экономического развития края за последние три года свидетельствует о том, что в экономике края преодолен кризис: стабилизировалась ситуация в сфере материального производства, повысился уровень жизни населения, укрепилась бюджетная система.

Таблица 2.2. Основные показатели экономического развития края, в % к предыдущему году

Показатель 2006 год 2007 год 2008 год
Валовой региональный продукт  104, 1 106, 5 108, 3
Продукция промышленности   119, 2 106, 4 122, 8
Продукция сельского хозяйства  97, 2 103, 1 113, 5
Инвестиции в основной капитал  101, 2 171, 6 89, 7
Ввод в действие общей площади жилых домов 105, 7 85, 7 85, 8
Оборот розничной торговли   90, 1 115, 9 109, 8
Объем платных услуг населению  118, 2 106, 0 102, 1
Экспорт товаров    74, 1 137, 6 105, 9
Импорт товаров    87, 0 126, 4 119, 6
Реальные располагаемые денежные доходы 86, 6 109, 6 100, 3

Приведенные данные свидетельствуют об устойчивом развитии реального сектора экономики.

Однако, социально-экономическое развитие края в целом обладает определенной спецификой, которая значительно влияет на состояние финансовой системы края и социальной сферы.

Плотность населения края с учетом миграционных процессов в 5 раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. При этом, в структуре населения края 26, 5 % занимают пенсионеры. В результате, Ставропольский край по основным показателям социально-экономического развития в пересчете на душу населения занимает лишь 58-е место среди субъектов Российской Федерации.

Важной проблемой экономики Ставропольского края является диспропорция между темпами роста ВРП и затрат на социальную сферу. За последние десять лет темп роста затрат на социальную сферу опережал темпы роста ВРП.

Другая важная проблема связана с тем, что несмотря на абсолютный ежегодный прирост собственных доходов в бюджете Ставропольского края, их доля в объеме ВРП сокращается. Так, в 2002 году доля собственных доходов бюджета Ставропольского края в ВРП составляла 12, 3 %, 1996 - 10, 7 %, 1997 - 10, 4 %, 2005 - 10, 1 %, 2006 - 9, 1 %, 2007 - 9, 5 %, 2008 - 10 %. Это, с одной стороны - результат снижения налоговых ставок и перераспределение налоговых потоков в пользу федерального центра, а с другой - свидетельство сохранения в экономике значительных объемов «теневого» оборота.

Рост объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции подтверждает, что Правительством края выбрана правильная стратегия социально-экономического развития края, которая направлена на создание благоприятных условий для производителей товаров и услуг.

К началу 2005 года число учтенных субъектов всех отраслей экономики (организаций, их филиалов и других обособленных подразделений) составило 62, 5 тыс. единиц.

Промышленность занимает ведущее место в экономике края. Она оказывает существенное влияние на развитие других секторов экономики. В ней занято 16, 9 % работающего населения края, сосредоточено 48


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: