В старшей группе занятия изобразительным творчеством в школе будут носить более индивидуальный характер, чем в предыдущей группе, так как адресованы старшим подросткам и обусловлены их возрастными особенностями, творческими возможностями и предпочтениями. В основном занятия проводятся на пленере, и поэтому прообразом творческих замыслов подростков является натура.
Стремление к овладению профессиональными знаниями, желание изучать живую натуру, выразить свое отношение к природе и ко многим явлениям окружающей жизни заставляют подростка исследовать свои пока еще скрытые возможности в каждом из видов изобразительной деятельности. Немалую роль играет изучение и открытие новых средств пластического выражения, познание которых поможет подросткам адекватно воспринимать профессиональное искусство.
По мере усложнения задач, как в композиционной деятельности, так и при работе с натурой детей (на примере их собственного творчества) подводят к таким понятиям, как композиционный ритм, цельность, пластическая выразительность, обобщенность. Это поможет им в дальнейшем воспринимать произведения искусства в музеях и на выставках.
В программу вводятся задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей подростков. Можно так же работать в смешанных техниках: акварель и тушь, мел и уголь, акрил и масло, восковые мелки и акварель.
Принцип построения материала, в программе следующий: от конкретных жанров, художественных техник, художественных материалов — к художественным проблемам.
Работая по программе, подростки не только создают индивидуальные работы в области живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, но и участвуют в общих художественных мероприятиях.
Знакомство с этапами работы над воплощением художественного замысла в области изобразительного творчества позволит подростку открыть для себя широкий спектр возможностей художника.
Учебно-тематический план
№пп | Темы | Общееколичествочасов | В том числе | |
теоретические часы | практические часы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Подробное изучение видов смешанных техник. | 7 | 4 | 3 |
2 | Пленэр. Практические занятия на свежем воздухе, с самостоятельно выбранными материалами. | 4 | 1 | 3 |
3 | Техника: акварель и тушь. | 5 | 2 | 3 |
4 | Техника: отмывки тушью и «сухая кисть». | 4 | 1 | 3 |
5 | Техника: восковые мелки и акварель, темпера и масляная живопись. | 4 | 1 | 3 |
6 | Пленэр. Изображение улиц родного города в смешанной технике. | 5 | 2 | 3 |
7 | Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ | 3 | — | 3 |
Итого | 32 | 11 | 21 |
Содержание учебных тем
1. Подробное изучение видов смешанной техники.7 часов.
Подробное рассмотрение и изучение смешанных техник в живописи и графике (классическое наследие), произведениях народного искусства (роспись), а так же архитектуре города.
Практическая работа:
а) выполнение зарисовок улиц города. Работа проводится индивидуально, то есть каждый делает работу самостоятельно и после приносит в класс для просмотра.
б) создание декоративной композиции в карандаше на основе зарисовки;
в) выполнение декоративной композиции в цвете.
Материалы: бумага, карандаш, акварель, тушь, кисти.
2. Пленэр. Практические занятия на свежем воздухе, с самостоятельно выбранными материалами.4 часа.
Преподаватель дает возможность выбора техники, которая больше нравится учащемуся, что формирует в нем чувство стиля, вкуса и правильного сочетания материалов для работы.
Практическая работа:
Выполнение рисунка в любой смешанной технике.
Материалы: бумага, масляные мелки, пастель, акварель, гелиевые ручки, тушь, уголь, мел. На выбор учащегося.
3. Техника: акварель и тушь.5 часов.
Изучение техник, правила работы в них, способы рисования.
Практическая работа: выполнение зарисовок в изученных техниках, самостоятельный подход к выполнению работы.
Материалы: бумага небольшого формата или блокнот, акварель, тушь, гелиевые ручки.
4. Техники: отмывка тушью и «сухая кисть».4 часа.
Основы и правила работы в данных техниках, изучение их свойств.
Практическая работа:
Пробное выполнение рисунка в данных техниках.
Материалы: тушь, акварель, мелкозернистая негрунтованная ткань, масляная краска.
5. Техника: восковые мелки и акварель, темпера и масляная живопись.4 часа.
Преподаватель рассказывает о техниках, их свойствах, а так же плюсах и минусах работы в них.
Практическая работа: пробное выполнение рисунка в технике восковые мелки и акварель.
Материалы: бумага, акварель, восковые мелки.
6. Пленэр. Изображение улиц города в смешанной технике.5 часов.
Задача: научиться работать в смешанной технике, проверка усвоенного материала.
Практическая работа:
Выполнение рисунка в смешанной технике.
Материалы: бумага, акварель, тушь, восковые мелки, гелиевые ручки.
7. Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ. 3 часа.
Просмотр готовых работ учащихся, их обсуждение и оценка.
Материалы: готовые работы учащихся.
Теоретический материал преподавателя, для работы на уроках.