Психологическая защита и адаптивное поведение

 

Актуальной проблемой современного образовательного процесса является сегодня формирование адаптивной саморазвивающейся личности как человека-гражданина, интегрированного в систему мировой и этнической культуры. В современном обществе остро стоит вопрос помощи индивидууму в процессе формирования адаптивных механизмов через поведение, в том числе, как защита от срыва социализации, как возможность продуктивно и безболезненно войти ребенку во взрослый мир повседневных проблем, самореализоваться и саморазвиться позитивно.

Успешная адаптация определяется выраженностью тех или иных качеств личности, которые задают направленность и продуктивность стадий адаптации, влияющих на характер их протекания. При этом многие исследователи отмечают, что, при прочих равных условиях, некоторые индивидуальные особенности, будучи развитыми у разных людей в разной степени, могут детерминировать разные результаты формирования социально-направленного поведения, особенно если речь идет о наиболее устойчивых из личностных качеств (Б.Г. Ананьев, Д.И. Фельдштейн, Т.Г. Хамаганова, Л.М. Семенюк и др.).

Очевидно, что все защитные механизмы являются адаптивными, если используются индивидом в пределах среднестатистических показателей по группе, к которой он принадлежит. Они же приводят к дезадаптации, если выходят за пределы нормы, поскольку в этом случае поведение индивида определяется не тем образом реальности, который является условно общим для его социального окружения.

Непосредственное восприятие внешнего мира является одним из основных источников поддержания, восстановления психического тонуса. Поэтому непосредственную адаптацию и уровни адаптивного поведения расценивают как уровень психической защиты, призванных сохранить личность от переживаний непереносимой интенсивности. Благодаря механизму аффективного пресыщения, человек имеет возможность стереть или избежать эмоциональные "шлаки", стабилизируя поведение в режиме комфорта.

Адаптивное поведение представляет собой диалектическое единство основных противоположных тенденций: к самосохранению и саморазвитию, где первая, стремясь к стабильности и равновесию через приспосабливание, пытается привести к устойчивости и неизменности, а вторая побуждает к активности, ища все новые пути и способы развиваться. Взаимозависимость, на первый взгляд противоречивых процессов, очевидна, т.к. первая закрепляет эффективные, ценные пути решения поведенческих реакций, полученных в ходе саморазвития, создавая оптимальные условия для другой тенденции - саморазвиваться, активно меняться "изнутри".

Таким образом, актуальное адаптивное поведение является результатом "стихийного" развития (из-за необходимости изменения тактики реагирования на текущие внешние и внутренние обстоятельства) и направленного закономерного формирования взаимоотношений личности со средой (70)

Адаптивное поведение выступает как экономия психических сил через попытку распространения стереотипных форм реагирования, выбора вариативных компонентов акта из огромного числа опытнозакрепленных ситуаций в процессе жизнедеятельности. Это своеобразный "ген цивилизации", выраженный в выгодном хранении и рациональном использовании психической энергии, своеобразное клонирование поведения как элемент рационализации и механизм социализации.

Стартовой точкой адаптивного поведения является осознанное или неосознаваемое желание создать такую модель собственного поведения, при реализации которой возможно достичь наибольшего успеха собственной личности, эффективности предпринимаемой деятельности и удовлетворенности собой, статусом в обществе. Таким образом, адаптивное поведение имеет специфические формирования:

- главный атрибут социализации личности;

- механизм индивидуализации, основанный на субъективном использовании ресурсового аппарата личности;

- системность, т.к. не возможно в изоляции;

- преемственность, когда используется информация прошлого для преобразования настоящего и настроя на будущее;

- как механизм психической защиты от излишних энергетических трат, избегание неудач новаторства.

Доля собственно адаптивного поведения варьирует у каждого индивида в соответствии с установками, социальным окружением, уровнем истощения и организации центральной нервной системы, на него влияет идеологическое воздействие, механизм внушения и давления, а также постоянно складывающиеся стереотипы общечеловеческих и личностных ценностей.

Приспосабливаться приходится быстрее, чем осознавать, понимать (физиологами установлено, что момент осознания среднего человека длится 10 секунд, а поведенческий акт осуществим за 1-2 секунды). Таким образом, стереотипы поведения, подражание чужим нормам и символам, высвобождая психическую энергию от однообразных повторений, "выхлопных отработанных" актов, позволяет направить ее в русло саморазвития необходимых для прогресса структур личности.

Адаптивное поведение не требует, больших энергетических затрат, но это при условии "включения" внутреннего фактора присвоения чужих норм и значений и использования их как своих собственных. Векторно противоположное проявление адаптивного поведения осуществляется как преодоление существующих личных стереотипов, их трансформация в соответствии с наличной ситуацией.

Стереотипы адаптивного поведения, базирующиеся на индивидуальном опыте и уже сложившихся представлениях о способах реагирования в подобных условиях, часто не совпадают с реальностью, т.к. "дважды нельзя войти в одну и ту же воду" и в психической природе человека, это другая личность в новой социальной ситуации, только внешне подобной, идентифицированной как знакомая.

Не все люди осознают и понимают, не учитывают стихийные изменения "изнутри" и "снаружи", используя "рефлекторную копию" поведения, тем самым, дисгармонируя со средой, выпадая из нее эффектом белой вороны. Можно выделим следующие типы адаптивного поведения:

1. Стереотипизированное адаптивное поведение (пассивное подражательное себе или значимым другим, соответствующее или неадекватное ситуативной потребности и т.п.).

2. Преодолевающее стереотипы адаптивное поведение (активное преобразование себя и наличной ситуации в соответствии с собственными представлениями о необходимости изменения. Задействованы резервы психической активности с возможно разнонаправленными результатами).

Адаптивное поведение как механизм самосохранения и психической защиты позволяет личности:

· иметь передышку на переосмысление оптимальной стратегической линии поведения, экономия психической энергии;

· ожидать признание окружающих, уподобившись им, избегая адаптивного шока;

· внушить желаемое доброжелательно примирительное представление о себе, сгладив тем самым возможную тревогу, комплексы;

· идентифицироваться с возможным агрессором с целью избежания стресса, сохранения собственной психической реальности;

· экономить психический материал на построении модели поведения;

· самопрезентировать энергетически выгодную тактику "Свой среди своих, свой среди чужих".

Логическим звеном процесса саморазвития является саморегулирование личностью сложных психических актов, входящих в состав деятельности и поведения. Саморегулирование адаптивного поведения - это такая форма регуляции поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Первое впечатление о человеке складывается в основном под влиянием поведенческих реакций, накладывающих свой отпечаток и на внешность. Человека полностью адаптировавшегося в среде (профессии, деятельности и т.п.) отличает внутренняя свобода, определенная раскованность, уверенность в себе, адекватные реагирования, удовлетворенность своим статусом, собой или результатами деятельности. То есть ему чаще хорошо, чем плохо, что отражается на настроении и самочувствии. Одним из важных психологических механизмов является эзотерическая установка, которая энергетически "заряжается" от доминирующих ценностей (т.е. установка ценностно-ориентирована; установка в установке), являющихся главным обеспечением реализации жизненных программ личности. Так, важной стратегией адаптивного поведения мы считаем не только принятие чужих ценностей (что, безусловно, влечет к уважению оппонента), но и творческое активное участие в преобразовании среды.

Если адаптация - это всегда результат контакта, защиты, то М.С. Коган косвенно подтверждает эту мысль: "Адаптивность - это способность к самосохранению, приспособлению, самовоспроизведению и развитию в процессе взаимодействия организма с окружающей средой".

Психологическая защита как специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта, не может быть подвергнута однозначной оценке с точки зрения своей "полезности" или "вредоносности". Мы, вслед за Ф.В. Бассиным, Р.Л. Гребенниковым, Б.В. Зейгарник, А.А. Налчаджяном, Е.Т. Соколовой рассматриваем психологическую защиту как нормальный, повседневно работающий механизм человеческого сознания, с той лишь оговоркой, что таковой психологическая защита является лишь при рассмотрении ее в достаточно узком круге явлений, относящихся к адаптации личности. При этом мы придерживаемся точки зрения А.А. Налчаджяна, рассматривающего психологическую защиту в рамках теории адаптации и определяющего защитные механизмы как более или менее устойчивую схему психических действий, которые приводят к той или иной степени и форме адаптированности личности, разрешения фрустрирующей ситуации (45).

Однако, адаптация в широком смысле слова, как приспособление к окружающим человека условиям, является обязательным, но не единственным аспектом его существования. Помимо адаптации оно включает в себя такие аспекты как интеграция, саморазвитие и самореализация ( 37). Кроме того, предложенная в последние годы В.А. Петровским идея неадаптивной активности дала возможность существенно переосмыслить феномен развития личности и выразить его в терминах самодвижения.В.А. Петровский, доказав самопротиворечивость философско-социологических и психологических концепций, базирующихся на "постулате сообразности", противопоставил ему альтернативный образ человека неадаптивного, выходящего за границы заданного (49).

Следовательно, актуальной остается проблема разработки системной концепции психологической защиты как средства социально-психической адаптации. Системный подход к проблеме предполагает рассмотрение причинных и временных связей между всеми элементами, включенными в генезис и функционирование основных механизмов защиты, а также предварительный анализ этих элементов, которыми считают:

· динамические особенности психики субъекта как базис для образования специфических механизмов защиты;

· универсальные проблемы адаптации как базис для образования специфических механизмов защиты;

· стадии развития "Я" как сенситивные периоды для образования специфических механизмов защиты;

· составляющие "позитивного образа "Я"" как объект защиты;

· виды гетерономного воздействия как угроза составляющим "позитивного образа "Я"";

· эксквизитные ситуации как ситуации образования новых и актуализации имеющихся механизмов защиты;

· этапы генезиса;

· опосредующая роль механизмов защиты в диалектике конфликта.

В настоящее время среди исследователей психологической защиты практически не существует разногласий в том, что норма и патология защитного функционирования индивида зависят от того, сумел ли он на определенных этапах онтогенеза реализовать базисные психологические потребности или, благодаря гетерономному воздействию среды, они были блокированы. В последнем случае одна или более составляющих позитивного образа "Я" оказываются особенно уязвимыми, соответствующие проблемы адаптации перманентно актуальными, специфические механизмы защиты будут использоваться сверхинтенсивно, что может привести к неэффективной адаптации в новом социальном окружении.

Проблема хронологии защитных механизмов в онтогенезе остается на сегодняшний день сравнительно невыясненной. Хотя существует несколько точек зрения по этому вопросу, главная трудность, которую отмечают исследователи, состоит в том, что теоретические положения о сенситивных периодах для реализации или фрустрации базовых потребностей и образования (преобладания) специфических механизмов защиты не совпадают с клиническим опытом. Несомненным остается существование некоторых закономерностей в процессе образования защит, для определения которых целесообразно рассмотреть наиболее убедительные попытки их хронологической классификации.

Механизмы защиты призваны разрешить естественные конфликты, возникающие в процессе адаптации. Рассматривая критерий интеллектуальной зрелости, следует отметить, что существует высокая степень согласия между исследователями, занимающимися вопросом относительной примитивности механизмов защиты. Предполагается, что разные механизмы представляют разные уровни развития индивида. Это частично отражается в различении первичной и вторичной активности защитного процесса или первого, второго и третьего уровней защиты. В других случаях различение связывают с отдельными психосексуальными стадиями развития.

Р. Плутчик предпринял попытку определить уровень развития "Я", отражаемый каждым механизмом защиты, с помощью рейтинговых оценок опытных экспертов-клиницистов. Получившийся перечень выглядит следующим образом: отрицание, регрессия, проекция, замещение, подавление, реактивное образование, интеллектуализация, компенсация. Эксперты пришли к полному согласию по поводу того, что отрицание, регрессия и проекция - это очень примитивные механизмы защиты, а интеллектуализация и компенсация представляют более высокие уровни личностного развития.

Механизмы защиты онтогенетически развиваются для снятия различных противоречий и дают индивиду возможность отсроченного, опосредованного, идеального решения универсальных проблем адаптации и удовлетворения базисных потребностей путем когнитивно-аффективного искажения образа реальности. Механизмы защиты решают конфликт между любой из основных эмоций или их комбинацией, требующей спонтанного выражения, и эмоцией страха, возникающей, когда опыт индивида сигнализирует о неминуемых негативных последствиях такого выражения. Образуется ситуация, где не только реагирование на стимул, но и отсутствие реагирования представляют угрозу для позитивного образа "Я". Защитные механизмы обеспечивают его стабильность, предлагая различные пути искажения образа реальности и косвенного выражения начальной эмоции. До определенной степени это искажение обеспечивает социальную и, в отдельных случаях биологическую адаптацию индивида.

Если главной функцией механизмов психологической защиты является сохранение позитивного образа "Я" при любых угрожающих ему изменениях во внешнем мире, то образование их должно быть непосредственно связано с первым отрицательным опытом спонтанного самовыражения.

Для обозначения внешних сил, ограничивающих спонтанность, мы вслед за Э. Фроммом употребляем термин "гетерономное воздействие", то есть противоречащее естественному росту и развитию индивида в данный момент времени. Э. Фромм в этой связи пишет: "Стремление расти в соответствии со своей собственной природой присуще всем живым существам. Поэтому мы и сопротивляемся любой попытке помешать нам развиваться так, как того требует наше внутреннее строение. Для того чтобы сломить это сопротивление - осознаём мы его или нет, - необходимо физическое или умственное усилие.

Свободное, спонтанное выражение желаний младенца, ребенка, подростка и, наконец, взрослого человека, их жажда знаний и истины, их потребность в любви - все это подвергается различным ограничениям. Взрослеющий человек вынужден отказаться от большинства своих подлинных сокровенных желаний и интересов, от своей воли и принять волю, желания и даже чувства, которые не присущи ему самому, а навязаны принятыми в обществе стандартами мыслей и чувств. Обществу и семье как его психосоциальному посреднику приходится решать трудную задачу: как сломить волю человека, оставив его при этом в неведении? В результате сложного процесса внушения определенных идей и доктрин, с помощью всякого рода вознаграждений и наказаний и сооответствующей идеологии общество решает эту задачу в целом столь успешно, что большинство людей верит в то, что они действуют по своей воле, не сознавая того, что сама эта воля им навязана и общество умело ею манипулирует" (68, с.84).

В приведенном высказывании следует выделить несколько важных моментов. Во-первых, понятно, что при всех минусах гетерономного воздействия полностью избежать его невозможно. В любом случае процесс социализации представляет собой последовательность более жестких или более мягких ограничений изначальной спонтанности ребенка. Можно, следовательно, говорить о большей или меньшей степени оптимальности, адекватности этого воздействия. Именно в последнем случае "в гетерономном вмешательстве в процесс развития ребенка скрыты наиболее глубокие корни психической патологии и особенно деструктивности" (68, с.86).

Вторым важным моментом является то, что именно в раннем детстве взрослые особенно интенсивно ограничивают выражение желаний, мыслей и чувств ребенка. Здесь имеет значение зависимость ребенка, неустойчивость детской психики, повышенная подверженность влиянию. Кроме того, позднее образование механизмов защиты сглаживает противоречия между ребенком и ближайшим окружением или повышает толерантность ребенка к гетерономному воздействию, что также снижает его актуальность. В-третьих, определение семьи как психосоциального посредника общества, через которого осуществляется гетерономное воздействие, предполагает, что специфические интерперсональные отношения в каждой конкретной семье относительно точно соответствуют реальным общественным отношениям. Это впоследствии дает возможность говорить об индивидуальной поведенческой норме, как об ожидаемом и социально одобряемом поведении, характерном для большинства субъектов. И напротив, всевозможные отклонения в родительских установках и адаптация ребенка к сильному гетерономному воздействию с помощью очень интенсивного использования механизмов защиты приводит в новом социальном контексте к девиациям поведения и другим проявлениям социально-психической дезадаптации. Поэтому дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде, общению со сверстниками, к обучению в вузе, они активны, независимы, инициативны и доброжелательны.

Выводы:

 

Фундаментальные предпосылки для изучения феномена психологической защиты были созданы в психоаналитической концепции З. Фрейда. Идеи психоанализа были восприняты психологической наукой и явились основой для появления и развития новых психологических направлений.

Анализ работ А. Фрейд, показал, что ее внимание было сосредоточено на уровне "Я" как пространстве локализации основного конфликта личности. Введя в активное обращение понятие "защитные механизмы", А. Фрейд описала их и классифицировала по различным критериям.

Представители глубинной психологии (К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон К. Хорни, Э. Фромм, Г.С. Салливен, В. Райх) сходясь в понимании механизмов защиты как всепроникающего и неотъемлемого свойства индивида, придерживались различных взглядов на источники конфликтов, приводящих их в действие.

Рассматривая личность как открытую, саморазвивающуюся систему, представители гуманистической психологии доказывают, что в основе развития личности лежит ее стремление к нарушению равновесия со средой.

Изучение психологической защиты в отечественной психологии происходило в контексте исследований установки Д.Б. Узнадзе и теории отношений В.Н. Мясищева. Разработка этого направления осуществлялась также в русле педагогических (Л.И. Божович, Л.С. Славина, Л.Б. Филонов и др.) и медицинских наук (Ф.В. Бассин, М.Е. Бурно, М.В. Воловик, В.Д. Вид, Э.А. Костандов, В.Е. Рожнов, Ю.С. Савенко, Н.В. Тарабрина, А.М. Штыпель и др.).

В исследованиях по психотерапии и пограничной психиатрии, наряду с изучением понятия, механизмов и видов психологической защиты, разрабатывались методы коррекции защитных проявлений личности (М.В. Воловик, В.Д. Вид, Б.Д. Карвасарский, Г.Л. Исурина, В.А. Ташлыков, В.Е. Рожнов, Д.А. Мельников, А.М. Штыпель и др.).

Проблематика защитных механизмов нашла свое отражение и в исследованиях стресса. Руководствуясь принципом гомеостаза, выдвинутым У. Кенноном, теоретик стресса Г. Селье дал новое психофизическое обоснование комплексной защитной реакции энергетической системы на жизненно значимые изменения во внешней среде

Исследования психологической защиты проводились также в русле проблемы адаптации личности. Так, А.А. Налчаджяном была осуществлена важная с методологической точки зрения попытка объединения защитных и незащитных механизмов, стратегий поведения и связанных с ними свойств личности едиными теоретическими принципами в рамках целостной теории социально-психологической адаптации. Очевидно, что все защитные механизмы являются адаптивными, если используются индивидом в пределах среднестатистических показателей по группе, к которой он принадлежит. Они же приводят к дезадаптации, если выходят за пределы нормы, поскольку в этом случае поведение индивида определяется не тем образом реальности, который является условно общим для его социального окружения. Следовательно, актуальной остается проблема разработки системной концепции психологической защиты как средства социально-психической адаптации. Системный подход к проблеме предполагает рассмотрение причинных и временных связей между всеми элементами включенными в генезис и функционирование основных механизмов защиты, а также предварительный анализ этих элементов,

Анализ исследований отечественных психологов показал, что наиболее продуктивно психологическая защита была осмыслена в рамках развивающейся теории личности (Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, И.Д. Стойков, А.А. Налчаджян, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, К. Муздыбаев, Л.Р. Гребенников и др.).

Проведенный в первой главе анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что, несмотря на изученность отдельных аспектов проблемы психологической защиты, она до настоящего времени остается "открытой" в науке, что обусловлено многозначностью исследуемого феномена. Это дало основания предположить, что перспективы дальнейшего изучения психологической защиты связаны с преодолением ограничений, накладываемых определенной "жесткой" концепцией, с синтезом различных подходов к данной проблематике, с поиском наиболее продуктивных методологических обоснований исследования.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: