Государственные агентства по инвестированию в мелкие фирмы практически осуществляют вмешательство со стороны государства в функционирование частного рынка финансирования мелких фирм. Однако это может быть оправдано следующим фактом: так как малые компании обычно имеют несколько совладельцев с различными интересами, то при инвестировании ни один из них не получит полной выгоды от инвестиций, и потому некоторые проекты не будут развиты в случае, если частная оценка инвестором ниже социальной их оценки. По этой причине государство во многих странах мира вмешивается в функционирование рынка венчурного капитала. Государственное представительство на рынке может проходить как в форме прямого создания финансируемых государством фондов, так и в форме государственной поддержки уже существующих фондов.
В США основной государственной программой по внедрению на рынок финансирования молодых мелких предприятий стало инициирование создания инвестиционных компаний малого бизнеса – ИКМБ (SBIC). ИКМБ предоставляет фирмам кредиты, а не инвестирует в собственный капитал; не предлагает пакета услуг, как в случае с венчурным фондом, а занимаются исключительно предоставлением средств. В отличии от венчурных капиталистов, которые осуществляют интенсивный мониторинг функционирования фирмы, ИКМБ подтверждением успехов фирмы считают ее способность выплачивать проценты по кредиту.
|
|
Это может быть объяснено тем, что ИКМБ могли занимать средства под государственные гарантии, в несколько раз превышающие текущий размер инвестиций, и оттого были вынуждены периодически выплачивать проценты, чего не могли бы делать, инвестируя в собственный капитал. Но молодые высокотехнологичные фирмы были зачастую не способны обслуживать долг, и потому ИКМБ были вынуждены вкладывать капитал в более зрелые, а значит, и менее рискованные фирмы. Государственные гарантии предоставляли им возможность действовать менее ответственно и не создавали должных стимулов для работы менеджеров.
Долговое финансирование привело рынок ИКМБ к упадку. Во времена экономического спада мелкие фирмы страдали больше всего и не могли выплачивать проценты ИКМБ, которые также в свою очередь не имели возможности оплатить свои проценты, и многие были вынуждены ликвидироваться. е были вынуждены ликвидироваься.ели возможность оплатить поцентыя работы менеджеров.мы, ИКМБ свидетельством о прогрессеРынок ИКМБ до сих пор существует, но на него приходится незначительная доля инвестиций.
Российская Национальная Инновационная Система
В современной экономике особенностью инновационного процесса является значительный удельный вес обслуживающих его специализированных секторов хозяйства и возрастающая сложность их взаимодействия. В последней трети ХХ века эти секторы сложились в особую отрасль национальной экономики, которая характеризуется многообразием и интенсивностью пронизывающих ее связей. Совокупность институтов и организаций, охватывающих все стадии и сферы инновационного процесса, и образует в настоящее время в развитых рыночных экономиках Национальную Инновационную Систему.
|
|
Российская НИС в данный момент претерпевает коренные изменения. Можно говорить, что такая система сейчас строится заново на обломках институтов плановой экономики СССР. В настоящее время инновационная составляющая в экономическом росте проявляет себя крайне слабо. Поэтому для формирования разумной и эффективной инновационной политики необходимо изучение причин, препятствующих реализации потенциала инновационного развития.