Диагностика уровня приобщённости средних школьников к культуре Сибирского казачества

Базой нашего исследования стали две школы г. Кемерово №80 и №99. Респонденты – ученики двух 7-ых классов, которые являлись участниками программы «Казачьему роду нет переводу».

В ходе теоретического осмысления проблемы исследования мы определили, что одним из условий эффективной работы по приобщению средних школьников к культуре казачества будет наличие трёхступенчатой модели приобщения: познавательная ступень, ценностно-ориентированная ступень, практическая ступень.

Для определения уровня приобщённости школьников к культуре казачества на каждой ступени, мы использовали различные методы исследования.

Чтобы замерить познавательный уровень приобщённости школьников к культуре казачества мы провели письменную викторину. Викторины являются частью игровой деятельности. Викторина, как одна из форм досуговой деятельности, оказывает на человека определенное просветительное и воспитательное влияние. Участие в письменных викторинах требует от участников определённых знаний об изучаемой проблеме. Письменная викторина включает в себя набор вопросов, выявляющих знания её участников в определённой сфере [93, с. 231].

В нашу викторину вошли вопросы, направленные на выявление уровня знаний учеников 7ых классов школ № 80 и № 99 о культуре Сибирского казачества, которые они получали в течение двух лет в рамках программы «Казачьему роду нет переводу» (Приложение №4).

Ответы ребят на предложенные вопросы викторины дали возможность распределить школьников по трём группам, соответствующим познавательному уровню приобщённости детей к культуре казачества: высокий – 11-14 правильных ответов; средний – 6-10 правильных ответов; низкий – 1-5 ответов.

В 7-ом «Б» классе школы № 80 в викторине участвовали 14 учеников. Общую численность участников мы приняли за 100 %. Из них 4 ребёнка показали высокий уровень приобщённости, что составило 28%, 7 человек показали средний уровень приобщённости - 50% и 3 продемонстрировали низкий уровень приобщённости - 21%.

7-ом «А» классе школы №99 участвовали в викторине 17 учеников (100%), из них 2 ученика показали высокий уровень приобщённости к культуре казачества (12%), 10 – средний уровень (59%) и 5 - низкий (29%). Полученные данные мы представили в виде диаграммы  (см.рисунок 1)

 

Рисунок 1 - Познавательный уровень приобщенности к культуре казачества

 

Опираясь на полученные данные, мы пришли к выводу, что в классах обеих школ преобладает средний познавательный уровень приобщённости детей к культуре казачества.

Для того чтобы определить ценностно-ориентированный уровень приобщённости средних школьников к культуре Сибирского казачества мы воспользовались таким методом социологического исследования как включённое наблюдение.

Нами был определён ряд критериев, характеризующих ценностно-ориентированную ступень приобщения к культуре казачества:

1. Мотивация к участию в программе

2. Интерес к усвоению знаний о культуре казачества

3. Активность включения в программу

Для получения объективных результатов исследования в каждой школе была создана и приглашена группа наблюдателей: классный руководитель, учитель средних классов, зам. по воспитательной работе. Перед началом программы мы ознакомили наблюдателей с целью проведения включённого наблюдения, дали установки на участие в исследовании, после чего им было предложено заполнить карту наблюдения, опираясь на поведение детей, отдельно взятого класса, согласно каждому критерию в ходе программы «Казачьему роду нет переводу».

Наличие каждого из критериев необходимо было зафиксировать на одном из уровней: высокий, средний и низкий. (Приложение №2)

Для точности и объективности фиксации показателей каждый из уровней ценностно-ориентированной ступени приобщённости школьников к культуре казачества имел свое описание:

1. Мотивация к участию в программе:

- Высокий уровень (3 балла): Когда учитель сообщил, что будет проводиться программа «Казачьему роду нет переводу», ребёнок с радостью воспринял эту новость, самостоятельно проявил желание участвовать в мероприятии.

- Средний уровень (2 балла): Ребёнок соглашается участвовать в программе, потому что пошли друзья. Информацию о том, что на программе они встретятся с настоящими казаками, восприняли с некоторой долей интереса.

- Низкий уровень (1 балл): Ребёнок категорически отказывается участвовать в мероприятии, и лишь авторитет учителя и боязнь получения плохой оценки по факультативу заставляют их принять участие в программе.

2. Интерес к усвоению знаний о культуре казачества:

- Высокий уровень: Ребёнок внимательно слушает, сосредоточен на информации, которую рассказывают, не отвлекается, пытается успокоить ребят, которые мешают слушать другим.

- Средний уровень: Школьник иногда отвлекается, но потом быстро включается в программу.

- Низкий уровень: Постоянно вертится, занят своими делами, не слушает и не реагирует на замечания.

3. Активность включения в программу:

- Высокий уровень (3 балла) включает в себя следующую характеристику: Дети активно поддерживают беседу о культуре Сибирского казачества, отвечают на вопросы, делятся своими знаниями по теме. Участвуют во всех заданиях практической части программы или предлагают свою кандидатуру для участия.

- Средний уровень (2 балла): Школьники пытаются участвовать в разговоре, когда им предлагают показать себя на практике, их приходится уговаривать. Участвуют в некоторых частях программы.

- Низкий уровень (1 балл) характеризуется тем, что дети не проявляют участия в беседе, не выполняют предложенных заданий и не показывают себя на практике.

Полученные результаты наблюдения представлены в виде сравнительной характеристики на рисунке 2.

Рисунок 2 -  Показатели ценностно-ориентированного уровня приобщённости школьников к культуре Сибирского казачества

Практический уровень приобщённости средних школьников к культуре Сибирского казачества мы замерили с помощью письменного опроса, предложив ребятам после окончания программы заполнить бюллетень со следующими высказываниями:

- Я обязательно запишусь в ансамбль казачьей песни и танца «Казачья тройка».

- Я бы хотел(а) вступить в казачье общество.

- Я хочу стать участником военно-патриотического клуба «Спас».

- Я обязательно пойду заниматься в клуб авторской казачьей песни «Звени струна»

- Я запишусь в какой-нибудь фольклорный коллектив, который изучает казачью культуру

- У меня нет потребности участвовать в вышеназванных формах

Ребята должны были поставить галочку напротив высказывания, которое бы отражало их мнение. Затем бюллетень опускался в ящик «гласности».

Результаты исследования практического уровня приобщённости показали, что ребята в той и другой школе, примерно в равных соотношениях - 20%/30%, хотели бы записаться в ансамбль казачьей песни, остальные не проявили какой-либо заинтересованности к включению в практические формы приобщения к казачьей культуре (см.рисунок 3).

Рисунок 3 -  Показатели практического уровня приобщённости школьников к культуре Сибирского казачества

 

Таким образом, изучив результаты исследования, мы можем констатировать, что у школьников и школы № 80, и школы № 99, уровень приобщённости к культуре Сибирского казачества близок к среднему.

Данные результаты по итогам двухгодичной работы с учениками этих школ на наш взгляд не очень высокие, и чтобы определить причину такого результата работы казачьего общества мы решили обратиться к такому методу социологического исследования как анкетный опрос. В анкетный лист вошли вопросы, направленные на то, чтобы узнать мнение учеников о проводимой программе «Казачьему роду нет переводу», что на их взгляд положительного, что отрицательного и что бы им хотелось видеть в программе на самом деле (Приложение №3).

На вопрос № 6: «Интересно ли Вам слушать рассказ о культуре Сибирских казаков?» Ответы распределились следующим образом. (Таблица №1)

Таблица 1 - Интерес школьников к информационным формам КДД по приобщению к культуре казачества

Варианты ответов Школа № 80 Школа № 99
1. Да, интересно 6 3
2. Нет, не интересно 41 37
3.  Да, интересно, но хотелось бы чтобы рассказ был короче 15 11
4. Нет, не интересно, считаю, что слушать рассказ – это скучно 38 49

Чтобы определить предпочтения школьников к практическому участию в программе по приобщению к культуре казачества, мы предложили им ответить на вопрос: «Если бы Вам предложили поучаствовать в казачьем празднике, в какой его части Вы бы хотели проявить себя?» Результаты ответов учеников представлены в диаграмме на рисунке 4.

Рисунок 4 - Предпочтения средних школьников в практической реализации полученных знаний о культуре казачества

 

С целью выяснения предпочтения школьников в формах проведения программы ребятам был задан вопрос: «Если бы Вам предложили на выбор участвовать в различных по форме мероприятиях посвященным культуре Сибирских казаков, что бы вы выбрали?». Беседу, как наиболее интересную форму, и в той, и в другой школе не выбрал никто; рассказ-концерт выбрали в школе № 80 3 человека, что составляет 2% от общего числа респондентов, а в школе № 99 5 человек – 3%; тематический вечер, как форма знакомства с культурой казачества, в 80 школе заинтересовала 43% респондентов, в 99 школе - 41%; праздник в 7 «А» классе школы №80 выбирали 55%, а в 7 «Б» классе школы № 99 - 56% респондентов. (см.рисунок 5)

Рисунок 5 - Приоритетные формы КДД среди детей среднего школьного возраста

Результаты анкеты показали, что форма проведения программы «Казачьему роду нет переводу» не отвечает потребностям школьников, участвующих в эксперименте. Главной причиной является то, что программа включает в себя много словесной информации, что утомляет ребят и уменьшает их интерес к предлагаемой программе. Ребята данного возраста отличаются подвижностью, стремлением самостоятельно принимать решение. Детям хочется играть, хочется участвовать в театрализованных сценках и т.д. Детям хочется реализовывать свой творческий потенциал на практике.

Таким образом, результаты исследования уровня приобщённости детей к культуре Сибирского казачества показали, что за два года творческого сотрудничества Кемеровского городского казачьего общества со школами №80 и №99 приобщённость учеников к культуре Сибирского казачества находится на среднем уровне. Программа «Казачьему роду нет переводу» не отвечает современным запросам подрастающего поколения. Процесс приобщения выстроен без учёта особенностей развития детей в данный возрастной период. Сотрудники казачьего общества не проводят систематических исследований, из-за чего в своей деятельности не могут реагировать на все изменения в сфере приоритетных запросов средних школьников мобильно.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: