Панель с монохромным декором (таб. №3)

 

В течении нескольких столетий развитие древнерусского декоративного искусства отчасти сдерживалось подражанием западному. Собственно русское искусство, будучи проявлением врожденного таланта народа, вновь обретает место на чеканных блюдах с пышным узором, на кувшинах, пузатых самоварах, увенчанных зооморфным узором, и на матовом серебре клейм с надписями на старославянской вязи. Ценность декоративного национального стиля теперь общепризнанна. Несмотря на свой архитектонический характер, он полностью удовлетворяет работе с драгоценными металлами.

 

Чеканка (таб. №4)

 

Качество изготовления рельефов позволяет судить о высоком художественном уровне и разнообразии технологии русской чеканки в начале X в. Плоскорельефный способ (вокруг узора уплотняется и опускается фон), широко развитый в X и в первой половине XI в., постепенно заменяется басменым тиснением. Тонкий лист металла накладывают на матрицу и покрывают свинцовой пластинкой. Затем ударами молотка по прокладке передавливают изображение с рельефной доски на металл. Многократно штампуя узоры по рельефно-гравированной матрице, можно было довольно быстро сделать большое количество декоративных рельефов, пользовавшихся спросом у посадских и горожан. Мастер большое внимание уделял изготовлению матрицы, так как хорошие оттиски почти не отличались от ручной чеканки. Художественную индивидуальность придавала оттискам последующая проработка чеканом. Считается, что появление тисненых изделий (височные кольца) относится к середине X в.

 

Литургические книги

 

Насколько пестрым и разностильным было первое десятилетие русского книгопечатания, настолько однообразно в декоративном отношении выглядели последующие сто лет.

Почти весь XVII век прошел под знаком старопечатного орнамента. Широкие листья с острыми зубчатыми краями плавно выгибались в заставках и мелко закручивались в инициалах на всем пространстве Московского государства.

Найденный Иваном Федоровым способ украшения книг был возведен почти в канон. Еще в год выхода из печати знаменитого Апостола (1564) одна из его гравюр была повторена в анонимном широкошрифтном Четвероевангелии.

С тех пор пошло "таковое дело твердо и непреткновенно" - из книги в книгу апостольские заставки копировали, его буквицам подражали, хотя исполнение часто бывало заурядным, и за годы орнамент Ивана Федорова растерял немало своей импозантности в изданиях учеников и последователей (рис.1 и 2).


Рис.1. Одно из немногих новшеств коснулось второй краски: в XVII веке московские печатники стали оттискивать крупные инициалы киноварью Гравированные буквицы из изданий Московского печатного двора 1615-1668 годов.

 

Рис.2. Узорные буквы, заполненные витыми травами, были настолько популярны, что, подражая печатным оттискам, их во множестве исполняли от руки Инициал из лицевой рукописи "Сказание о Мамаевом побоище". Середина XVII века


Гораздо свободнее подходили к украшению книг на западных окраинах Московии (рис.3).

 

Рис.3. Звериный (тератологический) орнамент украшал русские рукописи в XIII-XIV столетиях, однако на страницах печатной книги XVII века подобные инициалы выглядят весьма необычно Часослов. Вильно, 1617 год

 

В совершенно неожиданном стиле были выполнены буквицы украинских издателей Гедеона и Федора Балабанов. Ни славянские рукописи, ни славянская печать до тех пор не были знакомы с таким декором. Сюжеты и персонажи гравированных инициалов поместились на заднем плане, за кирилловскими буквами необычного, антиквенного рисунка. Подобные композиции и манера резьбы были распространены в западноевропейских светских изданиях второй половины XVI века, однако трудно представить, чтобы с такими буквицами выходили в свет православные литургические книги (рис.4). Особенно богато был украшен Служебник, изданный в Стрятине в 1604 году: с 68 гравированных досок на его страницах оттиснуто 193 больших инициала.


Рис.4. Если бы не славянские буквы на переднем плане, легко можно было бы заключить, что эти инициалы взяты из европейских изданий XVI века Служебник. Типография Федора Балабана. Стрятино, 1604 год.






Резьба по дереву

 

Резьба по дереву всегда сопутствовала русской деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию резьбы по дереву способствовали простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров, богатые традиции. Особенно знаменитыми были резчики русского Севера, Урала, Сибири, Поволжья, Костромской, Владимирской и некоторых других губерний.

Во многих музеях нашей страны хранятся изделия древних мастеров, которые с помощью пилы, топора и стамески создали уникальные произведения архитектуры: домовая резьба, резьба орнамент, резные изделия, - и резного декора.

Строительство новых городов и сел, церквей и монастырей, крепостных оборонительных сооружений, развитие судоходства требовало и многих специалистов по обработке дерева. Целые артели плотников, столяров, резчиков ходили из города в город, из деревни в деревню, где своими руками, трудом и талантом создавали удивительные произведения зодчества Руси, украшали жилье и быт резными изделиями, орнаментами. И поныне как сказочные терема стоят в резном узорочье древние храмы, княжеские палаты и простые избы.

Талант русского народа, присущие ему чувства прекрасного и гармонии позволили создать глубоко самобытные произведения - зодчество Руси, способствовали подъему и расцвету высокого искусства народной архитектуры и домовой резьбы.

Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времен, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер.

Так, символ солнца в виде солярного знака, по народным поверьям был древним оберегом от злых чар, наговоров и прочего, должен был светить, греть, животворить, побеждать злые силы. А среди изображений животных с древнейших времен особенно почитался конь - один из символов доброго божества - светозарного солнца, олицетворение порывистого ветра, бури. Образ коня часто встречается в легендах - солнце мчится на золотогривых конях. Считалось, что конь отгоняет от жилья злых духов и приносит счастье, поэтому его изображение укрепляли на самом высоком и видном месте дома (отсюда и название "конек крыши"). Фигура коня оказалась настолько популярной в народе, что он как бы "спустился" на землю в виде игрушек, домашней утвари, посуды, отделки мебели и различных украшений.



Одежда и украшения

 

Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.

 Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами - символами солнца!

 

 

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.



Список литературы

 

1. А. Домбровский, "Царь-буква славянских печатных книг".

2. А.Ш. Россини, "Орнамент всех времен".

3. М. Ю. Соколова "Орнаменты всех народов".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: