Характеристика различных видов ощущений у незрячих и слабовидящих дошкольников.
Характерной при слепоте и слабовидении является замедленность формирования основных свойств восприятия:
*активности, на которую влияет отставание в развитии двигательной сферы в целом, а также в формировании установочных и обследующих движений, снижении активности отражательной деятельности;
*избирательности, что выражается в сужении круга интересов, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира, что, обусловливая снижение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, негативно сказывается на формировании представлений и понятий;
*предметности, что проявляется в отражении лишь отдельных признаков предметов (как при использовании остаточного зрения, так и в процессе осязания), исследовательские действия не имеют планомерного и целенаправленного характера;
*осмысленности и обобщенности, что проявляется в возникновении трудностей при установлении связей между словом и предметом, словом и действием; при установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, выделении существенных признаков и т. п., что, в свою очередь, детерминировано недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого;
*апперцепции (осознанности, осмысленности), что проявляется в значительном ее ослаблении, возникающем из-за бедности опыта, имеющего место у лиц с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими;
*константности, что выражается в значительном ее снижении и возникает в силу сокращения у данной категории людей зоны константного восприятия.
Кроме того, слепота и слабовидение нарушают одновременность и дистантность зрительного восприятия.
Зрительные ощущения слабовидящих дошкольников.
Слабовидящие дети - дети, острота зрения у которых находится в пределах от 0,05 до 0,2 при применении коррекции обычными очками.
Искажение зрительного восприятия является ведущим и определяющим появление различных отклонений при нарушении органа зрения. Этот недостаток обусловлен снижением остроты зрения. Зрительное восприятие у слабовидящих детей отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четкие и яркие, чем у нормально видящих сверстников. Часто зрительные представления искажены. Несмотря на это, зрение остаётся ведущим анализатором.
Слабовидящий пользуется зрением как основным средством восприятия. Осязание и слух не заменяют зрительных функций ребенка. Зрительное восприятие связано со всей сенсорной системой человека, влияет на психофизическое развитие ребенка, формирование эмоционально-волевой сферы.