Сущность правосознания и его связь с правовой работой

Роль сознания в правовой сфере жизнедеятельности трудно переоценить. О прямой зависимости и взаимном влиянии уровня сознания на правовую работу и законность отмечалось с давних времен. Одним из ярких тому примеров может послужить Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения, в ст. ст. 57-58 которого она прямо указывала, что «законоположение должно применять к народному умствованию. Мы ничего лучше не делаем, как то, что делаем вольно, непринужденно, и следуя природе нашей склонности». И далее, развивая эту мысль, императрица прямо отмечала, что «для введения лучших законов необходимо потребно, умы людския к тому приуготовить. Но чтобы сие не служило отговоркою, что нельзя установить и самого полезнейшего дела; ибо если умы к тому еще не приуготовлены, так приймите на себя труд приуготовить оные, и тем самым вы уже много сделаете»[151].

Как видно из приведенного положения укреплению правосознания Екатерина II придавала первостепенное значение в деле организации и ведения правовой работы в области законодательной и правоприменительной, в связи с чем указывала на прямую связь уровня правосознания и законопослушания исполнителей, требуя от своих подчиненных до введения законоположения: «приймите на себя труд» предварительно «умы людския к тому приуготовить». Здесь особенно бросается в глаза глубокое понимание того, что при управлении людьми с помощью правовых средств на первый план встает вопрос о необходимости учета человеческого фактора – природы человеческой «склонности» – и необходимости воздействия на нее.

В юридической литературе правосознание определяется как относительно самостоятельная сфера или область общественного, группового или индивидуального сознания (наряду с политическим, нравственным, эстетическим и т.д.), отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и объективированных оценок действующего права, а также в виде социально-правовых установок и ориентаций, выполняющих роль внутреннего регулятора юридически значимого поведения[152]. Однако одно это определение само по себе не исчерпывает многогранность и сложность этого социального явления, его связь с внутренней жизнью людей, проводимой в войсках правовой работой.

Изучением правосознания, его роли и места в правовой деятельности людей, организаций и государства занимались многие ученые, однако одним из наиболее фундаментальных и глубоких исследований в области правосознания и его сущности следует признать монографию выдающегося русского правоведа и философа И.А.Ильина «О сущности правосознания». Как справедливо отмечает Сазонова Т.Б. «очевидно, что учение о правосознании Ивана Ильина не утратило своего значения и сегодня. А возможно, именно сегодня оно наиболее актуально – ведь все то, от чего предостерегал Ильин, реализовалось в нашем обществе с завидным упорством»[153].

Правосознание занимает особенное, можно сказать центральное место в вопросе организации и ведения правовой работы, обеспечения законности и правопорядка в обществе, государстве и его вооруженных силах, поскольку создание правовых норм и претворение их в жизнь происходит в подавляющем большинстве случаев через сознательное поведение людей сообразно уровню их правосознания. Как справедливо замечает И.А.Ильин «самая сущность, самая природа права в том, что оно творится сознательными существами и для сознательных существ, мыслящими субъектами и для мыслящих субъектов [154].

Человеку невозможно не иметь правосознание; его имеет каждый, кто сознает, что кроме него на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием, или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить – значит для человека жить правосознанием, в его функции и в его терминах: ибо оно остается всегда одною из великих и необходимых форм человеческой жизни[155].

Такое понимание правосознания, его места и роли в жизни и судьбе человека и человечества в целом заставляет более пристально вглядываться в это сложное социальное явление. Правильное уяснение сущности правосознания, его положительных и отрицательных проявлений, недостатков и преимуществ, его источников и механизмов реализации в правовой деятельности человека открывает широкие возможности и многообразные средства для совершенствования правовой работы посредством оздоровления и укрепления правосознания.

Самое большое, о чем помышляет современный человек, – это о своих личных правах и привилегиях, а именно, как бы их закрепить за собою и расширить во все стороны, по возможности не подвергаясь судебным неприятностям; но о том, что действующее в стране право – закон, указ, полномочие, обязанность, запрет – не может жить и применяться вне живого правосознания, не может поддерживать и оберегать ни семью, ни родину, ни порядок, ни государство, ни хозяйство, ни имущество, об этом современный человек почти не вспоминает. Это ведет к двум последствиям: с одной стороны, действующее в стране так называемое положительное право не может совершенствоваться в своем содержании и начинает осуждаться и отвергаться целиком как ничего не стоящее, «буржуазное» право; с другой стороны – происходит медленный подрыв и постепенное ослабление его организующей, упорядочивающей и оберегающей жизненной силы. Ныне, замечает И.А.Ильин, мы переживаем эпоху, когда правопорядок, становится повсюду непрочным и колеблется в самых основах своих; когда большие и малые государства стоят перед возможностью крушения и распада, а над миром носятся какие-то всеразлагающие дуновения или даже порывы революционного ветра, угрожающие всей человеческой культуре. Это означает, что необходимо начать планомерную, систематическую борьбу за укрепление и очищение современного правосознания. Если эта борьба не начнется или не будет иметь успеха, тогда правосознание современного человечества станет жертвою окончательного разложения, а вместе с ним рухнет и вся современная мировая культура[156].

В этой связи встает закономерный вопрос, что же является основой формирования правосознания и каковы главные источники его укрепления.

Шебаршов П.Т. указывает, что более всеобъемлющий, динамичный, гибкий и широко массовый характер морали выдвигает ее в качестве основы формирования правосознания, а из анализа единства принципов нравственного и правового сознания, общности их нормативной, оценочной и регулятивной сторон вытекают важные методологические выводы о диалектическом единстве и взаимосвязи правового и нравственного воспитания, посредством которого преимущественно и происходит формирование правосознания[157].

Таким образом, мораль и нравственное воспитание (наряду с правовым) выступают основой, источниками формирования правосознания личности. Данный вывод представляется чрезвычайно важным, поскольку указывает на главное направление приложения усилий по укреплению правосознания.

Исследуя вопросы государственно-правового воздействия на формирование правосознания, Чурсин В.Д. доказывает, что такое воздействие является фактором субъективного, целенаправленно-идеологического характера, который призван содействовать эффективности функционирования государственно-правового регулирования[158].

Данный вывод ценен тем, что позволяет выделить также и целенаправленно-идеологический компонент в формировании правосознания и его позитивное влияние на эффективность функционирования государственно-правового регулирования, а значит и на состояние правовой работы в стране в целом. Вместе с тем, некоторыми учеными указывается на определенные недостатки в этом компоненте, негативно отражающиеся в деле военного строительства.

Как, в частности, отмечает А.А.Падерин, в нашей стране недостаточно ярко проявляется одно из важнейших направлений деятельности государственного руководства – укрепление общенациональной идеологии. Без идеологии государство не может существовать, это не государство, а как бы неполноценный в умственном отношении человек, который не может вести самостоятельную жизнь и существует благодаря опеке. Несамостоятельное идеологически, да еще к тому же слабое в экономическом и военном отношениях государство рано или поздно попадает под контроль более сильных, в том числе и идеологически, соседей. Именно в идеологической и нравственной сфере коренится большинство российских неудач последнего времени. Ведь если нет единства в обществе, то нет и сплоченной, настроенной патриотически армии. А без этого невозможно одерживать победы даже в кампаниях, подобных чеченским. Необходимы перестройка боевого духа солдата, офицера, их морально-нравственного состояния, развитие у них чувства долга перед Отечеством, формирование понятия воинской чести. Необходимо целенаправленное и системное восстановление истинных исторических и военно-исторических знаний, без которых ни о какой патриотичности не может быть и речи. Незнание истории Отечества, его армии или цинично фальсифицированное ее преподнесение как раз и позволяют лишать и народ, и защитников Родины здорового чувства национального достоинства – основы державности, обороноспособности, независимости страны[159].

С подобными заявлениями трудно не согласиться. Создавшееся положение деидеологизации государства и его вооруженных сил, отсутствия стройной системы ценностей государства, на основе и в строгом соответствии с которой должна выстраиваться вся работа по морально-психологической подготовке личного состава, пагубно сказывается на правосознании воинов, их отношении к военной службе, боеготовности подразделений. В этой связи на командиров, их заместителей и помощников возлагается дополнительная нагрузка по формированию и укреплению этого важного составляющего компонента правосознания защитников Отечества. Особую силу здесь может возыметь глубокое системное изучение поистине великой истории России, ее героического прошлого, внимательного рассмотрения тех национальных черт русского народа (мужество, отвага, терпение, жертвенность, твердость, воля к победе, боевой дух и т.п.), благодаря которым Россия смогла выстоять в тяжелых испытаниях, противостоять бесчисленным вражеским нашествиям, расти и развиваться, а также всестороннее исследование подвижнического самоотверженного труда на благо Отечества и народа великих государственных деятелей России, ее легендарных военачальников и скромных воинов-героев. При этом необходимо проявлять разносторонность, творчество избирательность в подаче этого материала, чтобы такие занятия с личным составом и сообщенные на них знания были интересны, познавательны, актуальны, содержали новизну и практическую значимость, захватывали внимание и воображение аудитории, побуждали к следованию примеру подвижнического ратного труда и героизма, товарищества и взаимопомощи, воспитывали лучшие человеческие и воинские качества. На основе исторических знаний необходимо постоянно воспитывать и укреплять у военнослужащих общепризнанные в России и проверенные веками духовные и нравственные ценности, чувство долга и ответственности за обеспечение надежной защиты Отечества, добросовестный и самоотверженный ратный труд.

По мнению Чефранова В.А. в структуре правосознания правовая идеология и психология занимают доминирующее положение: в реальной социальной действительности невозможно встретить ни одного правового явления или процесса, в котором так или иначе не находили бы своего отражения идеологические или психологические факторы[160].

Указанное положение представляется также достаточно важным, поскольку наряду с отмеченным выше идеологическим фактором в правосознании выделяется также и психологический, играющий в военном деле чрезвычайно высокую роль и оказывающий существенное влияние на морально-психологическое состояние личного состава. Понимая важность психологической составляющей правосознания в обороноспособности государства и боеготовности ее вооруженных сил, широкое распространение в мире получают представляющие серьезную угрозу для общества средства и способы негативного воздействия на эту компоненту.

Как отмечают ряд авторов, на современном этапе способы воздействия на поведение людей стали более разнообразными и действенными благодаря разработке современных научных методов анализа поведения человека и созданию высокотехнических средств связи и массовой информации. Появилась возможность организованного и скоординированного в масштабах государства, вооруженных сил информационного влияния на партнеров и противника с помощью информационно-психологического оружия, под которым понимается специальное оружие, основанное на применении разрушающего воздействия на психику человека, используемое для управления его поведением и деятельностью или даже уничтожения. К основным разновидностям информационно-психологического оружия обычно относят уже широко известные и апробированные на практике средства (системы) информационно-психологического воздействия (MASS-MEDIA - оружие, психотропно-информационное оружие). Воздействие такого оружия на людей связано с деморализацией и подавлением воли к сопротивлению, перестройкой и манипулированием мышлением, программированием поведения в повседневной и боевой обстановке. В реальной обстановке информационно-психологическое оружие в ходе психологических операций в первую очередь направлено на сознание, психику командования и должностных лиц, принимающих участие в процессе принятия решений, затем – на войска в целом[161].

Как видно из изложенного, в современных условиях ведения войн и проведения боевых операций информационно-психологическое оружие представляет серьезную опасность для обороноспособности государства, объектом его разрушающего воздействия является сознание, психика воина, а, следовательно, и правосознание, в особенности психологическая его составляющая. В этой связи встает вопрос о выработке средств и способов укрепления правосознания, психики воина таким образом, чтобы информационно-психологическое оружие не оказывало на него своего деморализующего (подавляющего волю к сопротивлению), разлагающего воздействия, чтобы сам воин мог противостоять такому негативному воздействию с помощью своего крепкого здорового правосознания. Следовательно, необходимо глубоко изучать психологическую составляющую правосознания воина, ее влияние на боеготовность, способы и средства ее повышения и всестороннего укрепления.

Следует отметить, что осознание этой опасности и понимание необходимости укрепления правосознания воинов, проведения соответствующих адекватных мероприятий у командования постепенно проявляется все больше и больше, поэтому такая работа в войсках ведется, и объем ее неуклонно возрастает. Как сообщил в своем докладе заместитель начальника отдела вузов и кафедр гуманитарных дисциплин Главного управления воспитательной работы ВС РФ М. Зеленков, управление войсками должно строиться на определенном фундаменте. Сегодня этим фундаментом является моральный фактор. Наращивание человеческого потенциала и более глубокий учет его влияния на процесс управления войсками - это один из неисчерпаемых источников повышения его эффективности, по существу, без особых дополнительных материальных затрат. Ведь в России всегда сначала было Слово. Военно-политическое руководство России уделяет внимание вопросам улучшения качественных, в том числе морально-психологических характеристик войск. В частности, создана нормативная база принципиально нового вида обеспечения деятельности войск - морально-психологического обеспечения; создается единая система культурно-досуговой работы[162].

В этой связи большое значение приобретает правильная правовая регламентация этого важного вида деятельности органов военного управления, однозначное понимание и неуклонное претворение в жизнь мероприятий по морально-психологическому обеспечению. От этого во многом зависит уровень правосознания и правовой культуры военнослужащих, их отношение к военной службе, исполнению своих обязанностей, воинская дисциплина в подразделениях и успех военного дела, в целом. Поэтому необходимо уделять этому важному участку деятельности командования особое внимание, тщательно продуманно планировать, проводить и анализировать последствия, результаты проведенных мероприятий, выявлять наиболее эффективные из них, оказывающие положительное действие на правосознание и поведение военнослужащих, широко распространять позитивный опыт, виды деятельности, укрепляющие боевой дух войск, повышающие их морально-психологическое состояние.

Определяя правосознание как самостоятельную форму духовной культуры, Пендикова И.Г. отмечает, что правовое сознание – это особая форма духовности, в рамках которой базовыми являются национальные культурные архитипы равенства, справедливости и свободы, сформировавшиеся в сфере взаимодействия структуры элементов (мифа и ритуала) соответствующей религиозной парадигмы. Русская же правовая культура, как и русское религиозное сознание, по ее утверждению, формировалась в условиях главенства принципа Благодати. Таким образом, в правосознании русского народа представления о законе, справедливости и свободе обусловлены этим принципом. Закон воспринимается как несовершенный, подготовительный принцип человеческих отношений[163].

Таким образом, как можно увидеть из выше изложенного различными учеными указываются нравственная, идеологическая, психологическая и духовная (религиозная) основы, источники формирования и направления укрепления правосознания.

Неразрывно связана с правосознанием и правовая культура, которая занимает также большое и важное место в организации и проведении правовой работы в воинском коллективе, поскольку является проявлением правосознания (как внутреннего состояния личности) во вне – в конкретной правомерной практической деятельности, в законопослушном (или неправомерном) поведении людей. Она позволяет глубже уяснить сущность правосознания, его тесную связь с правовой работой.

Как разновидность общей культуры, правовое ее проявление характеризуется определенным уровнем правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики[164]. Как видно из изложенного, с одной стороны правовая культура характеризуется уровнем правосознания, с другой, – уровнем законности, совершенства законодательства и юридической практики, т.е., по сути, уровнем правовой работы. Все сказанное указывает на огромное взаимное влияние и взаимосвязь правосознания, правовой культуры и правовой работы.

Таким образом, правосознание (как внутреннее состояние субъекта, характеризующее его отношение к социальной действительности с позиции права), являясь ядром правовой культуры, определяет уровень состояния других его элементов, характеризующих, по сути, правовую работу (нормотворческую и правоприменительную деятельность) и их качественное состояние.

В широком понимании правовая культура выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правотворческой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Применительно к личности каждого военнослужащего в рассматриваемом аспекте правовая культура – это знание и понимание социальной сущности права, осознанное исполнение его предписаний в деятельности по защите Отечества в мирное время и в боевой обстановке.

Большое значение в деле укрепления законности и правопорядка каждым военнослужащим (а значит и повышения уровня правовой работы в воинском коллективе в целом) имеет профессионально-правовая культура, под которой принято понимать глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также других источников права в сфере порученного в соответствии с занимаемой должностью участка деятельности, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности.

Быть мастером своего дела в сфере обеспечения законности и правопорядка на порученном участке – значит обладать высоким уровнем правосознания и профессионально-правовой культуры.

Таким образом, сопоставляя такие фундаментальные социальные явления как правосознание и правовая культура, следует указать на их тесную связь и отметить, что, по своей сути, правовая культура личности или общества есть внешнее проявление их внутреннего, заключенного в правосознании, содержания. Военнослужащие с высоким правосознанием обнаруживают и высокий уровень правовой культуры. Лица же со слабо развитым правосознанием, как правило, демонстрируют низкий уровень правовой культуры. Отсюда напрашивается вывод о том, что правовая культура является своего рода связующим звеном между правосознанием (воина, воинского коллектива) и правовой работой в Вооруженных Силах, а также и военным делом, деятельностью по вооруженной защите Отечества от агрессора. Именно правосознание и правовая культура задают и во многом определяют уровень и состояние деятельности должностных лиц и общества в целом по обеспечению обороноспособности государства.

Выявление данной связи позволяет обратить внимание и на другое важное обстоятельство. Для укрепления военной мощи государства необходимо повышать правовую культуру его граждан и в особенности личного состава воинских частей и подразделений. Для повышения правовой культуры необходимо укреплять правосознание граждан и в первую очередь военнослужащих. Следовательно, от уровня правосознания и состояния работы по его укреплению во многом зависит и состояние боеготовности, уровень вооруженной защиты Отечества. В этой связи правовая работа, с одной стороны, выступает как одно из главных средств укрепления правосознания и повышения правовой культуры воинов, а с другой, – как состоящий в распоряжении правосознания инструмент управления общественными отношениями, направляющий их развитие в нужном для общества и государства направлении – укрепление вооруженной защиты страны. 

Таким образом, подведя краткий итог, можно заключить, что правосознание воина тесно связано с правовой работой через правовую культуру и, по сути, является тем фундаментом, на котором строится вся правовая работа в военной организации, в значительной степени обеспечивается ее боеготовность. Как социальное явление правосознание еще до конца не изучено, однако уже сейчас можно отметить, что основу его составляют нравственная, идеологическая, психологическая, духовная (в т.ч. и волевая, и религиозная) стороны человеческой жизни, которые и оказывают существенное влияние на его формирование и укрепление.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: