Христианская антропология

Каждая крупная религиозная система, буддистская, конфуцианская, исламская и т. д., имеет свои представления о человеке и его природе. В современном мире христианской антропологией называют христианское учение о человеке.

Основания этого учения содержатся в Священном Писании, свидетельствующем о том, что Бог, сотворив человека по Своему образу и подобию, изначально вознес его над всеми другими живыми существами. Человек не просто выше других существ, но и неизмеримо сложнее их. В силу этой чрезвычайной сложности он сам для себя загадка и тайна. Однако, Бог, заложивший в него стремление к разгадыванию загадок и тайн, дал ему в руки путеводитель по лабиринтам неведомого - Священное Писание. Это самое ценное руководство по разгадыванию антропологических загадок, с которым не может сравниться ни один философский или научный трактат по антропологии, психологии или этике. Его ценность заключается в том, что в нем человек представлен не таким, каким он сам видит себя, а таким, каким его видит Бог. Развитие христианскими богословами библейского учения о человеке привело к появлению христианской антропологии. В центре библейской антропологии не человек а Бог – бесконечное, вездесущее, всеблагое первоначало бытия, творящая сила, создавшая все сущее, правящая миром и контролирующая вселенский порядок. Он пребывает вне времени и пространства, и человек может судить о нем лишь на основании созерцания следствий Его благих, творящих усилий. В отличие от античной мысли (Платон, Аристотель, неоплатоники), где Бог фигурировал в виде внеличного, в христианском сознании Он предстает не как абстрактное первоначало, но как мудрый и благой Отец, как личный, живой Бог, позволяющий человеку обращаться к Нему Бог, подобно дирижеру, руководит мировым оркестром, в котором собраны мириады инструментов, и заставляет их звучать сообразно со своим замыслом. Он же выступает в роли воспитателя человеческого рода Бог обладает правом воздавать каждому человеку по его заслугам, как при жизни, так и посмертно.

Библия запрещает человеку выказывать непочтительное отношение к Богу в форме сквернословия, непристойных шуток и насмешек над предметами культа. Согласно российскому дореволюционному законодательству, богохульство в церкви каралось наказанием в виде каторжных работ сроком от 12 до 15 лет. Богохульство в публичном месте наказывалось каторгой от 6 до 8 лет. За богохульство при свидетелях полагалась ссылка в Сибирь.

Бог является источником всякой жизни. Он «дарует всем жизнь и дыхание все» (Деян. 17, 25). Человек, как и все живое, также обязан своим существованием Творцу

Базовым основанием христианской антропологии является библейская антропология, т.е. все те знания о человеке, которые сосредоточены в текстах Ветхого и Нового Заветов.

 Человек в Библии – наиболее совершенное из творений Бога.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни (м-ф 02. Сотворение Адама); и стал человек душою живою».

 Что такое образ Божий по учению свв. отцов? В святоотеческих текстах, содержится широкий спектр мнений по этому вопросу.

В общем и целом свв. отцы согласны в том, что образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства. Бог есть абсолютный разум, человек тоже есть существо разумное. Бог существо духовное - человек, также имеет в себе духовную составляющую — душу. Бог вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие. Бог является Творцом — человек также обладает творческими способностями, хотя в отличии от Бога творит не из ничего, а из подручного материала. Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной.

  Образ Божий есть то, что человеку дано, каждый человек несёт в себе образ Творца; подобие же Божие есть некая задача, которая требует от человека духовной работы над собою, и заключается в стремлении человека к истине, добру, любви, милосердию, святости, т. е. к уподоблению себя Богу.

 

Создание человека и его предназначение

Согласно библейской антропологии  Бог создал человека и со­здал его особым образом, отличным от всего ранее сотворен­ного. Вот как об этом написано в Библии: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7). Видимый и невидимый мир был сотворен Богом, а не возник сам из ничего. Человек становится венцом всего сотворенного. Тело его творится из праха земного, а дух, душа вдыхается Са­мим Господом.

Бог образует дух человека и создает индивидуальную душу его. Именно дух определяет Богоподобие человека, будучи подобием Божественного Духа, т.е. Самого Бога: И сотворил Бог человека по образу Своему (Быт. 1, 27).

Как мы видим из сказанного, сущность человека имеет двойственную природу. С одной стороны, он - земной, явля­ется вершиной земного творения; с другой - он включает в себя ангельское небесное бытие. Дух человека подобен ангельскому духу, но пребывает в телесной оболочке. Двой­ственность природы ставит человека в исключительное положение.

То, что человек является венцом земного творения и включает в той или иной степени все ранее сотворенное

Богом, видно хотя бы из стадий развития человеческого зародыша. Развитие человеческого зародыша есть краткое повторение развития всего живого. Человеческий зародыш проделывает весь органический путь, начиная от одной клетки до вполне развитого человеческого младенца. Кроме того, человеческая кровь содержит в себе практически все микроэлементы земли: калий, магний, кальций, фосфор, железо и даже золото. Это еще одно свидетельство, что че­ловек создан из праха земного.

Человек также включает в себя и все небесные начала. Человек есть космос в миниатюре и получил название мик­рокосмоса, в отличие от внешнего мира - макрокосмоса. Такое понимание человека было развито еще у древних гре­ков, в творениях их лучших философов, пытавшихся понять и осознать сущность и назначение человека в этом мире.

Человек изначально был призван к осуществлению связи между мирами материальным и духовным. Через него мате­рия должна была одухотвориться, обожиться. Но человек изменил своему изначальному предназначению, впал в грех

.Грехопадение

Первые люди знали Бога лично и постоянно общались с Ним. Господь заповедал людям возделывать рай, нарекать имена животным и вся­кой твари, а также господствовать над всем материальным миром. Все дозволялось человеку, кроме одного. Нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла, кото­рое находилось посреди рая. «Если нарушите эту заповедь, -предупреждал Господь, - то станете смертными». Люди ве­рили Богу, зная, что от Него всегда исходит только добро, только любовь, и не нарушали эту заповедь.

Диавол, некогда могучий, но впоследствии падший ангел, страшно завидовал близости людей к Богу. Он хотел, чтобы люди слушались и подчинялись ему, а не Творцу мира. И вот он придумал способ обольщения первых людей. Приняв образ змея, лукавый предстал Еве и стал искушать ее хит­рыми и каверзными вопросами. «Правда ли, Господь не раз­решил питаться вам от райских деревьев? - спросил он, пре­красно зная, что говорит ложь. - Нет, - сказала Ева, - от всех деревьев мы можем есть, кроме одного. От него, как сказал Господь, если съедим, то умрем». «Не умрете, - слу­кавил диавол, - но сами станете как Бог, ибо познаете, что такое добро и что такое зло».

Падший дух обманывал людей. Он знал, что они станут смертными, что через непослушание Богу отпадут от Него и станут подвластными диаволу созданиями. Он этого и доби­вался. Но искушал он людей знаниями! Познайте новое! Станьте богами без Бога! Как часто мы слышим подобный призыв и сегодня.

И Ева прельстилась... В ее душу вкралось сомнение в пра­ведности Бога: «Бог что-то скрывает от меня. Не хочет да­вать мне какие-то знания. Тогда я возьму их сама». Она сорвала плод и ела его. Затем дала Адаму, и он ел. Но вме­сто того, чтобы стать как Бог, они стали смертными, попа­ли под власть диавола, увидели свою обнаженность, и им стало стыдно. И они спрятались от Бога между деревьями рая. Бог дал человеку возможность покаяться, чтобы вер­нуться в свое прежнее достоинство, но человек оказался упорен в грехе. Адам стал сваливать вину нарушения запо­веди не только на Еву, но и на Самого Бога: Жена, которую Ты дал мне, она дала мне плод от дерева, и я ел. Ева во асем обвиняла змея: Змей обольстил меня, и я ела.

Вкусив запретный плод от дерева познания добра и зла, Адам и Ева на собственном опыте узнали, что такое добро и 4то такое зло. Оказалось, что добро есть жизнь с Богом, сча­стье, мир, радость, отсутствие болезней, печалей и бессмертие. Зло же - это жизнь без Бога, страдание, болезнь и смерть. Но горечь зла и трагичность его последствий узнавалась постепенно, поэтому в момент грехопадения первые люди не хотели каяться в соделанном грехе, а занимались самооправданием.

Искушение Евы диаволом

Как часто это встречается и сегодня. Все виноваты, кро­ме меня: и обстоятельства, и окружающие люди, и будиль­ник, который вовремя не зазвонил. Все тот же страшный грех самооправдания и отсутствие мужества сказать: я ви­новат, простите, постараюсь исправиться.

 

 

Понятие о душе человека

Чтобы понять, как сильно изменился человек в результа­те грехопадения, нам надо осознать его душевное и духовное устроение.

Душа - это суть человека, в ней вся его своеобразность, его самосознание. Святой Григорий Неокесарийский приво­дит следующее доказательство существования души. Тело

 


может двигаться при воздействии извне или изнутри. Извне наше тело никто не движет, следовательно, оно движется изнутри, т.е. имеет душу.

Человеческая душа индивидуальна, особенная у каждого человека, хотя и одинакова у всех по своей природе и соста­ву. Как ни один человек внешне полностью не похож на дру­гого, так и души отличаются одна от другой,

В душе можно выделить три основные силы. Это, во-пер­вых, мыслительная сила (разум, рассудок), во-вторых, сила желательная (желания, стремления, воля), в-третьих, раз­дражительная сила (чувства, эмоции).

 

Мыслительная сила должна занимать главенствующее место в душе. Разум призван управлять всеми другими си­пами души и контролировать их деятельность. Разум тесно связан с мозгом, через который человек получает информа­цию о теле и о процессах вне тела. Мозг получает инфор­мацию через анализаторы. Он тесно связан с речью, определяет способность к логике, анализу и т.п.

 

Сила желательная: здесь происходит проявление воли в виде желания, вожделения (очень сильного желания), стремления к чему-либо.

 

Раздражительная сила: ум приходит в соприкосновение с предметами внешнего мира посредством чувств и через чувства принимает их. У души есть одно внутреннее чув­ство (сердечное), от которого вышли пять внешних чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. В чувстве кроется основная сила души, которая проявляется в двух видах: природной ревности к добру и усердию в доброделании.

Поэтому царь Давид просит: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50). В извращенном виде после грехопадения раздражительная сила души стала проявляться как гнев и похоть.

Высказывання Святых Отцов

Душа есть сущность живая, простая, бестелесная, сло­весно-разумная, действующая посредством тела и сообща­ющая ему жизнь и возрастание, чувство и силу рождения (авт.способность к воспроизведению потомства себе по­добных). Она есть сущность свободная, одаренная способ­ностью хотеть и действовать, изменяемая в воле, имею­щая ум... как чистейшую часть самой себя.

Святой Иоанн Дамаскин

Целый мир неравноценен душе: мир преходит, а душа нетленна и пребудет нетленною.

Святой Иоанн Лествичник

Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозмож­но существовать, не зная Творца.

Святитель Василий Великий


 

 

Духовное устроение человека

Можно сказать, что человеческий дух - это подобие Божественного Духа внутри человека. Посредством духа человек может общаться с Самим Богом, получать от Него благодать, одухотворять свою душу и тело, созерцать.

Святые Отцы различали в человеческом духе три глав­ные составляющие: духовный ум, волю и силу.

 



Духовный ум

 

Духовный ум является вершиной творения, посредством его человек получает откровения и может иметь Богообщение. По своей божественной природе этот ум есть свет, как и Бог есть свет. Но, конечно же, это не наш земной свет, а особый: духовный, Божественный. Нужно понимать, что духовный ум качественно отличается от того разума, кото­рым мы все обладаем и пользуемся в нашей практической

15


жизни. Духовный ум у нашего современника не развит и может вообще никак не проявляться. Только в отдельные моменты жизни у некоторых людей вдруг проявляется ин­туитивное мышление: они получают знание о чем-то как бы свыше, независимо от своих усилий. Это и есть частичное проявление духовного ума. Для духовного же ума свойствен­но: умствование о Боге и пребывание в Нем; познавание изнутри (осознание, схватывание сразу всей сути) всего ви­димого и невидимого мира; управление материальной, вещественной жизнью.

 


Воля

Воля - это духовное начало в человеке, направленное на выбор деятельности. Оно определяет качество действия, принятие решения в ту или иную сторону, т.е. осуществля­ет выбор. Воля определяет возбуждение или начало дей­ствия и торможение или завершение деятельности. В отли­чие от духовного, в душевном плане она проявляется в виде желания, стремления, влечения. Это - душевная составляю­щая воли.

Если у человека ненужные желания и он способен от них отказаться, хотя и очень хочется, то говорят о силе воли.

Сила духа

Сила духа - это практическая способность духа совершать действие. Она связана с умом через волю. Всякое действие есть продукт не одной только воли, но и силы, говорят: сила воли». Для осуществления любого действия нужна энергия, и она дается силою.

16

Как изначально было задумано Творцом? Вначале появ­ляется у человека мысль, которая принимается волею и осу­ществляется силою. Таким образом, начало действия мы видим в уме, в воле - сосредоточение и сердцевина дейст­вия, конец действия - в силе.

Но сейчас мы часто наблюдаем совсем иную картину. На­пример, тебе что-то хочется и ты спешишь исполнить свое желание, совсем не думая, хорошо это или плохо, к чему это может привести. Таким образом, воля при помощи силы, помимо разума, совершает действие, и часто это имеет пе­чальные последствия для человека.

Почему так происходит? Происходит это потому, что современный человек отпал от духовной жизни, потерял связь с Богом и часто живет только материальной, плот­ской жизнью. Его привлекает суета сегодняшнего дня, сиюминутные удовольствия, безумные развлечения. Человек перестал думать о вечности. Причина всего этого - в грехо­падении.

Однако найти спокойствие и счастье в этом мире без Бога человек не способен. В его душе живет неутихающая «жаж­да Бога». Ее невозможно утолить ни дискотеками, ни по­ездками за границу, ни красивой одеждой и дорогими авто­мобилями - ничем. Эта жажда души утоляется только бла­годатью Божией. Без Богообщения душа обречена на веч­ную муку. Ценность же человеческой души неизмерима. Каждая человеческая душа является уникальным Божиим творением, она драгоценна и дороже всех богатств и сокро­вищ земных. Недаром же Сам Бог сошел с небес и принял человеческий облик, страдание и смерть, чтобы спасти по­гибающие души. Мы должны очень бережно относиться ко всякой человеческой душе, ведь за каждого из нас умер Христос.

17

 

-----


Работа со словарем

.

Вопросы на понимание

1. Что собой представляет дух человека?

2. Что такое духовный ум?

3. Что такое воля?

4. Что такое сила духа?

5. Как должны взаимодействовать ум, воля и сила духа

в человеке?

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: