Понятие классификации источников, ее задачи и значение

Одной из узловых проблем теории и практики источниковедения является классификация источников. Одну из первых попыток обоснования научной классификации источников совершил немецкий ученый Э. Бернгейм (1850-1942). Для выявления свойств и особенностей источников он разделил их на два логических класса, исходя из их близости к фактам: на исторические остатки и исторические традиции (переводы). Согласно этих классов выбирались методы проверки достоверности источников, их логико-содержательного анализа и интерпретации.

Понятие "исторический источник" имеет двоякий смысл. С одной стороны, это носитель исторической памяти, то есть информации или сведений о том или ином событии, явлении, лице, без которых невозможно воспроизвести прошлое, познать настоящее. С другой стороны, источник - это исторический факт, явление культуры, политической, социально-экономической или духовной жизни, которое само по себе требует изучения и исследования, поскольку является результатом деятельности человека, воплощением общественного сознания, уровня духовности той конкретной цивилизации, эпохи, в которую создавалось или существовало. Чтобы охватить все разнообразие, все богатство источниковой базы, дифференцировать, обработать и осмыслить ее, необходимо осуществить классификацию исторических источников. Проблема дифференциации источников, разделения их на классы, группы, типы, роды, виды, разновидности с давних времен привлекала внимание, отрабатывались различные подходы к классификации, ее принципы и приемы.

В существующей учебной литературе по источниковедению прослеживается несколько подходов к классификации источников - по типам и видам (В. Довгопол, Г. Лях, М. Матвиенко), по содержанию (И. Ковальченко, В. Борщевского) по происхождению (В. Стрельский, С. Валк). Однако наибольшее признание получили комплексные или комбинированные схемы (М. Варшавчик, М. Ковальский) с акцентом на цель, направленность, назначение творений человека. Классификация источников как познавательных средств их осмысления, как исследовательский метод имеет важное значение не только для исторической, но и для всех гуманитарных наук: философии, политологии, этнографии, права, лингвистики, культурологии и т. п.

Классификация источников объективно обусловлено двумя главными функциями источниковедения: эвристической и аналитической. Эвристическая функция обеспечивает поиск, обнаружение источников, ориентацию в них (что особенно важно, учитывая их разнообразие), изучение совокупности определенных групп исторических памятников, касающихся отдельных стран, регионов или эпох. Аналитическая функция заключается в разработке методов анализа исторических источников, выявление в них необходимой информации, проверки ее достоверности.

Если рассматривать источниковую базу исторического исследования как систему носителей информации, совокупность объектов познания, то очевидна необходимость разделения их на определенные классы и подклассы. Под "классом" понимают определенный ряд объектов или явлений, характеризующихся общими признаками. Группировка объектов по наиболее существенным признакам или их совокупности называют природными классификациями. Этим они отличаются от «искусственных» классификаций, за основу которых берутся другие признаки, обусловленные прежде всего практическими целями. Природные классификации относят к схемам сравнительно длительного применения в науке или практической деятельности.

Относительно исторических источников природные классификации основываются на выявлении внутренних родственных признаков, образуются в результате действия закономерностей возникновения исходных объектов. Искусственные классификации осуществляются по внешним признакам, не отражают качества объектов, но помогают логически упорядочить эти объекты (бумага, книги по алфавиту в библиотеках, архивные фонды по номерам и т.д.).

На первый взгляд может показаться, что классификация сводится к механической группировке источников и она не имеет существенного значения. На самом деле, это исключительно важная и ответственная процедура теоретико-методологического и логического характера, один из исследовательских методов, имеет большое значение как для выявления, изучения и использования источников, так и для организации последующей познавательной деятельности исследователя. Особенность классификации источников как научного метода заключается в том, что она касается теории и практики источниковедения, охватывает основные этапы работы с источниками, основывается на самой природе и характере источников.

Современное источниковедение рассматривает классификацию источников как разделение всей их массы на группы по определенным существенным общим признакам, характерным для каждой группы. Классификационная работа помогает обнаружить в источниках наиболее характерные признаки, их повторяемость, установить определенные закономерности и особенности образования источников и на этой основе обосновать выбор методов их обработки и использования.

Задача классификации источников заключается в том, чтобы, во-первых, выработать общие принципы их деления на классы, типы, роды, виды, разновидности; во-вторых, выявить специфические признаки источников как критерии их родства; в-третьих, исходя из этих признаков, свести источники в определенные группы и таким образом обеспечить дифференцированный подход к каждой из них, отбор соответствующих методов и приемов обработки различных источников. Выявление наиболее характерных и повторяющихся признаков источников позволяет узнать и установить закономерности их образования.

Основными принципами классификации источников является объективность, историзм, научность, связь с исследовательской и педагогической практикой.

Другими словами, классификация источников - неотъемлемая часть их научного поиска и изучения, который существенно влияет на полноту источниковой базы, объективность и глубину почерпнутой информации, ее всесторонность и достоверность. В то же время она имеет прикладное назначение и в конечном итоге не усложняет, а упрощает работу исследователя с источниками, повышает ее эффективность и результативность. Формирование источниковой базы каждого конкретного исследования сопровождается выбором соответствующей классификационной схемы, которая всегда должна основываться на общих принципах классификации.

В исследовательской работе нужно избегать упрощенных подходов к классификации, когда за основу берутся второстепенные признаки источников, порой чисто внешнего характера. Нередко до сих пор в бакалаврских, дипломных, магистерских, а иногда и в диссертационных работах случается разделение источников на архивные и библиотечные, рукописные, печатные, отечественные и зарубежные. Такая классификация указывает только на место происхождения или хранения источника, на его внешний вид и не может существенно повлиять на глубину исследования, получение оптимальной информации, хотя происхождение иногда существенно влияет на тенденции формирования источниковой базы. Не выдерживают критики те из классификационных подходов в советском источниковедении, которые выходили из разделения источников по так называемому классовому принципу, партийной направленностью. Они создавали искусственный водораздел между источниками, отражали события с позиций партии большевиков и других политических сил, абсолютизировали значение трудов классиков марксизма-ленинизма.

Таким образом, классификация источников является важным инструментом их систематизации, внутреннего разделения по определенным признакам, она является методом углубления их познания, средством повышения информативных возможностей источников. Классификация помогает установить место источника в общественной жизни, выяснить его служебный или функциональный статус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: