Опускаем руки мы по команде «два»

В это время играет Песня Федора Басманова (главы опричников) с опричниками (из к/ф "Иван Грозный" С.Эйзенштейна)

Вы услышали Песню Федора Басманова (главы опричников) (из к/ф "Иван Грозный" С.Эйзенштейна)

Ребята, так это же новгородская грамота!

«Польскому королю Сигизмунду Августу.

Мы, новгородские священнослужители, воинские люди, торговые гости, дьяки, подъячие и весь наш народ, извещаем тебя о своей преданности тебе»

Ребята, что же было в этом доносе, почему Царь Иван Грозный пошёл на новгород? ( из-за измены новгородцев)

Как была ликвидирована новгородская вольность, как вели себя опричники, какими методами они действовали?

Это мы можем узнать поработав с уч-ком стр 84

По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы. Прибыв в Новгород, царь с сыном Иваном начал суд над новгородцами, подозреваемыми в измене. Ежедневно к ним доставляли от пятисот до тысячи обреченных, которых пытали, жгли каким-то огненным составом, затем привязывали головой или ногами к саням и волокли на берег Волхова, откуда бросали с моста в незамерзшую реку. Жен и детей их, связанных по рукам и ногам также бросали в реку. Чтобы никто не мог спастись, по реке с рогатинами, копьями, баграми и топорами плавали в лодках воины государя, добивая тех, кто еще был жив. Убийства продолжались около шести недель. После царь подверг город общему грабежу и разорению. Погибло множество жителей. По разным источникам погибло от 5 до 20 тысяч человек. Богатейший город России пришел в запустение.

 

Слайд 9

Работа с документом. (парная работа) Причитайте документы и подчеркните в тексте кто же был жертвами опричного террора?

(Против кого был направлен опричный террор?)

Напоминаю вам, что такое террор (Террор – это насилие вплоть до уничтожения по отношению к противнику)

Документ 1(раздать)

В 1568г. опричники расправились с людьми боярина И.Федорова, а сам он был заколот царем. В этом же году оказался смещен со своего поста, а затем убит митрополит Филипп, осуждавший опричный террор. В 1569г. удельного князя, двоюродного брата царя Владимира Старицкого обвинили в заговоре с целью отравления и стремлении самому взойти на трон. По приказу Ивана IV он вместе с женой и дочерью принял яд, его окружение подверглось казням. В целом большинство погибших в стране составили посадские люди, крестьяне и холопы.

Документ № 2.

1570г. – страшные казни прокатились по Москве. Обвиненных, а среди них были и представители руководства опричного войска, бросали в котел с кипящей водой, сжигали на костре, рубили и резали. Убивали их жен и детей.

Ответы учащихся: против князей, бояр, духовенства, посадских людей, крестьян и холопов, представителей опричного войска. Убивали не только предполагаемых противников, но и их жен и детей.

Учитель.

Вывод Т.О. жертвами были представители всех сословий. В те страшные времена, когда человек любого положения был беззащитен и неуверен, будет ли он жив завтра.

Слайд 10

Опричнина и Ливонская война ослабили Московское государство. Опричники не смогли дать отпор войску крымского хана Девлет-Гирею который в 1571году сжёг Москву, и поэтому осенью 1572 году Иван Г розный отменяет опричнину. Послееё отмены Иван Грозный казнил большую часть самих опричников.

6) Первичное закрепление.

Итак, ребята, к чему же привела политика опричнины Ивана Грозного?

Давайте, выделим последствия опричнины и поработаем в группах.

Выполнение заданий на карточках. ( Нужно распределить предложенные последствия на положительные и отрицательные. Рядом с положительными поставьте «+», с отрицательными «- «. Какая группа первая закончит поднимает руку).

Слайд 11 Задание карточки

· Тяжёлый экономический кризис «-«

· Укрепление самодержавия «+«

· Централизация страны, ликвидировалась самостоятельность удельных князей «+»

· Укрепление обороноспособности государства «+»

· Помогла утверждению крепостного права,

т.к. в 1581 г. введены заповедные лета, т.е. запрещался переход крестьян к другому землевладельцу в Юрьев день. «-«

Называть положительные последствия опричнины.

Теперь ребята мы с вами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?

В целом, мы можем отметить, что Иван Грозный добился желаемых целей, но только какой ценой.

Т.е., мы можем сделать вывод, Иван Грозный учредил опричнину, которая привела к установлению абсолютной монархии в России.

Давайте посмотрим стали ли мы знатоками истории, усвоили ли мы тему «Опричнина»

Перед вами листочки, возьмите их выполните на них тест, обведите кружочком правильный ответ (возможен только 1 вариант ответа). На работу вам даётся 1 минута.

После того как ребята выполняют тест

Слайд 12

А теперь, поменяйтесь листочками с соседом, проверьте друг друга. (в это время появляются ответы на экране). Если ваш сосед совершил 1 ошибку поставьте ему «4», если 2, то «3», а если 3, то тогда «2». Если у вас будут ошибки, ничего страшного, ребята, не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. В следующий раз у вас всё получится.

Тест

1. 1. Годы опричнины?

А) 1613-1645 Б) 1565-1572 В) 1558-1583

Иван Грозный разделил территорию государтсва на 2 части. На какие?

А) уроки и погосты Б) полюдье и повоз В) опричнину и земщину

К седлу опричника была привязана собачья голова, которая символизировала?

А) преданность царю Б) жестокость В) с тем, что они едут на охоту

Из предложенного списка выберите одну из целей опричнины

А) царь хотел царь больше вольностей боярам Б) укрепление власти царя и централизация государства

В) ослабление государства

Опричнина – это

А) удел царя Ивана IV Грозного с особой территорией, войском и государственными учреждениями

Б) территория, которой управляли бояре В) имя собаки Ивана Грозного

(Осуществляют взаимоконтроль через проверку тестов своего соседа и выставление оценки ему).

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: