Исследование и коррекция агрессивности у подростков школы № 28

 

Психологами школы № 28 г. Кирова было проведено исследование агрессивного поведения учащихся. Диагностика проводилась с детьми в возрасте от 10 до 15 лет (учащимися 5 – 9 классов). Всего в исследовании приняли участие 245 чел.

Основной целью диагностики было выявление количественных и качественных показателей возрастных особенностей проявления агрессии у подростков.

Исследование проводилось при помощи опросника Басса-Дарки.

Исследование показало значительную разницу в проявлении различных видов агрессии у подростков в зависимости от возраста (рис. 1)

 

Рис. 1. Возрастные особенности проявления агрессивности у подростков

 

Исследование показало, что ближе к 15 годам все формы агрессивного поведения усиливаются. Если физическая агрессия у подростков 10 – 11 лет наблюдалась в 49 %, то уже к 12 – 13 годам ее проявления наблюдаются у 56 % учащихся, а к 14 – 15 годам – у 61 % подростков.

Косвенная агрессия у подростков 10 – 11 лет выявлена в 32 % случаев, но процент детей, использующих этот вид агрессии в своем поведении, резко возрастает к 12 – 13 годам – до 48 %, а к 14 0 15 годам – до 51 %.

На протяжении подросткового возраста так же очень интенсивно растет процент вербальной агрессии. Если в возрасте 10 – 11 лет подростки используют вербальную агрессию в 44 % случаев, то к 14 – 15 годам этот показатель поднимается до 72 %.

Основной рост проявлений негативизма приходится на возраст 12 - 13 лет. Если в возрасте 10 – 11 лет негативизм проявлялся у 45 % подростков, то к 12 – 13 годам этот вид агрессивного поведения проявляется уже у 64 % школьников.

Исследование показывает возрастные тенденции в увеличении проявления всех видов агрессивного поведения, т.е. к 14 – 15 годам у подростков наступает пик проявления и физической, и вербальной, и косвенной агрессии, а так же негативизма.

Среди причин агрессивного поведения выявлены следующие:

1. недостатки семейного воспитания (гиперопека, гипоопека, холодное отношение к детям, авторитарность родителей, сверхконтроль, инфантилицация и т.д.);

2. яркий пример агрессивного поведения у кого-либо из родственников или близких;

3. наличие акцентуаций характера подростков (гипертимная, эпилептоидная и т.п.)

4. физиологические причины, например ММД (малая мозговая дисфункция);

В зависимости от причин, в социально-психологической службе школы проводятся консультации психолога и социального работника, а так же разрабатываются коррекционные программы.

Например, Программа работы с Димой С., учащимся 8 б класса.

Мальчик гиперактивный, успеваемость плохая, на уроках вертится, кричит, не дает остальным слушать учителей. Плохо понимает новый материал. Постоянно перерекается с учителями, хамит, иногда позволяет себе нецензурные выражения в адрес учителей.

С одноклассниками отношения неравномерные, с одними дружен, с другими проявляет конфликтность.

При наблюдении агрессивность наиболее выражена вербально, нежели физически. Результаты диагностики подтвердили выводы, сделанные в процессе наблюдения (табл. 4)

 

Таблица 4

Результаты диагностики агрессивности Димы С. (по опроснику Басса-Дарки)

Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины Индекс враждебности Индекс агрессивности
7 3 9 5 3 3 12 4 6 28

 

Результат диагностики выявил повышенный индекс агрессивности, причем у испытуемого преобладает вербальная агрессия, т.е. он способен к оскорблениям, агрессивным словесным выходкам, но до физической агрессии дело доходит редко.

При выяснении причин оказалось, что первопричиной агрессивности мальчика является отрицательный пример отца, который страдает алкоголизмом и в ситуациях опьянения проявляет вербальную агрессию. Выяснилось это при помощи мамы, которая сама пришла к психологу, т.к. не могла справиться с Диминой агрессией (оказывается, дома мальчик вел себя так же, как и в школе.

В рекомендациях маме Димы психолог отметила в первую очередь необходимость лечения папы и только потом возможна психокоррекционная работа со всей семьей. На сегодняшний день работа с Димой и педагогические беседы совершенно неэффективны.

Таким образом, выяснив причину агрессивного поведения, возможно найти оптимальный подход к коррекции агрессивного поведения подростков.



Заключение

 

Анализ литературы показал, что отечественные психологи, Славина, О.П. Елисеев, А.А. Реан и др. в отличие от зарубежных, придают большее значение не агрессии, как поведению, а агрессивности, как черте личности. Но здесь необходимо отметить, что комплексных исследований агрессивности, как личностной особенности, пока в литературе не встречается.

Так же в настоящее время не существует единой точки зрения на причины агрессивного поведения. Наиболее весомы в этом смысле генетические теории и теории социального научения. Особенно отечественные ученые все больше говорят о роли семьи, как основного института социализации ребенка в развитии личностных особенностей, а в частности агрессивности.

Сегодня вопрос о причинах агрессивного поведения встает особенно остро в связи с тем, что с каждым годом увеличивается число агрессивных детей и подростков.

Непременным условием развития отклоняющегося и в том числе агрессивного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

В среде современных подростков довольно часто встречается агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию подростка.

 



Список литературы

1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - № 6. – С.112-121

2. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского, - М. Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс,2000.

3. Горьковая И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков / автореферат диссертации кандидата психологических наук, - Санкт-Петербург, 1992,

4. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям // Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. - Москва & Архангельск, 1993

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001

6. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. - Санкт-Петербург, 1997

7. Лановенко И.П. Борьба с групповыми правонарушениями. - Киев, 1981,

8. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии, - 1972, - № 6

9. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. - Москва, 1988

10. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.– 1996. - №5. – С.3-18.

11. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6. – С.35-40

12. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - Минск: Университетское, 1991

13. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М. - Воронеж, 1996.

14. Степанов В.Г. Психология трудного школьника, - Москва, 1998.

15. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // Советская педагогика. - 1984, - № 5,

16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: