Почему Декарт отрицал применимость научных методов к истории и психологии?

Почему в Германии стало развиваться романтическое направление в изучении культуры и психологии?

В чем выразилась двойственность позиции Вундта при исследовании психологии?

Что являлось предметом изучения психологии в теории Дильтея?

 

 


 


Лекция. Психическая жизнь первобытного общества.

 

Психологический аспект антропогенеза.

 Теория пралогического мышления Л.Леви- Брюля

Теория контрсуггестии Б.Ф.Поршнева

Суггестия – методы внушения и группы лиц, ему подверженные.

Контрсуггестия – формы сопротивления внушению (расселение, формирование разных языков, разделение на «мы» и «они»).

Контр–контрсуггестия и роль ритуала, стереотипов, обычаев. Принуждение и убеждение.

Теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского и А.Р. Лурии

Теория пралогического мышления Леви -Брюля

Леви-Брюль принимает идею изначального существования коллектива и коллективных представлений как определяющей черты мышления на начальных стадиях. Изучая первобытные мифы, верования, обычаи, Леви-Брюль пришел к выводу о существенном различии между первобытным мышлением и сознанием цивилизованного человека. Первобытное мышление по своему содержанию - мистическое и пралогическое (в нем нет различения естественного и сверхъестественного), оно мало считается с опытом и нечувствительно к противоречиям, руководствуется не законами логики, а законом сопричастности, т.е. признает передачу различных свойств от одного предмета к другому посредством соприкосновения, овладения и т.д. Это “пралогическое мышление”, в котором решающую роль играют ассоциации. Объем знаний первобытного человека ограничен, индивидуальные представления, которые он черпает из своего опыта, не являются плодом размышления и рассуждения, но преимущественно - чутья, интуиции, слепого навыка. В целом же первобытное сознание - общественное, коллективное, является плодом коллективных обычаев и привычек. Логическое и пралогическое мышление - это не стадии, а типы мышления, сосуществующие в одном и том же обществе. С развитием общества сектор логического мышления увеличивается, оттесняя пралогическое, но всегда будут сохраняться коллективные представления, которые выражают интенсивно переживаемую сопричастность”. Леви-Брюль поставил, таким образом, проблему социальной обусловленности человеческой психики и поведения, внес важный вклад в понимание человека и его общественной жизни.

Он стремился при этом разрабатывать методологию изучения мышления, основывающуюся на описании, а не на оценочных суждениях. Социальная партиципация рассматривается Леви-Брюлем как одно из проявлений, частный случай этого фундаментального качества. Он анализирует реальность, выраженную мифологическим языком, утверждая, что если восприятие существ и природных объектов носит “мистический характер”, то представление о них получает мифологический характер, т.е. содержит в себе “мистический элемент”, который заключает в себе нечто большее, чем реальное, “позитивное” содержание события. Таким образом, то, что воспринимается в таком представлении, есть чувство родства с “мистической” реальностью. Таков ключ к адекватному пониманию мифологии.

Уже Дюркгейм и Мосс говорили о “коллективных представлениях”, но Леви-Брюль связал функционирование таких представлений с определенным сознанием, которое существует преимущественно в первобытных обществах, которым свойственна корреляция между присущим им типом мышления по принципу “партиципации” и строгой социализацией, составляющей другую их отличительную особенность. Сопричастие, “партиципация” становится, таким образом, ключевым понятием при рассмотрении социальных отношений и коллективных представлений. Основанные на этих последних формы мышления характеризуются эмоциональной вовлеченностью (“партиципацией”) и противостоят абстрактному мышлению, которое базируется на логике и содержит минимум эмоциональности.

Говоря о первобытном сознании, Леви-Брюль почти всегда ограничивается религиозными представлениями и действиями. Его теория мало связана с повседневной жизнью первобытных обществ, ее нерелигиозными аспектами. В то же время коллективный характер религиозных представлений и религиозных действий присущ не только обществам, не обладающим письменностью, но и тем, которые вступили в стадию цивилизации и сознание которых имеет уже иные (логические) свойства. Это обстоятельство заставляет признать, что теория Леви-Брюля важна как постановка проблемы, но предложенное решение далеко не окончательно и во многом дискуссионно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: