Правила использования ссылок в тексте

Ссылка - это текст примечания с библиографическим описанием исторического или историографического источника с указанием номеров страниц или листов, содержание которых подтверждает приведенные исторические факты или мнения исследователей.

Употребление библиографических ссылок рекомендуется:

- при цитировании;

- при заимствовании каких-либо положений, таблиц, иллюстраций;

- при анализе в тексте опубликованных трудов;

- при необходимости отослать читателя к изданию, где тот или иной
вопрос изложен более полно.

По месту расположения ссылки делятся на следующие виды:

- внутритекстовые (являющиеся неразрывной частью основного текста);

- подстрочные (помещаемые внизу страницы, под строками основного
текста);

- затекстовые (помещаемые после заключения, перед списком
источников и литературы; в этом случае в работе появляется новый раздел
«Примечания», который располагается после заключения).

Подстрочные ссылки наиболее удобны при чтении.

В подстрочных ссылках лучше использовать постраничную нумерацию, а в затекстовых - сквозную. Внутритекстовые ссылки можно использовать, когда значительная часть ссылки органично вошла в основной текст работы, а также, когда в тексте постоянно приходится ссылаться на одну и ту же книгу (газету, журнал и т.п.). В тексте указывается номер тома, если издание многотомное, и страница (т. 1, с. 20); для журналов - год, номер и страница (1868, № 4, с. 356), для газеты - год и дата выхода (1879. 10 нояб.).

Например: Вот как описывает события 23 августа 1942 г. в районе тракторного завода А. Самсонов в монографии «Сталинградская битва» (М., 1989): «...На наиболее угрожаемом участке, в районе тракторного завода, к утру 23 августа сосредоточилась 99-я танковая бригада.» (С. 168).

Первая ссылка на какое-либо произведение представляет собой его краткое библиографическое описание. При этом обязательно указывается страница (или страницы), на которую делается ссылка. Например: Епифанов А.Е. Счет за Сталинград. - Волгоград, 1993. С. 136. Повторные ссылки даются в сокращенной форме. Если повторная ссылка следует непосредственно за ссылкой на то же произведение, то ее заменяют словами: «Там же» с указанием отличающейся части библиографического описания. Если изменилась только страница, то указывается номер страницы: «Там же. С. 16». Если повторная ссылка следует за ссылкой на другое издание или напечатана на новой странице, библиографическое описание выглядит следующим образом: Епифанов А. Е. Указ. соч. С. 15.

Если в одной ссылке приводится несколько произведений одного или разных авторов, то они отделяются точкой с запятой. Например: Скрынников Р.Г. Иван Грозный. -М., 1975; Его же. Борис Годунов. -М., 1978.

Порядок ссылок на архивные документы приведен в пункте 3.3. настоящего издания.

Если в тексте нет прямых указаний на источник заимствования, то ссылке предшествует сокращение: «См.:» (смотри).

Когда ссылка приводится для сравнения, поясняют: «Ср.:» (сравни).

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, -лишь один из многих, где подтверждается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова «См., например», «См. в частности».

Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу указывают «См. также», «Обэтом подробнее см.».

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис. 3, табл. 4, с. 34, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например «из рисунка видно, что...», «таблица показывает, что...» и т.д.

Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают вверху строки. От основного текста сноска отделяется сплошной чертой.

Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению (или группе предложений), то - в конце. По отношению к знакам препинания знак сноски ставится перед ними (за исключением вопросительного и восклицательного знаков, многоточия и кавычек).

Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают сначала.

По усмотрению автора все ссылки можно вынести на отдельную страницу после Заключения работы.

Ссылки следует отличать от списка использованных источников и литературы. Все фонды и книги, используемые в ссылках, должны быть отражены в списке источников и литературы, но не на все издания, упомянутые в этом списке, могут быть ссылки в тексте исследовательской работы.

 

Оформление ссылок на литературу

Ниже приводятся ссылки на следующие виды изданий: на книгу одного, двух, трех авторов:

' Епифанов А. Е. Счет за Сталинград. -Волгоград, 1993. С. 2

Красавин B.C., Бородин A.M., Логинов ИМ. Подвиг Сталинграда. - Волгоград: Н.-В. кн. изд-во, 1975. С. 3

на книгу четырех и более авторов:

Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / Бобылев П.Н., Магницкий С.В., Монин М.Е.и др. - М.: Политиздат, 1984.

на сборник одного автора:

Хрестоматия подвига: «Химпром» в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) / Сост. Ю. Константинов. ~ Волгоград, 1994.

на книгу, вышедшую под редакцией:

1 Великая Отечественная война. 1941-1945, Энциклопедия / Под ред. М. Козлова. -М.: Советская энциклопедия, 1985.

на книгу, вышедшую новым изданием:

1 Скоробогатов В. Секрет Сталинграда: Роман. 2-е изд., доп. и испр. - Алма-Ата: Жазушы, 1986.

на межвузовский сборник:

'Великобритания, Франция и США в международных отношениях XIX-XX вв.: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. В.Г. Сироттн. - М., 1985.

на материалы конференций:

; Сталинградская битва. Материалы научных конференций, прошедших в Москве и Волгограде к 50-летию сражения. - Волгоград, 1994.

на отдельный том многотомного издания:

; Книга Памяти: В 2 т. 37 кн. Т. 1. Кн. 1. Сталинградцы в бою и труде. 1941— 1945. Воспоминания. Документы. Фотографии. - Волгоград: Комитет по печати, 1994.

на диссертацию и автореферат диссертации:

1     Желтова Л. В. Военное здравоохранение в Сталинградской битве
(организация медицинского обеспечения и деятельность медицинской службы
Красной Армии): Дис.... канд. ист. наук. -Волгоград, 1999.

2     Арсеньев В. И. Опыт организации и управления военной экономикой СССР в
первый период Великой Отечественной войны: Автореф. дис.... канд. экон.
наук.-М., 1974.

на статью из газеты:

' Летопись великой битвы// Вечерний Волгоград. 1982. 31 июля. С. 3. (Страницы, на которых помещена статья, указываются только в том случае, если объем издания превышает 8 страниц.)

на статью из журнала и продолжающегося издания:

Кузьмина Э.В. Финансирование восстановления Сталинграда в годы первой послевоенной пятилетки // Стрежень: Научный ежегодник. Вып. 1. -

Волгоград: ГУ «Издатель», 2000. С. 268-272.

2 Афанасьев Д., Баданин Б. Инженерное обеспечение Сталинградской

оборонительной операции //Военно-исторический журнал. 1968. № 12. С. 26 - 35.

на статью из коллективной монографии или коллективного сборника:

'Данилов В.Н. Городские комитеты обороны Поволжья ~ на защите Родины // Поволжский край: Межвуз. науч. сб. Вып. 6. - Саратов, 1979. С. 100- И1. 2 Павлова Т.А. Трагедия гражданского населения Сталинграда // Эти удивительные сталинградцы. - Волгоград, 2002. С. 187-206.

на статью из энциклопедии:

1 Фомин В.Т. Фашизм // Советская военная энгрногопедия: В 8 т. — М.: Воениздат, 1980. Т. 8. С. 253-254.

5.4.3. Порядок ссылок на источники

При оформлении ссылок необходимо учитывать особенности библиографического описания следующих видов исторических источников: 1) опубликованные источники

-      документ в сборнике документов и материалов

1 Постановление СГКО № 1 о производстве бронеобмундирования. 23 августа 1941 г. // Сталинградский городской Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны: Документы и материалы / Серия «История Волгограда в документах и материалах». Т. 1 /Под. ред. М.М. Загорулько. - Волгоград: ГУ «Издатель», 2003. С. 51.

-      мемуары

Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. -М., 1969. С. 504

-      периодическая печать (ссылки на газету или журнал как исторический
источник)

Сталинградская правда. 1943. 28 июля Большевик. 1942. Ms 3. С. 9

2) неопубликованные источники

-      документ из архива или музея

1 ЦЦНИВО. Ф. 171. On. 1. Д. 5. Л. 4

2 Письмо С.И. Иванова к М.А. Петровой, 2 марта 1943 г. // Музей МОУ СОШ

5. Яне. № 335

Различают «глухие» ссылки на архивный документ: ЦЦНИВО. Ф. 171.
On. 1. Д. 5. Л. 4;
и полные ссылки: ЦДНИВО. Ф. 171. Сталинградский
городской Комитет обороны. On. 1. Сталинградский городской Комитет
Обороны. Д. 5. Постановления СГКО 1943 - 1944 гг. Л. 4. Постановление
№__ от______
о [...]... Подлинник.).

В научно-исследовательской работе учащихся образовательных учреждений достаточно использовать «глухие» ссылки на архивные источники.

Аббревиатуры центральных архивов обычно не расшифровываются. Если дается ссылка на документ из местного архива, то принято в первый раз давать его полное название, а в скобках приводить аббревиатуру; в дальнейшем при­водится только аббревиатура. Например: Государственный архив Волгоград­ской области (ГАВО).

-      документ из личного архива

1 Воспоминания С.П. Синицына. Рукопись // Личный архив С.П. Синицына, участника Сталинградской битвы

-      интервью с участником или очевидцем событий

1 Интервью с А. А. Сысоевой, медсестрой эвакогоспиталя № б г. Сталинграда в 1942 г. 25 октября 1998 г.

- документ из Интернета

1 Путин В. В. Послание Федеральному собранию РФ, 20 апреля 2002 г. // •www.president.kremlin.ru. 2002. 21 апреля














Структура работы

Титульный лист является первой страницей, на которой не ставится номер, и заполняется по строго определенным правилам. Образец титульного листа приводится ниже.

Оглавление содержит полное название глав и разделов работы с указанием страниц (См. Образец Оглавления).

Следует отличать оглавление от содержания. Оглавление - это список разделов содержательно единого и цельного произведения. Содержание - это

список качественно разнородных по содержанию и авторству разделов, объединенных в одном издании. Таким образом, представляемые работы должны иметь именно оглавление.

Текст работы должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме. Введение, отдельные главы и заключение всегда в самом тексте начинаются с новой страницы, чего нельзя сказать о подразделах. Необходимо следить, чтобы названия подразделов в тексте соответствовали аналогичным названиям в оглавлении, но чтобы названия отдельных разделов не совпадали с общим названием работы (то есть с ее темой). Чем четче и подробнее оглавление, тем легче написать исследовательскую работу. Следует заранее определить примерный объем каждой главы, параграфа. Деление глав на параграфы не является обязательным требованием.

К числу часто встречающихся недостатков оглавления относятся следующие:

-      название главы по своему содержанию приближается к теме работы или
даже выходит за ее рамки;

- все главы и параграфы в совокупности не охватывают содержание
работы, в итоге тема не раскрывается полностью;

- выделение в качестве самостоятельных глав узких вопросов.

Но главное - не в количестве глав и параграфов, а в умелом выделении узловых проблем темы, анализ которых приведет в конечном результате к решению основных задач работы.

Во Введении определяются цели и задачи исследования, обосновывается актуальность темы, научная новизна, дается характеристика источников, выявляется степень изученности данной темы.

В Основной части, разделенной на главы (разделы, параграфы), содержатся тезисы, доказательства и выводы по отдельным главам.

В Заключении обобщаются промежуточные выводы. Итоговые результаты должны соответствовать раскрытию цели и задачам, поставленным во введении.

В Примечании, (которого может и не быть в работе), раскрывается смысловое значение непонятного термина, дается расшифровка сокращений, вводятся исторические данные о предприятиях, конкретных личностях и пр. После подобных текстов требуется поставить выходные данные источника (литературы или архива). Пример.

В тексте: «Согласно постановления СГКОМг 1531...»

В примечании:

' Постановление принято по заявке директора завода «Красный двигатель» тов. Орлова № 27/144 от б декабря 1941 г. об отсутствии некоторых типов металла на заводе. (ЦЦНИВО. Ф. 171. On. 1.Д. 12. Л. 97.)

В Примечании могут быть также помещены затекстовые ссылки, в которых используется сквозная нумерация.

Список использованных источников и литературы содержит перечень всех источников информации, послуживших основой для написания работы.

Данный список обязательно разделяется на источники и литературу (См. Образец списка использованных источников и литературы).

В разделе «Источники» материал лучше всего сгруппировать по видовым признакам, обособив по необходимости опубликованные и неопубликованные (архивные) источники внутри каждой из групп, и расположить его в алфавитном порядке.

В разделе «Литература» работы перечисляются в алфавитном порядке. Если приводится несколько работ одного автора, то их перечисляют в хронологическом или алфавитном (по заглавию) порядке.

Библиографическое описание в списке источников и литературы аналогично оформлению ссылок. Очень важно при этом добиться единства в употреблении элементов описания. Следует помнить, что в ссылках указывается конкретная страница (или страницы), на которую делается сноска, а в списке источников и литературы - общее количество страниц в книге (допускается не указывать) или страницы (обязательно), на которых размещена статья.

Список сокращений (если есть).

Приложения могут содержать полный текст или выдержки из вводимого впервые в научный оборот документа, хронику исторических событий, рисунки, таблицы, карты, графики, т.е. вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части.

Форма и содержание приложений определяются автором.

Если письменная работа имеет несколько приложений, то они должны быть пронумерованы и на них обязательно должны быть ссылки в основной части исследования, например.

Тезисы и устное выступление

«Тезис» - это сжатое изложение представленного в работе материала, которое характеризуется высокой степенью концентрации материала, преобладанием выводов и отсутствием цитат. Объем тезисов составляет 3-5 компьютерных страниц.

Тезисы весьма часто близки к тексту устного выступления. Они включают в себя цель работы, краткий обзор использованных источников и литературы (2-3 предложения), основные выводы работы, которые кратко иллюстрированы примерами. Факты, иллюстрирующие выводы, должны отражать характерные примеры, обобщающие материалы.

Тезисы должны способствовать более четкому представлению структуры работы и отражать самостоятельность проведенного автором исследования.

При составлении тезисов следует обратить внимание на следующее:

- необходимо сохранить самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, доказанного документально.

-текст работы для составления тезисов следует разбить на более мелкие отрывки, в каждом из них выделить главное, и на основе главного сформулировать тезисы.

- существенную помощь при написании    тезисов оказывает предварительно   составленный   расширенный   (сложный)   план исследовательской работы.

Текст устного выступления часто представляет собой расширенный вариант тезисов работы. Главной целью устной защиты является знакомство аудитории с проделанной самостоятельно автором работой по изучению поставленной проблемы. При этом выступление должно быть построено стилистически грамотно, логично выстроено в систему «тезис-доказательство».

Если вы располагаете заранее подготовленными наглядными пособиями, чертежами, графиками, таблицами, которые могут помочь донести ваши идеи до слушателей, такие материалы нужно разместить на доске перед началом выступления. Они должны быть выполнены на больших листах плотной бумаги, крупно и ярко, чтобы слушатели и члены комиссии без напряжения могли видеть изображенное на них.

Поскольку не только содержание текста доклада, но и характер его прочтения (или пересказа), уверенность в ответах на задаваемые вопросы в значительной мере определяют оценку защиты, имеет смысл еще раз остановиться на некоторых правилах публичного выступления.

1. Важно, чтобы речь была ясной, грамматически точной, уверенной (это делает ее понятной и убедительной), а также выразительной, что зависит от темпа, громкости и интонации. Если говорить торопливо, проглатывая окончания слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого резко снижается. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.

2. Совершенно недопустимо нарушение так называемых норм литературного произношения, в частности, употребление неправильных ударений в словах.

Можно привести несколько наглядных рекомендаций для подготовки устного выступления:

- все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы не пришлось
считать нули, не перегружайте устную речь цифрами;

- подчеркивайте выделяемые слова;

- оставляйте большие поля при печатании, чтобы можно было дополнить
речь своими замечаниями;

- повторяйте существительные, избегая местоимений;

- используйте простые слова и простые утвердительные предложения;

- не перегружайте текст подчиненными предложениями.

Следует учесть и такой вопрос, как выбор одежды, позы при выступлении с докладом, а также жестов, манер и других внешних форм поведения. Все это важно. Доклад делается стоя за трибуной. Внимание слушателей концентрируется при помощи указки на каких-либо объектах, изображенных на плакатах или рисунках, при этом нельзя поворачиваться лицом к доске и спиной к членам жюри. Задавать вопросы и получать на них ответы имеют право все присутствующие, в том числе и гости.

Отвечая на их вопросы, нужно касаться только существа дела. При этом следует проявлять корректность в оценке своих научных результатов и тактичность к задающим вопросы.

Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и записать. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.

Для того чтобы при устном выступлении не быть привязанным к тексту на бумаге и говорить, глядя в зал, нужно дома прочитать текст выступления, что позволит четко установить, какой объем вы прочтете за установленное регламентом время (по Положению о Чтениях, это 5-7 мин.). Если вы не уложитесь в регламент, председатель секции вас остановит. Оценка может в таком случае быть снижена.

 

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: