Классификация стратегий

Существуют разнообразные виды копинг-стратегий, которые определяются спецификой стрессогенных ситуаций и индивидуальными характеристиками человека, особенностями его когнитивного реагирования и поведения в стрессовой ситуации. Были предприняты попытки классифицировать эти стратегии по ряду признаков.

По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles («способов совладания») Р.Лазаруса (цит. по А.А. Реану и др., 2006), несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования.

Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

К.Матени с соавт. (цит. по Бодрову В.А., 2006, №3) высказали предположение, что преодоление стресса можно рассматривать с позиций оперативных и превентивных воздействий на стрессовую ситуацию и реакции человека на нее. Оперативное преодоление стресса предусматривает попытку ликвидации или снижения реакции на воздействующий стрессор; превентивное преодоление заключается в предотвращении влияния стрессора либо за счет изменения когнитивной оценки при восприятии требований ситуации, либо посредством повышения сопротивляемости, устойчивости к воздействию стресса. Авторы считают, что превентивное преодоление включает такие способы, как:

1) избегание стрессоров путем регулирования условий жизни и деятельности;

2) оптимизация уровня требований ситуации к человеку;

3) изменение поведения, вызывающего стресс;

4) развитие личных ресурсов для преодоления стресса.

В оперативном преодолении стресса они выделили следующие классы поведения:

1) контроль за воздействующими стрессорами и признаками стресса – оценка ситуации и выбор адекватной индивидуально предпочтительной стратегии поведения;

2) «наступление» на стрессоры – определение возможности прямого устранения стрессоров (решение проблемы, поиск недостающей информации и т.д.);

3) Организация ресурсов – мобилизация эффективных усилий по преодолению стресса;

4) Переносимость воздействия стрессоров – повышение устойчивости к ним путем когнитивной переоценки их воспринимаемой значимости, волевых усилий и т.д.;

5) Понижение возбуждения – уменьшение психической напряженности за счет применения методов коррекции состояния.

Г.Вебер (цит. по Бодрову В.А., 2006, №3) считает, что основной репертуар стратегий психологического преодоления стресса содержит следующие формы:

а) реальное (когнитивное или поведенческое) решение проблемы;

б) поиск социальной поддержки;

в) переоценка ситуации в свою пользу;

г) защита и отвержение проблемы;

д) уклонение и избегание;

е) сострадание к самому себе;

ж) понижение самооценки;

з) эмоциональная экспрессия.

П.Вонг с сотрудниками (цит. по Малкиной-Пых, 2004) разработали концепцию преодоления стресса, которая включает превентивные, самопреобразующиеся, экзистенциональные и духовные стратегии – активные реакции человека, зависящие от его способности к символизированию, прогнозированию, саморефлексии, духовному проявлению, саморазвитию и самосовершенствованию.

Классификация видов стратегий преодоления стресса («совладания»), разработанная Л.И.Анцыферовой (1994), построена с учетом особенностей когнитивного и поведенческого уровня регуляции этого процесса и своеобразия трудных жизненных и рабочих ситуаций. Ею выделены преобразующие стратегии, приемы приспособления к трудным ситуациям, вспомогательные приемы самосохранения, «метастратегические техники» жизни, приемы совершенствования нравственного начала личности.

Автор отмечает, что «совладание – это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. При этом… не существует таких стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных ситуациях» (Анцыферова, 1994, с. 16). Нужно и можно учить борьбе с жизненными трудностями, но какими приемами следует пользоваться, решает сам субъект, исходя из своих индивидуально-психологических особенностей, жизненного опыта, значимости событий и других факторов.

На основании анализа литературы по стратегиям совладающего поведения и результатов собственных исследований В.А.Бодрова (2006, №3) предлагается классификация некоторых наиболее типичных стратегий поведения и когнитивно-эмоциональных действий по преодолению трудных жизненных ситуаций (см. табл.).

 

Классификация стратегий преодоления стресса

Тип стратегий Превентивное преодоление Оперативное преодоление

I. Преобразующие

1) «антиципирующие» 2) перестройка когнитивной структуры 3) коррекция своих ожиданий 4) решение проблемы 5) «рационализация» 6) «компенсация»

7) практические действия и вербальные формы реагирования

8) «идущее вниз сравнение»

9) «идущее вверх сравнение»

II. Приспособление к трудным ситуациям

10) идентификация личности с более удачливыми людьми 11) снижение психической напряженности 12) «проекция» 13) «оппозиция» 14) «замещение»

15) изменение своего отношения к ситуации

16) изменение личностных свойств

17) установление социальных взаимосвязей

III. Контроль за стрессом

18) поиск необходимой информации

19) знание ощущений при стрессе, особенностей его проявления

20) знание: на чем фокусировать контроль

IV. «Самораскрытие» и «катарсис»

  21) «катарсис»

22) «самораскрытие»

23) стимуляция адекватного поведения в стрессовых условиях

V. Избегание трудных ситуаций

24) «фокусирование на эмоциях»

  25) «конструктивное отвлечение внимания» 26) «подавление» и «отрицание» 27) «интеллектуализация» 28) «пассивный протест»
VI. «Самопоражающие» стратегии

29) курение, прием наркотиков и алкоголя, самолечение

Табл. Классификация стратегий преодоления стресса

Предложенная классификация преодоления трудных жизненных ситуаций основана на их систематизации по признакам:

а) превентивной (профилактической), оперативной (коррекционной), комплексной (двухсторонней) направленности воздействий;

б) ориентированности приемов регуляции поведения по преодолению на личность (собственные эмоциональные переживания и установки в отношении стрессогенных ситуаций), решение проблемы (оценку или вмешательство в ситуацию) или поведение по избеганию трудных ситуаций;

в) активности или пассивности форм преодоления;

г) характера мобилизованных личных ресурсов (психологических, физиологических, профессиональных, социальных).

Некоторые стратегии достаточно четко дифференцируются по перечисленным признакам, другие же отражают полиморфизм признаков и обладают многофункциональными свойствами.

И.Г.Малкина-Пых в своих трудах (2004) выделяла три основных критерия, по которым строятся все классификации стратегий копинг-поведения:

1. Эмоциональный/проблемный:

1.1.  Эмоционально-фокусированный копинг – направлен на урегулирование эмоциональной реакции.

1.2.  Проблемно-фокусированный копинг – направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивный/поведенческий:

2.1.  «Скрытый» внутренний копинг – когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

2.2.  «Открытый» поведенческий копинг – ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.

3. Успешный/неуспешный:

3.1.  Успешный копинг – используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

3.2.  Неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.

Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько копинг-стратегий. Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: