Уровень таможенного обложения. Тарифная эскалация

    В подавляющем большинстве стран таможенные тарифы накладываются на импорт с целью повышения цены импортных товаров и защиты внутреннего рынка. С точки зрения международной эконо­мики важным является не значение, которое приобретает тариф в каждом конкретном случае, а общий уровень таможенной зашиты страны.

Примем следующие обозначения:

А — внутренняя цена единицы товара;

Ā — средняя внутренняя цена товара, которую необходимо под­держивать;

L — цена единицы товара, по которой товар импортируется;

T1 — ставка специфического тарифа;

T2— ставка адвалорного тарифа;.

T3— ставка комбинированного тарифа.

Внутренняя цена единицы товара после обложения специфиче­ским тарифом составит просто сумму цены, по которой товар импор­тируется, и ставки тарифа:

А = L + T1,

т.е. специфическую ставку можно рассчитать как:

T1 = A-L.

Ставку специфического тарифа всегда можно выразить в процен­тах от стоимости единицы товара, на импорт которого он накладыва­ется, сделав тем самым его сопоставимым с адвалорным тарифом.

Внутренняя цена единицы импортного товара после обложения его адвалорным тарифом составит:

А = L+ L ∙ Т2 = L (L + Т2),

или

Т2 = (A—L) / L.

Если предположить, что импорт всех товаров облагается таможен­ной пошлиной по единой ставке, последняя формула может считаться обобщенной формулой уровня таможенного обложения. Из нее вид­но, что уровень тарифа должен быть равен процентному повышению внутренней цены товара над ценой, по которой такой же товар импор­тируется из-за границы.

Комбинированный тариф способствует поддержанию постоянно­го уровня внутренних цен и представляется как разность между сред­ней внутренней ценой единицы товара, уровень которой надо поддер­жать, и импортной ценой товара, которая, может изменяться. Ставка, комбинированного тарифа также может изменяться и поддерживать средний уровень внутренней цены неизменным:

T3= Ā - L.

Если учесть, что тарифные ставки во всех странах дифференциро­ваны в зависимости от того, какие товары импортируются, особое зна­чение приобретает определение не номинального уровня тарифной защиты, а эффективного, т.е. действительного.

Таможенные тарифы промышленно развитых стран строятся так, чтобы уровень налогообложения увеличивался одновременно с увели­чением степени обработки товара. Например, если таможенная по­шлина на импорт необработанного хлопка отсутствует, т.е. равна нулю, то для хлопчатобумажной пряжи она увеличивается до 7-9%, а для изделий может достигать уже 20%. Таким образом, производитель хлопчатобумажных изделий, покупая беспошлинно иностранный хлопок, получает фактический уровень таможенной зашиты, намного превышающий номинальную величину таможенной пошлины. На практике эта величина тем больше, чем выше доля сырья, ввозимого беспошлинно или с минимальными пошлинами.

Роль таможенного тарифа в регулировании внешнеторговых то­варных потоков определяется не только абсолютной величиной по­шлины из отдельно взятого товара, но и соотношением ставок по­шлин на товары, отличающиеся степенью переработки. Если в тарифе нет пошлины на сырье или она небольшая, то пошлина на готовое из­делие, по существу, приходится на добавленную стоимость. В резуль­тате степень протекционизма фактически повышается.

Пример. Допустим, сырье ввозится беспошлинно, а на полуфабрикат из нею уста­новлена пошлина в 5%. Тогда импортер, закупивший этот полуфабрикат на 100 евро, уп­лачивает пошлину в 5 евро. Если стоимость сырья в данном полуфабрикате составляет 50 евро, т.е. половину, то указанная выше пошлина фактически относится лишь к добав­ленной стоимости в 50 евро. Последнее означает, что пошлина на рассматриваемый по­луфабрикат достигает 10% (5 евро от 50 евро), или вдвое превышает ставку в тарифе.

На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что уровень таможенного обложения сырья существенно влияет на конку­рентоспособность соответствующего полуфабриката и конечного го­тового изделия. Снижение пошлин на менее обработанные товары в большей степени, чем на обработанные, ведет к усилению тарифной зашиты соответствующих рынков готовых изделий. Наконец, чтобы увеличить таможенно-тарифный барьер, необязательно повышать ставку пошлины на данную обработанную продукцию — этого можно достичь и путем снижения пошлины на соответствующие полуфабри­кат или сырье.

 Таким образом, величина действительной ставки таможенной за­щиты оказывается тем больше, чем выше разница между величинами пошлин на готовое изделие и сырье и чем большая доля сырья входит в готовое изделие. Уровень действительной (или эффективной) тариф­ной защиты (уровень эффективного протекционизма) может опреде­ляться по формуле, наиболее часто используемой в исследованиях ЮНКТАД:

Z =(t – Σms) / V,

где:

Z — эффективная ставка пошлины;

t — номинальная ставка пошлины на готовую продукцию;

s — номинальная ставка пошлины на сырье;

m, V — коэффициенты, показывающие долю стоимости сырья в цене товара (m) и долю стоимости, добавленной в процессе обработки (V).

Из формулы следует, что уровень защиты повышается не только по мере увеличения разницы в величинах пошлин на сырье и готовые изделия, но и по мере понижения степени обработки, т.е. уменьшения добавленной стоимости. Такая практика оказывается особенно дис­криминационной по отношению к развивающимся странам, стремящимся к постепенному повышению степени обработки вывозимого сырья, облагораживанию своего экспорта.

Подсчеты, проведенные Секретариатом ГАТТ в середине 70-х гг., выявили уровни действительной фактической защиты обрабатывае­мых товаров для стран ЕС, США и Японии (табл.3)(См. прил. №3).

Наличие таможенных тарифов на импорт таких сырьевых товаров, как хлопок и арахис в США объясняется тем, что в стране эти товары производятся и экспортируются.

Номинальный уровень пошлины определяется исходя из обшей цены конечного продукта и важен для потребителя данного товара. Уровень действительной или эффективной таможенной зашиты, имеет большое значение для производителя, принимающего решение о на­чале производства товара. Проблемы возникают и при попытках нахождения уровней таможенного тарифа отдельных стран и их срав­нения. До настоящего времени не существует единого официально признанного метода сравнения величин таможенных пошлин.

Если используются не взвешенные показатели, то тарифы, которыми облагаются малозначимые или практически не импортируемые то вары, оказываются такими же значимыми, что и товары, завозимые в большом объеме. Взвешивание величины тарифов может быть сделано по отношению либо к стоимости импорта, либо к величине националь­ного производства. Если использовать данные о национальном произ­водстве, то результаты окажутся более наглядными, поскольку опреде­ляют значение таможенно-тарифной системы для промышленности.

Неодинаковые ставки для различных товаров и сложная процедура применения тех или иных видов таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара затрудняют определение эффективных уровней ставок таможенной пошлины и их сравнение по странам.

Проведенное Секретариатом ГАТТ, хотя и с некоторыми допуще­ниями, сравнение уровней таможенной защиты (на базе средневзве­шенных пошлин) развитых стран (США, ЕС, Япония) показывает по­степенное уменьшение величины таможенных тарифов с 30—40% в 50-х гг. до 8— 10% — в начале. 70-х гг. и до 3—4% — в начале 90-х гг.

В развивающихся государствах, даже в экономически сравнитель­но развитых, поступления от импортных таможенных пошлин явля­ются одной из основных статей государственных доходов и составля­ют до 8—15% общей суммы доходной части бюджета.

В настоящее время таможенное обложение в индустриально раз­витых странах находится на относительно низком уровне. Так средне­арифметический уровень пошлин на сырьевые товары-полуфабрикаты — готовые изделия, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии и ЕС, варьируется в пределах 1,4-1,8%; 6,1-6,3%; 6,4-7,0%. При этом средневзвешенный уровень таможенного обложения варьи­руется как: 0,2 - 0,5%; 3,0-4,6%; 5,7-6,9%  (табл. 4)(См. прил. №4)

Среднеарифметический (или средний) комплексный уровень рас­считывается путем суммирования всех ставок пошлин и деления суммы на число облагаемых пошлинами тарифных позиций. Средневзвешен­ный уровень учитывает объем импорта по каждой тарифной позиции.

Ограничительная функция таможенных тарифов реализуется в ос­новном посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд това­ров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимо­сти от степени обработки импортируемой продукции.

Сопоставление пошлин по трем укрупненным группам товаров в России и некоторых других, индустриально развитых странах позволя­ет выявить существенные отличия в уровне таможенного обложения импорта товаров (см. табл. 4)

В данном случае:

1) в числителе  средненоминальный тариф; в знаменателе средневзвешенный. Обычный средний тариф (средние номинальные ставки) определяется как среднеарифметическое суммы всех тарифов, деленное на число всех тарифов. Средневзвешенным является тариф, рассчитываемый как сумма всех импортных пошлин на определенный год, деленная на сумму соответствующего годового импорта;

2) данные по России — оценка в привязке к действующей базовой ставке импортного тарифа (без учета льгот при ввозе продукции на территорию России).

В России средние номинальные таможенные пошлины на сырье­вые товары в три-четыре раза выше, чем в США, ЕС и Японии: средне­взвешенные пошлины, являющиеся более точным показателем протек­ционистского характера таможенного тарифа, в России на сырьевые товары в десять раз и более превышают аналогичные пошлины в пере­численных странах. Такое превышение в ставках пошлин на сырье сви­детельствует о явных «аномалиях» в российском тарифе.

Наиболее часто высокими пошлинами облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности — текстиль­ной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и обо­рудования, в первую очередь электротехнического машиностроения. Высокие ставки пошлин, как правило, в значительно меньшей степе­ни и в меньшем объеме затрагиваются процессом снижения тамо­женных тарифов в рамках ГАТТ/ВТО по сравнению со средними по­казателями.

В интересах зашиты национальной обрабатывающей промышлен­ности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т.е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологи­ческой цепочки (например, каучук — вулканизированная резина — резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты (и особенно на гото­вые изделия) ставки пошлин существенно возрастают.

По экономическому значению увеличение ставок пошлин в зависимости от степени обработки товаров можно сравнить с налогом на стои­мость, добавленную в процессе промышленной переработки сырья. Чем выше доля сырья в стоимости готовой продукции, тем более неблагопри­ятные последствия для иностранного поставщика имеет тарифная эска­лация. Так, в соответствии со структурой издержек производства кон­кретного товара разница в 4 -5% между пошлиной на сырье и на готовые изделия может быть эквивалентна 15-21%-ному налогу на добавленную стоимость. Из этого следует, что и при сравнительно небольших разме­рах тарифной эскалации невысокие пошлины могут служить эффектив­ной защитой национальной перерабатывающей промышленности. В от­ношении продукции отдельных, наиболее затронутых структурным кри­зисом, отраслей промышленности масштабы тарифной эскалации могут быть весьма значительными (табл. 5).

Уровень пошлин по первой категории товаров увеличивается про­грессивно в зависимости от степени обработки, т.е. тарифная эскала­ция направлена на защиту промышленности, выпускающей готовые резинотехнические изделия. По группе текстильных товаров высокие пошлины на ткани (равные или даже превышающие пошлины на го­товые изделия) свидетельствуют о том, что тарифный протекционизм в странах направлен на ограждение всей национальной текстильной промышленности от иностранной конкуренции.

Особенно неблагоприятно тарифная эскалация отражается на экспорте развивающихся стран. Это связано с тем, что существенная доля в их торговле приходится на товары традиционных отраслей промышленности, которые в наибольшей мере подвергаются тариф­ной эскалации. В условиях жесткой конкуренции на рынках даже сравнительно невысокие ставки пошлин, увеличивающие цену вво­зимых товаров, способны сдерживать импорт, и развитые страны не­охотно идут на превращение облагаемых пошлинами товарных пози­ций в беспошлинные, несмотря на то, что ставка может составлять всего 1—2%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: