Применение информационных технологий в системе высшего образования

 

В современных условиях модернизации образования все активнее используются информативно-коммуникационные технологии в процессе обучения.

Происходящие в высшем образовании демографические и профессиональные изменения существенным образом влияют на численность и состав студентов.

Взаимодействие между людьми — между преподавателями и студентами, между самими студентами — лежит в основе полноценного образования. Демографические и экономические изменения влияют на такие взаимоотношения, повышая важность общения профессорско-преподавательского состава со студентами. Информационные технологии являются именно тем средством, которые способствуют поддержанию такого общения.

В высшем образовании происходили три большие революции. Первая —переход от устных традиций к письменному слову, вторая — смена разделения студентов на небольшие группы современной системой библиотек и студенческих городков, а третья была вызвана информационными технологиями. Каждое из этих революционных изменений улучшало качество образования, сохраняло лучшие из старых методов, давая дорогу новым технологиям. В каждом из таких изменений взаимоотношения между преподавателями и студентами оставались основой системы образования.

Исследования показывают, что организации ищут в выпускниках высших учебных заведениях те качества, которые могут быть привиты во время общения между преподавателями и студентами, а именно:

способность критически мыслить и эффективно общаться как в устной, так и в письменной форме;

умение работать в группах, причем как в своей собственной области, так и в смежных дисциплинах;

умение быстро адаптироваться к новым технологиям;

знание глобальной окружающей среды и культурных особенностей, что необходимо для работы в условиях всемирного разделения труда.

Информационные технологии не подменяют собой человеческое общение — они просто решают определенные задачи, давая возможность сконцентрироваться на идеях при встречах с коллегами. Одними из таких продуктов, делающих личное общение более привлекательным и эффективным, является Microsoft NetMeeting, Skype, приложения для проведения видео-конференций. Совместно используемые контенты доступны всем заинтересованным участникам, а участие в конференции можно принимать, не покидая своих офисов. Такой подход дает возможность участникам заранее обдумать цель встречи, извлечь максимальную пользу из личного общения.

Использование подобных технологий имеет широкие возможности и в высшем образовании. Студенты могут заранее просматривать учебные планы, знакомиться с содержанием курсов и сравнивать свои успехи с предлагаемыми темпами обучения на факультете — до того, как они встретятся со своим куратором. Благодаря этому общение с ним может стать намного содержательнее. Студенты могут заранее прослушать лекции, изучить необходимый материал с помощью Интернет, и уже подготовленными, придти на лекцию, чтобы делать именно то, для чего они собрались: обмениваться идеями, обсуждать разные точки зрения. Сами лекции могут стать короче и проводиться в разное время. Такие преобразования в процессе обучения студентов приводят к повышению качества полученных знаний [40].

Так, на кафедре математики в Технологическом институте штата Вирджиния был создан Math Emporium — обучающий центр, состоящий из 500 рабочих станций и предназначенный для обучения 3,5 тыс. студентов линейной алгебре. Изучение материала в центре проходит в виде выполнения лабораторных работ, причем каждый студент может делать это по-разному в соответствии с уровнем его знаний и способностей.

В последние годы «дистанционное образование» стало одним из главных средств, используемых в высшем образовании. И здесь на помощь должны придти технологии Microsoft. Недавно корпорация объявила о поддержке Learning Resource Interchange (LRN) — первой коммерческой реализации спецификации IMS Content and Management Systems Specification, разработанной компаниями eLearning и IMS Global learning Consortium. LRN представляет собой модель на базе XML, которая определяет контент курса, упрощая для организаций и провайдеров eLearning создание и управление контентом онлайнового обучения. Это нововведение означает существенный шаг вперед, делая образование доступным в любое время, в любом месте и на любом устройстве [31].

Тем учащимся, которые не могут позволить себе учиться за рубежом, Интернет предоставляет доступный путь для получения знаний о культурных особенностях других стран, что важно в современных условия, когда раздвигаются границы общения людей. Кроме профессиональной подготовки, онлайновые приложения расширяют возможности доступа к ресурсам университетов, давая возможность распространять качественный контент среди сообществ во всем мире. Так, Школа богословия в университете Ховарда в Вашингтоне служит в качестве ресурса для афро-американских конкрегаций всей страны. Школа предоставляет контент почти 450 церквям, а ее веб-узел ежемесячно посещают почти 5 тыс. человек. Благодаря онлайновому обучению, видео-конференциям университет Ховарда демонстрирует неограниченные возможности, предоставляемые «дистанционным образованием» для развития сообществ во всем мире [39].

Итак, общемировые тенденции глобализации коренным образом влияют на развитие образования. Происходит движение образования в направлении интеграции в мировую культуру, которое находит свое отражение в реализации идей демократизации образования, предполагающих необходимость и возможность следующих принципов в образовании: равные возможности в получении образования и его бесплатный характер; открытость и многообразие образовательных учреждений; сотрудничество обучающих и обучаемых; студенческое самоуправление; регионализация образования; международная интеграция и сотрудничество; негосударственные формы получения образования и частные образовательные учреждения; общественно-государственное управление в системе образования; демократический механизм руководства и контроля за качеством образования с учетом расширения имеющихся на всех уровнях полномочий. Особое внимание при модернизации системы современного отечественного образования должно уделяться разработке средств и условий реализации этих принципов.

Таким образом, для решения проблем внедрения информационных технологий в образование в частности, их осмысления и всестороннего анализа, можно наметить в общих чертах пути их преодоления:

- в общеобразовательной школе надо начинать изучение информатики и информационных технологий в старших классах и при этом большее внимание уделять формированию теоретических знаний, на которых базируется формирование практических умений и навыков использования информационных технологий;

- В профессиональном образовании необходимо давать базовые знания в области ИТ, которые послужат для профессиональной адаптации и будут толчком к самосовершенствованию будущих специалистов. Это достигается через формирование готовности к применению информационных технологий в будущей профессиональной деятельности;

- необходимо развивать в отечественном образовании систему повышения квалификации и переподготовки специалистов на основе информационных технологий, внедрять в нее элементы дистанционного образования;

- необходимо развивать новые концепции, которые учитывают общекультурные потребности и интересы человека и направлены на формирование целостной личности как носителя современной культуры. К одной из них можно отнести гуманитаризацию образования, которая направлена на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и основу, которой должны составлять общечеловеческие ценности, нормы и традиции. Одной из приоритетных является концепция устойчивого гуманистического развития, которая подразумевает развитие и возвышение в каждом человеке интеллектуально-духовного начала при удовлетворении разумных материальных потребностей всех членов общества, что может быть достигнуто при максимально развиваемых науке, культуре и создании адекватной этим задачам системы образования и воспитания [40].

В нашей стране в силу специфики развития и внедрения информационных технологий в образование — более позднее по отношению к другим развитым странам начало процессов информатизации; экономические трудности и недостаточность финансирования, которые тормозят эти процессы; подготовка специалистов широкого профиля и т.д. — возможно своевременное и успешное решение означенных проблем, некоторые из которых находятся в зачаточном состоянии. Но самое главное — чтобы само общество в целом осознало опасности, возникающие в процессе информатизации современного образования и признало приоритетность решения этих проблем.

Рассматривая варианты применения информационных технологий в сфере высшего образования, можно придти к следующим итогам: невозможно представить себе получение высшего образования без применения информационных технологий. Подготовки к занятиям, поиск информации не представляется возможным без использования интернет ресурсов. При создании работ всегда используются ЭВМ и интернет ресурсы. В последнее время стало популярным дистанционное обучение. С помощью современных технологий можно прослушать курс лекций преподавателя известного учебного заведения, при этом находясь в другом городе. ИТ дает равные возможности в получении образования и его бесплатный характер; открытость и многообразие образовательных учреждений; сотрудничество обучающих и обучаемых; студенческое самоуправление; международная интеграция и сотрудничество; негосударственные формы получения образования и частные образовательные учреждения; общественно-государственное управление в системе образования; демократический механизм руководства и контроля за качеством образования с учетом расширения имеющихся на всех уровнях полномочий. Это все является результатом развития и применения информационных технологий.

 

Заключение

Особо важной для дальнейшего развития самого человечества, его культуры является область образования, как формирующая будущего члена общества. Поэтому очень важно осознать тенденции в развитии, как общечеловеческой культуры, так и культурного облика каждого отдельного человека, на которые влияют процессы информатизации образования.

Опыт применения информационных технологий в образовании только еще начинает накапливаться. Медленное решение данного вопроса является одной из проблем применения ИТ в сфере образования. Еще одной проблемой является устаревания ИТ со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Современные ИТ, автоматизируя задачи производства, устраняют тем самым рабочих среднего и низшего звена, освобождают людские ресурсы, пополняя ими штат безработных. Но с другой стороны, с помощью ИТ, пройдя обучения или переподготовки можно получить новую специальность, затребованную обществом. С появлением новейших продуктов ИТ появляются потребности в специалистах данной области. В соответствии с этим появляются новые места, и требуется получение образования для претендентов на данные вакансии.

Информационные технологии являются не просто инструментами, они позволяют получать информацию и формируют способы общения, влияя на мыслительный процесс и созидательные способности общества. Выделяя в образовании профессиональную и общекультурную составляющие, можно отметить, что чем интенсивнее идет процесс информатизации образования, тем сильнее перестраивается профессиональная составляющая образования, направленная на применение информационных технологий будущими специалистами в своей профессиональной деятельности. При этом перестраивается не только структура будущей профессиональной деятельности, в которой информационные технологии играют главную роль. Через образование информационные технологии влияют на формирование и развитие самой культуры. Человек, не владеющий современными информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Информационные средства и технологии становятся неотъемлемой частью жизни человека.

 

 

Список литературы

1. Аллен Хоупт, Управление знаниями: тернистый путь от данных к действиям. [Электронный ресурс]/ Хоупт А. - http://www.interface.ru

2. Анисимов, О.С. Методология и технологические формы мышления [Текст]/ О.С.  Анисимов// Методология и технологические формы мышления. – М. 2009. – 234 с.

3. Васылев, Д. Организация эффективной системы хранения данных [Текст]/Д. Васылев// Сетевые технологии. М. - 2004. - № 5. том 18.

4. Волков, И. Галахов, И. Архитектура современной информационно-аналитической системы [Текст]/ И.Волков, И.Галахов// Директор ИС. - 2002. - №3. - С. 58-63.

5. Вороной, А. Инструментарий маркетолога и аналитика: информационно-аналитические системы и программные продукты [Электронный ресурс]/А. Вороной - http://www.infowave.ru/publications

6. Данчул, А. Информационно-аналитические технологии и ситуационные центры. [Электронный ресурс]/ А. Данчул - http://kitrags.ru

7. Доронин, А. Шатров, Д. Технологии американских спецслужб [Текст]/А. Доронин, Д. Шатров// PC WEEK - 2005. - № 20. - С. 43- 45

8. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие [Текст]// И.Г. Доронин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

9. Емельянов, А.Л. Онтология аналитики или оборотная сторона красивых должностей [Текст]/ А.Л. Емельянов//АКМЭ. – 2010. - № 04 (54). -С. 12-18.

10. Ильин, Н. Киселев, С. Рябышкин, В. Танков, С. Технологии извлечения знаний из текста [Текст]/Н. Ильин, С. Киселев, В. Рябышкин, С. Танков// Открытые системы– 2006. № 06. - С. 54-58.

11. Трайнев, В.А., Трайнев, И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие [Текст] /В.А. Трайнев, И.В. Трайнев.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 280 с.

12. Кашлев, Ю.Б. Становление глобального информационного общества и место России [Текст] / Ю.Б. Кашлев // Социологические исследования. – 2009. - №5. – С. 77-84.

13. Коберник, Д. Использование системы анализа СМИ «Семантический архив» в научно-исследовательских проектах МГИМО [Электронный ресурс]/Д. Коберник. – http://www.mgimo.ru

14. Конотопов, П.Ю. Текущее состояние, проблемы и тенденции развития систем поддержки информационно-аналитической работы [Текст]/ П.Ю. Конотопов// ТИАРА. - 2009. - № 6. – С. 23-38.

15. Конотопов, П. Ю. Задачи автоматизации информационно-аналитической работы и теория рефлексивного управления [Текст]/ П.Ю. Конотопов// ТИАРА. - 2008. - № 3. – С. 44-56.

16. Конотопов, П. Ю., Куликова, Н. В. Незримые угрозы информационно-аналитической работы [Текст]/ Конотопов П. Ю.// ТИАРА. - 2008. - № 4. – С. 32-37.

17. Конотопов, П. Ю. Информационно-аналитическая работа и модель мира эксперта-аналитика [Текст]/ П. Ю. Конотопов// ТИАРА. - 2002. - № 2. – С. 21-28.

18. Корнеев, И.К., Ксандопуло, Г.Н. Информационныетехнологии [Текст]/И.К. Корнеев, Г.Н. Ксандопуло //Из-во: Проспект Велби. 2009 г – 368 с.

19. Кошкина, Э. Информационно-аналитическая система «Семантический архив» [Текст]/ П. Ю. Конотопов// Компьюлента. - 2004. - № 5. С. 34-39.

20. Курносов, Ю. В. Конотопов, П. Ю. Аналитика. Методология, технология и организация информационно-аналитической работы [Текст]/ Ю. В. Курносов, П. Ю. Конотопов // Русаки. – 2004. - № 4. С. 65-71.

21. Мельник, О. Бизнес-аналитика: сегодня и завтра [Текст]/ О. Мельник// Intelligent Enterprise (Корпоративные системы) - 2010. - №2 (212). - С. 107-115.

22. Митрофанов, А.А., Наумов, С. Экономическая безопасность коммерческих предприятий и деловая разведка [Электронный ресурс]/ А. А. Митрофанов, С. Наумов// http:// www.bre.ru

23. Моисеев, Н. Информационное общество как этап новейшей истории [Текст] / Н. Моисеев // Свободная мысль. – 2007. - №4. – С. 10-13

24. Мухамеджанов, О.А. Методология аналитики: синергетический подход [Текст]/ О. А. Мухамеджанов// ТИАРА.- 2009. – № 11. – С. 67-74.

25. Надыгина, Е.В. Теоретико-правовой анализ влияния информационных технологий на правосознание: диссертация... канд. юр. наук[Текст]/ Е.В. Надыгина //Нижний Новгород, 2007 211 с.

26. Негодаев И.И. На путях к информационному обществу [Текст]. / И.И. Негодаев //Ростов-на-Дону, 2007

27. Ноженкова, Л.Ф. Организация эффективной системы хранения данных [Текст]/ Л. Ф. Ноженкова// издательство ИВМ СО РАН. - 2010. - № 2. - С. 35-47.

28. Рагулин П.Г. Информационные технологии: Электронный учебник. [Текст]/ П.Г. Рагулин//  Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 208 с.

29. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании [Текст]/ И. Роберт//   М.: Школа-Пресс, 2004

30. Родионов, А.С. Анализ эффективности деятельности банка. Методики, технологии, инструменты [Электронный ресурс]/А. С. Родионов// http://www.o-t-r.ru/expert

31. Саак, А.Э., Пахомов, Е.В. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. 2-е изд. (+СD)  [Текст]/ А.Э. Саак, Е.В. Пахомов 2010 год, 320 стр.

32. Сидорская, И.В.Информационные технологии [Текст]/И. В. Сидорская// Энциклопедия. Мн - Книжный Дом, - 2003.- 507-564.

33. Cляднева, Н.А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы. [Текст]/ Н. А. Сляднеева// Факт - 2000. - № 6. – С. 75-81. 

34. Соловьев, Н. П. Внедрение информационной системы как логически организованный процесс [Текст]/ Н. П. Соловьев//АКМЭ. - 2010. № 3.

35. Чащухина, О.В. Использование информационных технологий в начальной школе - http://pedsovet.org/

36. Чернов, А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы [Текст] / А.А. Чернов. – М.: Владос, 2006. -232 с. 

37. Шатров, Д.В. Как автоматизировать работу аналитика маркетинговой службы и службы экономической безопасности компании. [Электронный ресурс]/ Д.В. Шатров - http://www.anbr.ru. М. – 2004.

38. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Итоговый документ саммита «группы восьми». Санкт-Петербург, 16 июля 2008 года [Электронный ресурс]/ - http://www.civilg8.ru/6853.php

39. Информационные системы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.islu.ru/k_inform/infsystekst.html.

40. Информационные технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kunegin.narod.ru/index.html.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: