Примеры расчета социального налога в 2008 году

 

Пример 1. Индивидуальный предприниматель, применяющий общеустановленный режим налогообложения. Наемных работников не имеет.

Социальный налог определяем следующим образом:

1 шаг. Социальный налог, исчисленный по ставкам, установленным пунктом 2 статьи 317 Налогового кодекса: 2 х МРП составил = 2 336 тенге.

Справочно:

 

в 2008 году МРП - 1 168 тенге

МЗП - 10 515 тенге ставка социальных отчислений – 3%.

 

2 шаг. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих общеустановленный режим налогообложения, объектом исчисления социальных отчислений являются получаемые ими доходы. При этом, для исчисления социальных отчислений ежемесячный доход принимается в размере, не превышающем десятикратного размера минимальной заработной платы. Возьмем максимальное значение дохода, для исчисления социальных отчислений:

 

10 МЗП х 3% = 3 154 тенге.

 

3 шаг. При определении социального налога к уплате в бюджет получаем:

 

2 336 – 3 154 = - 818 тенге.

 

В данном случае в результате превышения суммы социальных отчислений над суммой исчисленного социального налога, значение социального налога, подлежащего уплате в бюджет, отрицательное. Следовательно, при составлении Декларации по социальному налогу (ф. 620.00) и уплате налога в бюджет значение социального налога принимается равным нулю.

Таким образом, в данном случае индивидуальному предпринимателю необходимо будет лишь перечислить социальные отчисления за отчетный квартал в сумме 9 462 тенге (3 154 тенге х 3 мес.).

Пример 2. У адвоката имеется два работника. Оклад каждого составляет 60 000 тенге. Определите социальный налог за адвоката и работников.

Социальный налог определяем следующим образом:

1 шаг. Социальный налог, исчисленный по ставкам, установленным пунктом 2 статьи 317 Налогового кодекса:

 


За адвоката: 2 х МРП = 2 336 тенге.

За работников: 2 чел. х МРП = 2 х 1 168 тенге = 2 336 тенге.

 

2 шаг. Для адвокатов и частных нотариусов объектом исчисления социальных отчислений являются получаемые ими доходы. При этом для исчисления социальных отчислений ежемесячный доход принимается в размере, не превышающем десятикратного размера минимальной заработной платы. Возьмем максимальное значение дохода, для исчисления социальных отчислений:

 

10 МЗП х 3% = 3 154 тенге.

 

Сумма социальных отчислений за адвоката составила 3 154 тенге.

Теперь определим сумму социальных отчислений за работников:

(Дх раб. – 10% ОПВ) х ставка СО х Кол-во раб.

Получаем следующий расчет:

 

(60 000 – 6000) х 3% х 2 чел. = (54 000 х 3%) х 2 чел. = 3 240 тенге

 

где Дх раб. - оклад одного работника (60 000 тенге);

ОПВ – обязательные пенсионные взносы, устанавливаемые в размере 10 % от дохода работника;

ставка СО - в 2008 году составила 3%;

Кол-во раб. - количество работников.

3 шаг. При определении социального налога к уплате в бюджет за адвоката получаем:

 

2 336 – 3 154 = - 818 тенге

 

За работников социальный налог составит:

2 336 – 3 240 = - 904 тенге.

 

В данном случае в результате превышения суммы социальных отчислений над суммой исчисленного социального налога, значение налога, подлежащего уплате в бюджет меньше нуля, т.е. отрицательное. Следовательно, при составлении Декларации по социальному налогу (ф. 620.00) и уплате налога в бюджет значение социального налога принимается равным нулю.

Следовательно, в данном случае адвокату необходимо будет лишь перечислить социальные отчисления за отчетный квартал в свою пользу в сумме 9 462 тенге (3 154 х 3 мес.) и в пользу работников в сумме 9 720 тенге (3 240 х 3 мес.)

 




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня социальное обеспечение является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Социальный налог является сравнительно недавно введенным налогом в налоговой системе Казахстана. Изначальная цель взимания данного вида заключалась в мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Введение социального налога с января 1999 года было необходимо также и для формирования доходной части бюджет на социальные программы. За непродолжительный период существования социального налога вносилось немалое количество изменений и дополнений в размер ставок, облагаемую базу и отчетность. Отличительной особенностью социального налога изначально являлось то, что объектом обложения выступал фонд оплаты труда, и, следовательно, его начисление производилось до удержания соответствующих налогов, независимо от источников финансирования.

Однако для налогоплательщиков социальный налог был и остается одним из самых проблемных налогов, так как исчисляется в размере 13% от заработной платы работника, но уплачивается непосредственно из средств самого работодателя. Большой размер налога, уплата его в независимости от наличия дохода вызывает желание работодателя любыми путями скрыть истинную заработную плату работников, что приводит к недополучению дохода бюджетом. Нежелание платить данный налог усиливается незнанием, куда пойдут столь большие социальные отчисления и какие же действительно социальные услуги получит налогоплательщик за свои отчисления.

Проводимая Правительством Республики Казахстан политика снижения налогового бремени привела к значительному уменьшению социального налога с 21% в 1999 году до 11% в 2009 году.

Задачей социального налога является формирование доходной части бюджета на социальные программы. В соответствии со статьями 47-50 Бюджетного Кодекса РК социальный налог по нормативам распределения доходов, установленными областным маслихатом, формирует доходную часть:

¾ областного бюджета;

¾ города республиканского значения, столицы;

¾ района (города областного значения).

Однако, в соответствии с Бюджетным кодексом РК, социальный налог не является целевым по использованию и при поступлении в бюджет растворяется среди остальных налоговых поступлений.

В соответствии со статьей 315 Налогового Кодекса РК плательщиками социального налога являются:

¾ индивидуальные предприниматели, за исключением осуществляющих расчеты с бюджетом на основе разового талона;

¾ частные нотариусы, адвокаты;

¾ юридические лица - резиденты Республики Казахстан;

¾ нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства.

Объектом налогообложения для юридических лиц являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов в денежной или натуральной форме.

С учетом вступивших в действие с 1 января 2008 года изменений статьи 317 Налогового кодекса РК «Ставки налога» в 2008 году действует единая таблица ставок социального налога без разделения на ставки социального налога с затрат на выплату доходов гражданам Казахстана и иностранным специалистам административно-управленческого и инженерно-технического персонала.

В 2008 году была установлена и действует регрессивная шкала ставок социального налога в пределах от 13% до 5% в зависимости от того, в какой диапазон регрессивной шкалы попадает налогооблагаемая база.

10 декабря 2008 года утвержден и подписан Президентом Республики Казахстан новый Налоговый Кодекс РК 2009 года - Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», который вступает в силу с 1 января 2009 года. В соответствии со статьей 356 нового Налогового Кодекса, с 1 января 2009 года социальный налог исчисляется по фиксированной ставке 11 процентов.

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.minfin.kz – Официальный сайт Министерства финансов Республики Казахстан

2. Даниярова М.Т. Налоги и налогообложение. Учебно-практическое пособие. – Караганда, КЭУ, 2004, 130 с.

3. Кодекс Республики Казахстан от 12.06.2001 N 209-2 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»

4. Кодекс Республики Казахстан от 24.04.2004 N 548-2 «Бюджетный кодекс Республики Казахстан»

5. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года

6. Налоги и налогообложение. Под ред. Черника Д.Г. - Юнити; 2007, 311 с.

7. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики». Февраль 2008 г.

8. Правила составления налоговой отчетности. Утверждены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 декабря 2007 года №468. Государственная регистрация в Министерстве юстиции Республики Казахстан от 26 декабря 2007 года №5068.

9. Ряховский Д. И. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. - ЭКСМО, 2006, 336 с.

10. Тарасова В.Ф., Савченко Т.В., Семыкина Л. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. - КноРус; 2007, 320 с.

 



Приложение 1

 

Приложение 2

 


 


Приложение 3

 

Приложение 4

 



Приложение 5

 


[1] Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года

[2] Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики». Февраль 2008 г.

[3] Тарасова В.Ф., Савченко Т.В., Семыкина Л. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. - КноРус; 2007, с.98-102

 

[4] Ряховский Д. И. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. - ЭКСМО, 2006, с.52-54

 

[5] Налоги и налогообложение. Под ред. Черника Д.Г. - Юнити; 2007, с.87-89

 

[6] Кодекс Республики Казахстан от 12.06.2001 N 209-2 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», ст.59

[7] Даниярова М.Т. Налоги и налогообложение. Учебно-практическое пособие. – Караганда, КЭУ, 2004, с.53

[8] Кодекс Республики Казахстан от 24.04.2004 N 548-2 «Бюджетный кодекс Республики Казахстан», ст.47

[9] Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года

[10] http://www.minfin.kz – Официальный сайт Министерства финансов Республики Казахстан







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: