Государственные расходы и налоги как регуляторы фискальной политики

Фискальная политика строится на использовании двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.[14]

Государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных расходов выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.

Государственные расходы делятся на четыре основных группы:

1. расходы на социально-культурные нужды;

2. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

3. военные расходы;

4. расходы на управление.

Структура государственных расходов, т.е. соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства (см. прилож.1), неодинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.

По роли в воспроизводственном процессе государственные расходы делятся на три группы:

1. расходы в сферу материального производства;

2. расходы на непроизводственную сферу;

3. расходы на создание резервов.

По целевому назначению государственные расходы делятся на:

1. капитальные затраты - затраты на расширенное воспроизводство и реконструкцию (основная доля этих расходов направляется на исследования в области новых технологий и создание опытных образцов техники).

2. текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.д.

3. затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов.

По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, расходы субъектов федерации и местные расходы.

По источникам государственные расходы делятся на три группы:

1. бюджетные ассигнования;

2. расходы за счет резервных и страховых фондов;

3. кредитные источники финансирования;

4. самофинансирование.

Расходы государства в экономику являются постоянной статьей расходов. Как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция к стабилизации их уровня объясняется их структурообразующей ролью. Общее назначение этих расходов - создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности[15] (см. прилож.2).

В настоящее время участие государства в хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями.

1. Финансирование отраслей инфраструктуры.

2. Финансирование новых отраслей, имеющих стратегическое назначение: атомной промышленности, освоения космоса, некоторых отраслей химической промышленности и т.п. Эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют получения прибыли.

3. Финансирование убыточных отраслей. К таким отраслям относится добыча каменного угля и некоторые другие отрасли добывающей промышленности.

4. Финансирование отраслей, требующих больших первоначальных вложений и имеющих длительный срок окупаемости.

5. Финансирование сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей.

6. Финансирование научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера. Участие государства в этих затратах вызвано рисковым характером научных изысканий.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8)». Данное определение предусматривает следующие основные моменты:

- утверждение налогов - прерогатива законодательной власти;

- налог является индивидуально безвозмездным;

- односторонний характер установления налога;

- уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства;

- налог взыскивается в условиях безвозвратности;

- цель взимания налога - обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. [16]

Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогов.

Фискальная функция означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходуются эти средства на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административное управление, на выплаты по государственному долгу.

Регулирующая функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру.

Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

- неравного обложения налогом разных сумм доходов (использование прогрессивной шкалы налогообложения);

- применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);

- введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия).

Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени, исходя из величины доходов физического лица.

Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.[17]

Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики - прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: