Особое место в системе гражданского законодательства принадлежит ГК, и нормы всех других законов должны соответствовать Кодексу

ГК РФ не относится к числу федеральных конституционных законов, поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода актам (ст. 108 Конституции РФ). Вместе с тем, по своей юридической силе в определенной мере ГК приравнивается к ним.

Указы Президента, не противоречащие ГК или иному федеральному закону, могут быть приняты по любому вопросу, которые входят в компетенцию Президента, если в ГК нет указаний на то, что соответствующий вопрос может быть урегулирован только законом.

Постановления Правительства могут быть приняты лишь на основании и во исполнение Кодекса и иных законов, а также указов Президента РФ.

Министерства и ведомства могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами.

 

Глава II. Система права и гражданское право. Предмет метод гражданского права

 

Место гражданского права в правовой системе

 

Особенностями системы российского права являются ее многообразие, дифференциация на весьма многочисленные самостоятельные правовые отрасли при принципиальном отказе от традиционного их деления на публичное и частное право. Такой подход имеет как преимущества, так и недостатки.

С социально-экономической точки зрения внутренняя согласованность и единство нашего права должны опираться в перспективе на многообразие форм собственности и единство их правового режима, на регулируемые преимущественно экономическими методами рыночные, товарно-денежные отношения между участниками экономического оборота, на развитие свободы предпринимательской деятельности в границах, не запрещенных законом.

В политическом отношении система отечественного права должна соответствовать принципам организации федерации, повышению роли республик, регионов, органов местного самоуправления в управлении всеми сферами деятельности общества.[2]

В правовом отношении внутренняя согласованность и единство системы права определяются единством тех правовых принципов, которые выражают сущность права и которые должны быть закреплены в новых конституционных и других основополагающих актах, издаваемых в рамках полномочий законодательных органов; единством тех критериев, которые закладываются в основу разграничения отраслей права и определяют функциональные особенности каждой из этих подсистем.

Вместе с тем потребности профессиональной предпринимательской деятельности требуют особых законодательных правил, учитывающих специфику коммерческого оборота между деловыми людьми, с одной стороны, и между деловыми людьми и потребителями с другой.[3]

Гражданское право составляет основу частноправового регулирования. Тем самым определяется его место в правовой системе к основной, базовой отрасли, предназначенной для регулирования частных, прежде всего имущественных отношений. Из этого следует, что общие нормы и принципы гражданского права могут применяться для регулирования любых отношений, входящих в частноправовую сферу, если на этот счет отсутствуют прямые предписания специального законодательства (т. е. в субсидиарном порядке). Это касается, прежде всего, сферы семейного права, где такое положение получило прямое законодательное закрепление (ст. 4 Семейного кодекса РФ), но также и частноправовых отношений, затрагиваемых институтами трудового, экологического права. Именно на этом, в частности, базируются небезосновательные попытки судебной практики использовать в отношениях, возникающих при необоснованном расторжении или изменении трудового договора, гражданско-правовые нормы о возмещении морального вреда[4].

Так, при возврате налогоплательщикам неправильно удержанных сумм налогов на них иногда начисляются проценты, предусмотренные за нарушение денежного (гражданско-правового) обязательства по статье 395 Гражданского кодекса. Между тем никаких гражданско-правовых, в том числе обязательственных, отношений между налогоплательщиком и налоговым органом не возникает, а потому нет и оснований для применения частноправовых правил. (Иное дело, что эту ситуацию можно рассматривать как деликт, т.е. причинение налогоплательщику имущественного вреда государственным налоговым органом, в силу которого последний обязан возместить потерпевшему все причиненные убытки.) В действительности же изложенная ситуация свидетельствует о необходимости учета в нормах публичного (налогового) права содержания соответствующих частноправовых отношений, а не только фискальных (публичных) интересов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: