Несмотря на активную деятельность магазина «Обувь России» по реализации детской обуви, конкуренции на региональном рынке, необходимо стремление компании к усовершенствованию маркетинговой деятельности магазина с помощью правильного формирования товарного ассортимента продукции.
По этой причине было проведено данное маркетинговое исследование, целью которого было решение проблемы, с которой столкнулось предприятие – увеличение рыночной доли, повышение конкурентоспособности реализуемой продукции, а также формирование ассортимента детской обуви магазина.
Исходя из этого, были определены задачи исследования:
· определить востребованность в детской обуви среди населения Хакасии;
· выяснить, какую обувь предпочитает приобретать потребитель;
· определить отношение покупателей при выборе обуви отечественного и зарубежного производителя;
· выяснить, в каких магазинах совершались покупки детской обуви покупателями;
· определить причины, по которым приобретаются товары именно в магазине «Обувь России»;
|
|
· узнать мнение потребителей об ассортименте детской обуви магазина;
· выяснить, какими отличительными параметрами отличается обувь в магазине «Обувь России»;
· определить полноту размерного ряда детской обуви;
· узнать мнение потребителей в плане достаточности поступления информации о продаваемой продукции магазина;
· выяснить, какие способы получения информации об обуви наиболее предпочтительнее для населения;
· и, наконец, определить демографический профиль клиентов, с использованием таких параметров, как возраст, пол, сфера деятельности и семейный доход.
Характер целей предопределил выбор типа исследования – описательный. Используется один из широко известных методов проведения маркетингового исследования – опрос потребителей, который ориентирован на массовых респондентов очень различной квалификации и компетенции. Исследование протекает в одном направлении – необходимо определить отношение клиентов к товарному ассортименту детской обуви магазина «Обувь России».
С помощью вопросника получена первичная информация, необходимая для определения недостатков в ассортименте продукции, охвата исследуемой проблемы. Тип вопросов – закрытый. Варианты вопросов, используемых при проведении исследования – дихотомические и многовариантные.
Сбор первичной информации заключался в опросе респондентов различной квалификации и компетенции. Количество опрашиваемых – 50 человек. Первичные данные были собраны в течение нескольких дней. Подход к сбору данных – самостоятельный. Были получены ответы респондентов практически на все вопросы анкет.
|
|
Анализ анкет клиентов показал, что большинство респондентов являются клиентами магазина респонденты являются покупателями обуви «Обувь России» (рис. 6).
Варианты ответов | Всего опрошенных, чел |
Да | 40 |
нет | 10 |
Всего: | 50 |
Рис. 6. Ответы на вопрос №1 анкеты
Варианты ответов | Всего опрошенных, чел. | |
Детская летняя | 8 | |
Детская зимняя | 11 | |
Женская летняя | 9 | |
Женская зимняя | 6 | |
Мужская летняя | 13 | |
Мужская зимняя | 4 | |
Всего: | 50 |
Рис. 7. Ответы на вопрос №2 анкеты
Ответы на вопрос №3 анкеты показал, что многие покупатели пользовались услугами других магазинов отечественной обуви (рис. 8).
Рис. 8. Ответы на вопрос №3 анкеты
Обувь каких магазинов Вы приобретали? Ответы распределились следующим образом (рис. 9):
Рис. 9. Ответы на вопрос №4 анкеты
В плане предпочтений при выборе производителей, выяснилось, что детскую обувь предпочитают приобретать все же отечественных производителей (рис. 10).
Рис. 10. Ответы на вопрос №5 анкеты
Варианты ответов | Всего опрошенных, чел. | |
высокий профессионализм и компетентность персонала | 4 | |
высокое качество обуви | 30 | |
привлекла реклама | 2 | |
неудовлетворённость контакта с другими магазинами | 0 | |
более удобное расположение | 5 | |
более хорошее отношение к клиентам | 7 | |
более надёжная фирма | 2 | |
без особых причин | 0 | |
Всего: | 50 |
Рис. 11. Ответы на п. №6 анкеты
Варианты ответов | Всего опрошенных, чел. | |
Широкий | 40 | |
узкий | 10 | |
Затрудняюсь ответить | 2 | |
Всего: | 50 |
Рис. 12. Ответы на п. №7 анкеты
На вопрос об отличительных параметрах детской обуви магазина, были получены ответы: качество материала устроило 20 человек, удобство использования – 7, долговечность – 10, упаковка – 2, эстетичность внешнего вида отметили 3 респондента, рыночную новизну – 8 человек (рис. 13).
Варианты ответов | Всего опрошенных, чел. | |
Качество материала | 30 | |
Удобство использования | 5 | |
Долговечность | 5 | |
Упаковка | 2 | |
Эстетичность внешнего вида | 5 | |
Рыночная новизна | 3 | |
Всего: | 50 |
Рис. 13. Ответы на п. №8 анкеты
Полнота размерного ряда детской обуви устроила не всех потребителей. Полным его назвали 80% опрошенных, 16% отметили, что он не полный, а 4% – затруднились с ответом (рис. 14).
Рис. 14. Ответы на п. №9 анкеты
Рис. 15. Ответы на п. №10 анкеты
Какой способ получения информации для Вас более предпочтителен? Ответы распределились следующим образом: наилучший способ получения информации респондентами – средства массовой информации. Их активно используют потребители обуви. Анализируя способы поступления клиентам информации о товаре (рис. 14), выяснено: 76% респондентов уверены, что лучший способ получения информации – через средства массовой информации, 12% отдают предпочтение консультациям продавцов, 6% – наружной рекламе, 4% – рекламным письмам, 2% – другим способам (рис. 16).
Рис. 16. Ответы на п. №11 анкеты
Далее в анкете маркетингового исследования ставились вопросы классификационного характера, куда относились вопросы о возрасте, поле, уровне дохода, сфере профессиональной деятельности. Возрастной ценз различен: большинство респондентов – от 25 до 55 лет, т.е. работающее население Республики Хакасия. В отношении занятости населения можно сказать, что покупатели обуви работают в сферах, где не возникает проблем с оплатой труда (это – финансы, кредит, страхование, транспорт, торговля, общественное питание, образование, культура), а значит, клиенты являются платежеспособными, о чем подтверждает результат проведенного исследования получения среднего дохода опрашиваемых респондентов (от 3000 до 15000 руб.).
|
|
Подведя итог исследованию, можно заключить, что оно позволило проследить поведение клиентов и оценить ассортимент детской обуви магазина «Обувь России».
Большинство клиентов знают о магазине и посещают его. Степень приверженности клиентов к конкретному данному магазину усилена. Основные факторы при выборе магазина – высокое качество продукции, реклама и компетентность сотрудников. Более предпочтительна обувь для покупателя – мужская летняя и детская зимняя обувь. Что касается ассортимента детской обуви, то он достаточно широкий.
В отношении отличительных параметров детской обуви магазина, были получены ответы: качество материала устроило 20 человек, удобство использования – 7, долговечность – 10 человек, упаковка – 2 человека, эстетичность внешнего вида отметили 3 респондента, рыночную новизну – 8 человек. Полнота размерного ряда детской обуви устроила не всех потребителей. Полным его назвали 80% опрошенных, 16% отметили, что он не полный.
В отношении получения информации об обуви удалось выяснить, что наилучший способ получения – средства массовой информации. Их активно используют потребители обуви.
Таким образом, реализация целей и задач, поставленных в плане маркетингового исследования, подтвердила основную гипотезу: магазин «Обувь России» имеет сильные конкурентные позиции.
На выбор стратегии данного магазина влияет как общее состояние конъюнктуры рынка, степень сбалансированности спроса и предложения, тенденции их развития, уровень насыщенности рынка Хакасии обувью, ценовая политика, ассортиментная политика, темп роста реализации продукции, а также, что не маловажно – отношение к потребителям детской обуви.
Составление сметы затрат и планируемых финансовых результатов
Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации обувной продукции магазина «Обувь России», реализации основных средств и иного имущества предприятия, а также доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
|
|
Таблица 11. Смета затрат и планируемые финансовые результаты деятельности магазина «Обувь России» на 2011 год
Статья прибыли / затрат | Ед. измерения | 2011 г. | |||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | ||
Объем реализации | шт. | 6 | 9 | 9 | 7 |
Цена реализации | тыс. руб. | 950,5 | 950,5 | 950,5 | 950,5 |
Выручка от реализации | тыс. руб. | 5703,0 | 8554,5 | 8554,5 | 6653,5 |
Прямые затраты на сырье, материалы и труд (себестоимость) | тыс. руб. | 2566,4 | 3849,5 | 3849,5 | 2994,1 |
Валовая прибыль | тыс. руб. | 3136,6 | 4705,0 | 4705,0 | 3659,4 |
Затраты на НИОКР | тыс. руб. | - | - | - | - |
Затраты на организацию сбыта | тыс. руб. | 470,5 | 705,7 | 705,7 | 548,9 |
Затраты на организацию продвижения | тыс. руб. | - | - | - | - |
Прибыль до налогов | тыс. руб. | 2666,1 | 3999,3 | 3999,3 | 3110,5 |
Ставка налога | % | 18 | 18 | 18 | 18 |
Чистая прибыль / убытки (результат деятельности ПРК) | тыс. руб. | 2186,2 | 3279,4 | 3279,4 | 2550,6 |
В таблице 3.1 планируемые финансовые результаты деятельности рассчитывались исходя из следующих данных:
Объем реализации рассчитывался с учетом сезонности спроса на товары магазина. Если в зимнее время (с ноября по февраль) спрос на обувь меньше, то в тёплое время года спрос увеличен, что говорит о качестве реализуемой летней продукции. В планируемом периоде предполагается увеличить продажу услуг на 50%.
Цена реализации рассчитывалась как средняя цена на наиболее популярные (по результатам проведенного маркетингового исследования) единицы обуви. Она составила 950 500 руб.
Таким образом, выручка от реализации услуг в планируемом периоде колеблется от 5703 тыс. руб. до 8554,5 тыс. руб. Из них прямые затраты на закупку товара составляют около 45%. Для предприятий услуг себестоимостью будет являться закупочная цена товаров.
Валовая прибыль от реализации товара составляет около 50% от выручки реализации. Из этой суммы затраты на организацию сбыта и продвижения будут составлять от 470,5 до 705,7 тыс. рублей. Ставка налога принятая условно за 18% и рассчитывалась как примерно соответствующая сумме вмененного налога. При данной форме налогообложения коммерческие предприятия платят фиксированную сумму налога (в руб.).
Таким образом, чистая прибыль магазина «Обувь России» в планируемом периоде составит от 2186,2 до 3279,4 тыс. руб., что выше показателей текущего периода на 25%. Это говорит об оправданности мер, финансовых затрат и экономической эффективности принимаемых решений.