Подходы к определению показателей эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений

 

Разработка показателей эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений обусловлена потребностями реальной практики управления, необходимостью оценки целесообразности расходования бюджетных средств.

Особую актуальность эта задача приобретает в связи с проводимой реформой бюджетного сектора. Концепцией реформирования бюджетного процесса[2] предусмотрено «формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов. При этом система оценок этих результатов должна включать «как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей)».

При выборе критериев, отражающих социально-значимые результаты деятельности учреждений следует использовать показатели, характеризующие активность работы учреждения культуры с населением. При этом показатели должны быть достаточно информативны, а их число не должно быть большим.

Оценка уровня эффективности предполагает выбор базы сравнения. В условиях, когда социальные стандарты по сфере культуры на федеральном уровне еще не разработаны, в качестве такой базы могут выступать: а) лучшие или средние значения показателей для учреждений соответствующего типа; б) значения показателей деятельности этого же учреждения в предыдущий период.

С учетом перечня отчетных показателей учреждений культурно-досугового типа и общероссийского классификатора услуг населению[3], в качестве измеряемых показателей социальной эффективности культурно-досуговых учреждений (далее - КДУ)предлагается использовать:

1. количество посетителей культурно-досугового учреждения (КДУ), чел. и изменение их численности по сравнению с прошлым годом, %;

2. удельный вес населения, посещающего мероприятия на платной основе, %;

3. число клубных формирований, ед. и изменение (рост, снижение) числа участников клубных формирований по сравнению с прошлым годом, %;

4. число культурно-досуговых мероприятий, проведенных КДУ за год, ед. и их средняя посещаемость;

5. доля культурно-досуговых мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных групп населения: детей и подростков, пенсионеров, инвалидов и т.п., в % от общего числа проводимых мероприятий;

6. доля мероприятий, рассчитанных на участие всей семьи, от общего количества мероприятий, %;

7. доля новых форм культурного обслуживания посетителей КДУ в общем количестве предоставляемых профильных услуг;

8. доля мероприятий, проводимых на платной основе, в % от общего числа проводимых мероприятий.

 

В качестве основных показателей экономической эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений предлагается использовать следующие:

1. средняя цена одного посещения КДУ, руб. (расчет по поступлениям от основной деятельности) и в % от минимальной заработной платы;

2. себестоимость одного посещения КДУ, руб. и его изменение (рост, снижение) по сравнению с прошлым годом, %;

3. удельный вес бюджетного финансирования в себестоимости посещений КДУ за год, %;

4. средняя зарплата работника КДУ, руб./мес. и ее уровень по сравнению со среднемесячной заработной платой в регионе, %.

 

Важной стороной оценки эффективности деятельности учреждений является учет мнений потребителей культурных услуг. Для решения этой задачи можно использовать такой механизм, как регулярное проведение в регионе социологических исследований (мониторинга) по проблемам качества и уровня культурного обслуживания населения.

Внедрение системы мониторинга культурных потребностей населения обеспечит установление постоянной обратной связи между органами управления культурой, учреждениями культуры и населением региона. Это позволит повысить эффективность управления культурными процессами и адресность предоставляемых услуг.


Приложение 4

к модельному стандарту деятельности культурно-досуговых учреждений Забайкальского края

 


Рекомендации по формированию имиджа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: