Финансовая политика советского периода

 

Строительство социалистических финансов началось только после окончания Гражданской войны. Экономические условия были тяжелейшие:

1. разоренная страна

2. полный упадок хозяйства.

Основными задачами данного периода стали, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства, даже с участием капиталистических элементов, а с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.

Поэтому новая финансовая политика строилась уже на совершенно иных принципах. Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства.

Государство создает три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием.

Основным общегосударственным фондом является государственный бюджет, главные источники поступлений - налоги. Такая финансовая политика обеспечила выполнение поставленных государством задач.

Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим.

Главными производителями сельскохозяйственной продукции стали колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации Налоговая реформа 1930-1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет.

В начале 1931 г. произошли резкие изменения в государственной страховой политике. Была ограничена сфера страхования государственного имущества (сохранялось лишь страхование имущества предприятий и организаций местного подчинения, но без взимания страховых платежей).

Были ликвидированы взаимное кооперативное страхование и добровольное страхование крестьянского имущества. Запрещалось заключение договоров долгосрочного страхования жизни. Ликвидированы страховые органы на местах. Страхование было возложено на финансовые органы.

Уже в 1933 году становится ясно, что упадок страхового дела наносит большой ущерб народному хозяйству. С 1933 г начинается процесс восстановления системы страховых органов, института страховых агентов и страховых ревизоров. Возобновляются долгосрочное страхование жизни, добровольное страхование имущества колхозов и граждан на селе, кооперативных и общественных организаций, обязательное страхование государственного жилого фонда и имущества, сданного в аренду, получают развитие и другие направления страхования.

Через государственный бюджет страны достигалась очень высокая степень концентрации и централизации ресурсов. За годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) расходы государственного бюджета СССР составили 1146,8 млрд руб., из которых 582,4 млрд руб. было направлено на покрытие военных расходов (50,8 %). В расходной части бюджета наибольшая доля средств на оборону была достигнута в 1943 г. - 59,5 %. Это можно считать пределом военных расходов, так как денежные средства кроме обороны необходимы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление, на прочие цели. В первые послевоенные десятилетия высокий уровень концентрации и централизации ресурсов в бюджете страны сохранялся.

Государство в 1980-е гг. осуществляет ряд мероприятий, связанных с совершенствованием методов распределения прибыли, оставляя в неизменном виде налоговую систему. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.

Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался с дефицитом. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов - государственных, отраслевых, региональных.

К 1992 г. в стране произошла смена политической ориентации. Государство провозгласило курс на рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Важное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества и т п. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а значит, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В этих условиях финансовая политика была неустойчива, часто изменялась под влиянием текущего момента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: