Онтологическим аналогом этого закона является то, что в предмете указанный признак присутствует или его нет, поэтому и в мышлении мы отражаем это обстоятельство в виде закона исключенного третьего.
В двузначной традиционной логике закон исключенного третьего формулируется так: ”Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано”. Противоречащими (контрадикторными) называются такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а в другом то же самое об этом же предмете отрицается, поэтому они не могут быть оба одновременно истинными и оба ложными; одно из них истинно, а другое обязательно ложно.
Закон исключенного третьего и в содержательном, и в формализованном виде охватывает один и тот же круг суждений - противоречащие, т. е. отрицающие друг друга.
Содержательные аристотелевские законы непротиворечия и исключенного третьего невыводимы один из другого, так как области определения суждений, для которых они применимы, различные.
|
|
В мышлении закон исключенного третьего предполагает четкий выбор
_________________________________________
1 Гетманова А. Д. Логика. Для педагогических учебных заведений. - М.: «Добросвет», «Книжный дом» «Университет», 1998.С.- 121-122
одной из двух взаимоисключающих альтернатив. Для корректного ведения дискуссии выполнение этого требования обязательно.1
__________________________________
1 Гетманова А. Д. Логика. Для педагогических учебных заведений. - М.: «Добросвет», «Книжный дом» «Университет», 1998.С.- 114-115
Глава 3. Роль и место логики в юридической деятельности
Юридическая наука большое внимание уделяет логическим основам правовой системы. И это не просто так. Актуальность таких задач как укрепление законности, правопорядка, упрочнение правовой основы хозяйственной, общественной, государственной жизни требуют изучения всех закономерностей тех процессов мыслительной деятельности, которые связаны с правотворчеством, правоприменением, правотолкованием.
Логика имеет для юристов особое значение. Цена логической ошибки слишком велика для тех, кто судьбу людей. Именно поэтому формальной логики уделяется большое внимание при подготовке будущих прокуроров, следователей, юристов и др.
И оказывается, что именно юристы чаще всех сталкиваются с нормой права и жизненными случаями, которые надо сопоставлять друг с другом, во всех жизненных ситуациях соблюдение правил мышления – это одно из важных условий правовой деятельности. Здесь на помощь юристам, приходит тысячелетний опыт мыслительной деятельности человечества, зафиксированный в принципах, началах, правилах, приёмах логики, которые позволяют определять, что при такой мыслительной деятельности является истинным, а что ложным.
|
|
Мыслить логично - это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки.
Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений.
Заключение
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от логики. Многие мыслят логично, не зная правил логики. Можно правильно мыслить, не изучав логику, однако также нельзя недооценивать практического значения данной науки.
Задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основании этого логичнее мыслить, правильно сознавать окружающий мир.
Как уже говорилось, мыслить логично - это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки.
Знание логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях и так далее. Все это имеет значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка.
Список литературы
1.Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова. В.В.Философской энциклопедии. (т. 3. М.,
1964) Хрестоматия по психологии. Психология мышления.:М., 1982
2.Ивин, А. А. Логика. Учебное пособие / А. А. Ивин - Издание 2-е. М.:
Знание, 1998
3.Гетманова А. Д. Логика. Для педагогических учебных заведений. - М.:
«Добросвет», «Книжный дом» «Университет», 1998
4. Ерышев А. А. и др. Логика: Курс лекций / А. А. Ерышев, Н. П. Лукашевич,
Е. Ф. Сластенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — К.: МАУП, 2000.
5. Непейвода, Н. Н. Прикладная логика: учеб. пособие / Н. Н. Непейвода.2-
е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000.
6. Демидов И. В. Логика: Учебное пособие. - М.: МГЭИ, 2000.
7. Спирин А.Д. Логика.Уч.пос.: «РГТЭУ», Кемерово, 2007