Исследование уровня развития творческой инициативы в одновозастных и разновозрастных группах

Целью исследования было выяснить, как влияют на творческую инициативу дошкольников различные образовательные условия.

Исследование проводилось в ДОУ №83. В исследовании принимали участие 60 дошкольников в возрасте от 4 до 7 лет, занимающиеся по программе «Развитие», и, посещающие одновозрастные и разновозрастные группы садика.

Наблюдались три возраста:

4-5 лет – 20 человек;

5-6 лет – 20 человек;

6-7 лет – 20 человек.

Таким образом, было просмотрено два вида групп: разновозрастные одновозрастные группы.

Для достоверности результатов, исследовали детей одного возраста в нескольких группах. Наблюдалось проявление творческой инициативы в свободной деятельности дошкольников, в течении 1,5 месяцев.

Методом исследования было выбрано критериально ориентированное наблюдение. Критериями наблюдения выступила градация, предложенная в статье Коротковой Н. А. и Нежнова П. Г. [10]

Уровни развития творческой инициативы:

1-й уровень. Ключевые признаки:в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

2-й уровень. Ключевые признаки:имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).

3-й уровень. Ключевые признаки:комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что - где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история, предметном - макет, сюжетный рисунок).

Для наблюдения использовалась нормативная карта развития, предложенная Коротковой Н. А. и Нежновым П. Г., в которую заносились данные наблюдения за ребёнком (см. Приложение А). Если в течении нескольких дней наблюдения у одного и того же ребёнка проявлялись признаки одного из трёх уровней творческой инициативы, то ему присваивался соответствующий уровень.

Была выдвинута следующая гипотеза моего исследования:в разновозрастной группе уровень творческой инициативы будет выше, чем в одновозрастной группе.

Задачи исследования:

1. Измерить уровень творческой инициативы в разновозрастной и одновозрастной группе дошкольников.

2. Сравнить полученные результаты.

3. На основании результатов сделать выводы о влиянии образовательных условий на развитие творческой инициативы.

 

В процессе наблюдения за детьми получила следующие результаты. Данные исследования, полученные в разновозрастных группах:


Таблица 1 - Показатели развития уровня творческой инициативы у дошкольников 4-5 лет (10 человек) в разновозрастной средней группе

Имя 1 2 3
Настя 1    
Света     3
Федя   2  
Ксюша   2  
Амина   2  
Василиса   2  
Илья 1    
Никита   2  
Вова 1    
Яна   2  
Итого 3 6 1

 

Таблица 2 - Показатели развития уровня творческой инициативы у дошкольников 5-6 лет (10 человек) в разновозрастной старшей группе

Имя 1 2 3
Арина 1    
Кира   2  
Оля     3
Паша   2  
Саша   2  
Семён   2  
Соня   2  
Боря   2  
Настя   2  
Олеся     3
Итого 1 7 2

 

Таблица 3 - Показатели развития творческой инициативы дошкольников 6-7 лет (10 человек) в разновозрастной подготовительной группе

Имя 1 2 3
Алина     3
Арина     3
Гриша   2  
Марк     3
Серёжа   2  
Яна     3
Александра   2  
Катя     3
Аня     3
Анжела   2  
Итого 0 4 6

Данные разновозрастных групп, полученные в результате критериально-ориентированного наблюдения, и приведённые в таблицах, можно изобразить в сводной диаграмме:

 

Рисунок 1 - Сводная диаграмма уровня развития творческой инициативы в разновозрастных группах

инициатива одновозрастной разновозрастной дошкольный

В разновозрастной группе в возрасте 4-5 лет 1 уровень творческой инициативы выявлен у 3 из 10 детей. 2 уровень развития творческой инициативы наблюдался у 6 из 10 детей. 3 уровень у 1 из 10 осмотренных.

В возрасте 5-6 лет 1 уровень выявлен у 1 из 10 человек. 2 уровень у 7 из 10 исследуемых. 3 уровень у 3 из 10 детей.

В 6-7-летнем возрасте 1 уровень творческой инициативы не выявлен. 2 уровень наблюдался у 4 из 10 детей. 3 уровень творческой инициативы у 6 из 10 детей.

Таким образом, исследуя три возраста, мы наблюдаем рост 3 уровня творческой инициативы. Чем старше ребёнок, тем выше уровень творческой инициативы.

В отличие от 3 уровня творческой инициативы, на 1 уровне наблюдается тенденция его уменьшения с возрастом. Если в возрасте 4-5 лет на этом уровне наблюдается 3 ребёнка, в 5-6 лет уже 1 ребёнок, то в возрасте 6-7 лет детей, находившихся на 1 уровне развития творческой инициативы, не выявлено.

На 2 уровне развития творческой инициативы количество детей колеблется с возрастом: 4-5 лет -6 человек, 5-6 лет – 7, 6-7 лет – уже 4 ребёнка.

Данные исследования, полученные в одновозрастных группах:

 

Таблица 4 - Показатели развития творческой инициативы дошкольников 4-5 лет (10 человек) в одновозрастной средней группе

Имя 1 2

3

Настя   2

 

Петя   2

 

Данил    

3

Лиза   2

 

Лёша   2

 

Дима   2

 

Роза    

3

Тимофей   2

 

Максим   2

 

Марьяна 1  

 

Итого 1 7 2  

Таблица 5 - Показатели развития творческой инициативы дошкольников 5-6 лет (10 человек) в одновозрастной старшей группе

Имя

1 2 3

Максим

  2  

Вадик

  2  

Алина

    3

Женя

  2  

Глаша

  2  

Руслан

  2  

Соня

1    

Илья

  2  

Стас

  2  

Полина

1    
Итого

2

7 1
         

 

Таблица 6 - Показатели развития творческой инициативы дошкольников 6-7 лет (10 человек) в одновозрастной подготовительной группе

Имя 1 2 3
Маша   2  
Арсений 1    
Руслан   2  
Алёна 1    
Вадим   2  
Алина   2  
Стёпа   2  
Даша   2  
Вова   2  
Рома   2  
Итого 2 8 0

Данные одновозрастных групп, полученные в результате критериально-ориентированного наблюдения, и приведённые в таблицах, можно изобразить в виде диаграммы:


Рисунок 2 - Сводная диаграмма уровня развития творческой инициативы в одновозрастных группах

 

В одновозрастной группе в возрасте 4-5 лет 1 уровень развития творческой инициативы выявлен у 1 из 10 детей. 2 уровень у 7 из 10 исследуемых. 3 уровень у 2 из 10 детей.

В возрасте 5-6 лет: 1 уровень развития творческой инициативы наблюдался у 2 из 10 детей. 2 уровень у 7 из 10 исследуемых. 3 уровень у 1 из 10 детей.

В возрасте 6-7 лет 1 уровень творческой инициативы наблюдался у 2 из 10 детей, 2 уровень у 8 из 10 детей. 3 уровня в подготовительной группе не выявлено.

Таким образом, исследуя три возраста, мы наблюдаем, что количество детей на 1 уровне развития творческой инициативы в трёх возрастах практически одинаковое: в 4-5 лет выявлен 1 ребёнок, в 5-6 лет и 6-7 лет по 2 ребёнка.

Аналогичная ситуация и на 2 уровне развития творческой инициативы. Количество детей на 2 уровне развития в одновозрастной группе практически одинаково: в 4-5 лет – 7 детей, в 5-6 лет – 7 детей и в возрасте 6-7 лет 8 детей.

На 3 уровне развития творческой инициативы наблюдается его постепенное уменьшение с возрастом: если в 4-5 лет тут 2 ребёнка, в 5-6 лет уже 1 ребёнок, то в 6-7 летнем возрасте в подготовительной одновозрастной группе 3 уровня развития не выявлено.

Данные разновозрастных и одновозрастных групп, полученные в результате критериально-ориентированного наблюдения, можно изобразить в сводной диаграмме:

 

Рисунок 3 – Сводная диаграмма уровня развития творческой инициативы дошкольников 4-5 лет в одновозрастных и разновозрастных группах

 

Уровень развития творческой инициативы в возрасте 4-5 лет, в одновозрастной и разновозрастной группе, немного отличается. 1 уровень развития творческой инициативы, выявлен в одновозрастной группе у 1 ребёнка, в разновозрастной у 3 детей;

2 уровень развития творческой инициативы не столь различен: в одновозрастной группе наблюдался у 7детей. В разновозрастной у 6 детей;

3 уровень развития творческой инициативы тоже не значительно отличается: в одновозрастной группе наблюдался у 2 детей. В разновозрастной у 1 ребёнка

Таким образом, из приведённой диаграммы видно, что в средней группе, в возрасте 4-5 лет уровень развития творческой инициативы в одновозрастных и разновозрастных группах отличается незначительно, показатели одновозрастной группы выше, чем в разновозрастной группе.

 

Рисунок 4 - Сводная диаграмма уровня развития творческой инициативы дошкольников 5-6 лет в одновозрастных и разновозрастных группах

 

Уровень развития творческой инициативы в возрасте 5-6 лет в одновозрастной и разновозрастной группе отличается не значительно. В одновозрастной группе, 1 уровень творческой инициативы выявлен у 2 детей, в разновозрастной у 1 ребёнка.

2 уровень творческой инициативы одновозрастной и разновозрастной группе одинаков, и наблюдался у 7 детей.

3 уровень, самый высокий уровень развития творческой инициативы, в одновозрастной группе выявлен у 1 ребёнка, в разновозрастной у 2 из 10.

Таким образом, в старшей группе детского сада, уровень развития творческой инициативы в одновозрастной и разновозрастной группе отличен. Показатели разновозрастной группы выше, чем в одновозрастной группе.


Рисунок 5 - Сводная диаграмма уровня развития творческой инициативы дошкольников 6-7 лет в одновозрастных и разновозрастных группах

В возрасте 6-7 лет уровень развития творческой инициативы в одновозрастной и разновозрастной группе существенно различается. На 1 уровне развития творческой инициативы в одновозрастной группе находится 1 из ребёнок. В разновозрастной группе показателей не выявлено.

2 уровень развития творческой инициативы, в одновозрастной группе наблюдался у 2 детей, в разновозрастной группе у 5 детей..

3 уровень развития творческой инициативы, самый высокий, в одновозрастной группе выявлен 1 ребёнка, в разновозрастной группе у 5 детей.

Таким образом, в подготовительной группе детского сада наблюдается значительное отличие данных уровня развития творческой инициативы в разновозрастной и одновозрастной группе. Уровень развития творческой инициативы в разновозрастной группе выше, чем в одновозрастной группе.

На основании полученных мною в результате исследования данных, можно сделать следующие выводы:

1) уровень развития творческой инициативы у дошкольников в возрасте 4-7 лет, посещающих ДОУ №83 в разновозрастной группе выше, чем в одновозрастной;

2) в средней группе, в возрасте 4-5 лет, уровень творческой инициативы в разновозрастной группе ниже, чем в одновозрастной группе. Это может быть результатом процесса адаптации дошкольников к коллективу старших одногруппников, нехваткой общения;

3) разница в уровне развития творческой инициативы между разновозрастной и одновозрастной группой наиболее заметна в подготовительной группе;

4) к подготовительному возрасту, игра детей в разновозрастной группе более разнообразна, так как в младшем возрасте (при условии нахождения в разновозрастной группе) дети усвоили модели поведения, игры, которые не свойственных их возрасту.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа написана в рамках большого исследования, посвященного изучениям инициативы дошкольников, а также условиям, влияющим на её формирование.

Анализ научно-методической литературы показал, что дошкольный возраст является важным и ответственным период в жизни человека, это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. В своей деятельности, и прежде всего в своих играх, ребенок проникает в более широкий мир, осваивая его в действительной форме. Единственная деятельность, которая помогает ребёнку смоделировать идеальную форму, позволяет действовать внутри этой модели - это сюжетно - ролевая игра. Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И чем лучше развито воображение у ребёнка, тем разнообразнее его деятельность, его игра.

Включённость же ребёнка в сюжетную игру определяется в статье Коротковой Н. А. и Нежнова П. Г. «творческой инициативой».

Изучение исследований по данной проблеме продемонстрировало большую значимость проделанной работы, так как творческая инициатива является одним из главных качеств, основой, для формирования активной, самостоятельной, творческой личности.

Было проведено исследование уровня развития творческой инициативы, измерения проводились нормативной картой развития, предложенной в статье Нежнова П. Г. и Коротковой Н. А. «Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников».

Гипотеза, положенная в основу исследования, полностью подтвердилась. Это видно из полученных практических данных.

Положительное влияние на развитие творческой инициативы выявлено. В разновозрастной группе ребёнок, на примере старших одногруппников, видит, чему он научится в ближайшем будущем, то, чем овладел его старший партнёр. Старший ребёнок может показать младшему образец действия. Показывая и объясняя младшим партнёрам способы выполнения задания, старшие лучше осознают их сами.

Но есть и минусы. В силу меньшего уровня развития самоорганизации и саморегуляции поведения по сравнению со старшими, младшие дети могут проявлять нечувствительность при совместном взаимодействии: мешать, разрушать, нарушать и т.д. У старших детей процессы произвольности поведения находятся на стадии становления, вследствие этого они еще не способны в полной мере регулировать взаимодействия с младшими. Взаимодействия детей разного возраста, без помощи в соорганизации их взрослого, приобретают конфликтный или хаотичный характер - что влияет на отношения детей в разновозрастной группе в целом.

Таким образом, разновозрастное детское сообщество имеет больший потенциал для возрастного, личностного развития дошкольников в отличие от одновозрастного. Разновозрастные группы являются дополнительной возможностью для нравственного развития ребёнка, получения более разнообразного опыта игрового, социального взаимодействия, естественного речевого, интеллектуального развития.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: