Нормативно-правовое регулирование бухгалтерской отчетности

 

К настоящему времени в России сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности.

В системе регулирования задействованы Минфин, Центральный Банк, ФСФР и Минюст. Центральный Банк устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций, Минфин для остальных организаций. При Минфине функционирует совещательный орган – Департамент регулирования государственного контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ. Им разработана система нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации, которая очень обширна и достаточно хорошо сконструирована. ФСФР устанавливает дополнительные требования для организаций, включаемых в листинг организаторами торгов на рынке ценных бумаг. Минюст регистрирует принимаемые Минфином Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), часто при этом требуя внесения в текст изменений для привязки бухгалтерского учета и финансовой отчетности к гражданскому законодательству.[13]

Основным правовым актом, непосредственно регулирующим организацию и ведение учета в России, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) определены как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. ПБУ призваны конкретизировать отдельные статьи и положения Закона «О бухгалтерском учете». В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету и отчетности. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать Положения в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.

При формировании бухгалтерской отчетности главный бухгалтер должен руководствоваться следующими нормативными документами:

Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98г. №34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. №31н);

Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.99г. №43н и другими ПБУ.

Министерство финансов периодически издает приказы, содержащие рекомендации по формам отчетности и их заполнению, разработанные в развитие ПБУ 4/99. Начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год, предприятиям рекомендовано учитывать формы отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22.07.2003г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В ПБУ 4/99 целевое предназначение отчетности сформулировано как "...достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении". Считается, что цели отчетности будут достигнуты, если она отвечает ряду качественных характеристик.[14]

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

- форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

- форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ4/99 годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:[15]

- бухгалтерского баланса;

- отчета о прибылях и убытках;

- приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

- пояснительной записки.

Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описании будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление достаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.

За 2009 г. годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает:

- бухгалтерский баланс — форма № 1;

- отчет о прибылях и убытках — форма № 2;

- отчет об изменениях капитала — форма № 3;

- отчет о движении денежных средств — форма № 4:

- приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

- отчет о целевом использовании полученных средств — форма № 6;

- пояснительную записку;

- специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;

- итоговую часть аудиторского заключения.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.[16]

Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.

Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчете движении денежных средств (форма № 4), а также при отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях капитала (форма № 3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные организации в составе годовой бухгалтерскому отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств (формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98.

Качественными характеристиками финансовой отчетности являются: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность.

Полнота предполагает, что все значимые для управленческих воздействий факты хозяйственной жизни должны быть отражены в системе бухгалтерского учета.

Своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

Осмотрительность. Большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Сущность осмотрительности заключена в четырех рекомендациях: не спеши с признанием дохода; поторопись с признанием затрат; не завышай оценку актива; "завышай" оценку обязательства.

Приоритет содержания перед формой. Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования, и как следствие представление достоверной картины о финансовом состоянии фирмы.

Непротиворечивость обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на последний календарный день каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности на начало и конец периода.

Рациональность означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Все выше перечисленные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета, в равной степени относятся и к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности. Предполагается, что отчетность будет полезна для принятия управленческих решений только в том случае, если она удовлетворяет этим требованиям. В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного отчета составляется сводная бухгалтерская отчетность, которая также должна соответствовать установленным Положением требованиям.

бухгалтерский отчетность информационный финансовый




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: