Глава 2. Особенности социальной политики в современной России

Политика государства в формировании доходов населения России

Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъёма, который определяет ёмкость внутреннего рынка. Ёмкий внутренний рынок, обеспеченный платёжеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Низкий уровень доходов и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России.

Под доходом населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказаний на сторону различных услуг и др.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр.

Неравенство в распределении доходов существует во всех странах. В нашей стране оно весьма существенно. Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одно из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы промежуточного минимума, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. [1]

Целью политики личных доходов и остальных аспектов макроэкономической политики является обеспечение в будущем восстановления того, что было утрачено в период перехода к рыночным отношениям – дореформенного уровня реальных доходов населения. Чтобы вернуться к дореформенному уровню, развитие общественного производства должно было обеспечить увеличение в два раза дохода населения и пенсии, в три раза – заработной платы.

Среди мер, необходимых для улучшения ситуации, можно отметить следующие:

· оптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне,

· изменение соотношений между системой государственной социальной защиты и системой личной самозащиты с усилением опоры на собственные силы на основе политики высокой занятости и высокой цены рабочей силы,

· перераспределение источников финансирования социально-защитных мероприятий – от налогов и государственного бюджета к страховым взносам предпринимателей и работников, а также накоплениям домохозяйств,

· изменение подхода к субъекту социальных действий – не безусловное право по закону, а персонифицированный, адресный учёт нуждаемости, требующий специальных процедур подтверждения этого права,

· более чёткое разделение ответственности между центром и субъектами Федерации в социальной сфере – единые критерии и правила для всех субъектов; определённая стабильность этих правил; перераспределение источников; особая роль муниципального уровня,

· активизация негосударственных форм распределения и социальной защиты - некоммерческого сектора, общественной деятельности, различных форм народной, потребительской, финансовой, производственной кооперации, благотворительности.

Все названные выше принципы политики доходов направлены на постепенное, но постоянное улучшение жизни населения.

Таким образом, чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведёт к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства и регулировании доходов населения ведёт к росту дифференциации доходов, социальной напряжённости, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: