При разработке нефтяных и газовых месторождений на море каждый район должен рассматриваться отдельно, детально изучаться существующие условия месторождений в конкретном районе, для которого разрабатывается соответствующая техника и технология их освоения. Для бурения первой скважины на Восточном Кашагане Каспийского шельфа оператором ОКИОК были рассмотрены следующие альтернативные варианты нефтегазовых сооружений: мелководное самоподъемное буровое основание; бетонная или стальная платформа; платформа на понтонах; искусственный остров; заякоренная баржа; погружная баржа. В результате оценки и анализа был выбран вариант погружной буровой баржи. Но этот выбор не исключал возможности применения других вариантов нефтегазовых сооружений в будущем для буренияразведочных, оценочных или эксплуатационных скважин на стадий разработки месторождения.
Буровая установка #256 («Сункар») ранее имела название ус тановка #71 и была построена как погружная буровая баржа в 1980 году в Чарльстоне на судостроительном заводе Дейтенс,штат Южная Каролина, для фирмы «Circle Barr Drilling». Она затем бы ла продана фирме «Quaries Drilling Corporation» и в течение некот орого времени работала под названием установка #23. В 1990 го ду фирма «Маллард Бэй» купила установку, модифицировала ее и в 1991 доставила от побережья Мексиканского залива в Нигерию, где она работала в прибрежных болотных районах для фирмы «Шеврон» до истечения срока действия контракта в середине 1997 года.
|
|
После получения письма о намерениях от ОКИОК были начаты работы по подготовке установки #71 к работе в условиях северной части Каспийского моря. Хотя установку #71 переделывали
несколько раз с момента ее строительства, ее полностью разобрали и перестроили для этого проекта и поэтому переименовали. При работе в северной части Каспийского моря ее не применяли как истинную погружную буровую баржу на опорах. Так как палуба баржи в силу требований к балласту и устойчивости не полностью погружена в воду как у настоящей погружной буровой баржи, ее применяли как полупогружную баржу, установленную на берме.
Как указывалось выше, до настоящего времени баржа работала в условиях, резко отличающихся от условий северной части Каспийского моря. Для удовлетворения требований в части окружающей среды и бурения скважин, баржу переделали и значительно модифицировали. Ниже дано общее описание модификаций, выполненных на первоначальной установке:
· боковые цистерны установки #71 были сняты, и к существующему корпусу прикрепили новые спонсоны и раскосы для увеличения объема накопительных цистерн и улучшения осадки, устойчивости и сопротивления общим нагрузкам от льда. Это увеличило первоначальные размеры баржи с 64x14 м до 85x53 м;
|
|
· были установлены на барже отражатели льда высотой 4 м;
· колодец под буровую установку оборудовали съемными воротами, образовав тем самым буровую шахту для защиты устья скважины и противовыбросового оборудования от воздействий окружающей среды;
· жилые помещения для рабочих были подняты на 0,8 м с целью размещения эвакуационных судов Арктос;
· были перестроены жилые помещения для рабочих и инженерно-технических работников;
· жилые помещения рабочих были модернизированы и подготовлены как временные убежища;
· обогрев, вентиляция, кондиционирование воздуха и противопожарные и газовые системы мониторинга были переделаны как для арктических условий и с учетом возможных потенциальных выбросов сероводорода;
· была переоснащена и обновлена вся машинная часть;
· были установлены на барже два дополнительных крана;
· трубная палуба была расширена с 14 до 23 м;
· дополнительно были установлены на установке третий насос для бурового раствора, четвертый генератор и пятый блок тиристорного выпрямителя;
· вертолетная палуба была модернизирована в соответствии стандартам Управления гражданской авиации Великобритании;
· установка была модернизирована для безотходной работы;
· контрольное оборудование скважины было модернизировано под давление 1035 бар.
Конструкция баржи
Баржа была сконструирована и построена для работы в мелководных районах согласно правилам Американского бюро по судоходству (ABS). При этом были применены следующие критерии проектирования (табл. 8.1).
Устойчивость баржи в летних и зимних условиях была оценена с помощью ряда исследований и моделирований. Результаты этих исследований показали, что проблемы устойчивости и удержания баржи на месте возникают, в основном, в летнее время, когда сильные боковые нагрузки от ветра в сочетании с действием волн и изменением уровня моря могут привести к смещению баржи с места.
Для предотвращения смещения на месте размещения баржи сооружена подводная берма, которая приподнимет баржу в воде и таким образом, увеличит эффективность балластной нагрузки и сопротивление трения между баржой и дном моря. Для еще большего увеличения сопротивления трения новые спонсоны оснащены металлическими бортами, которые вдавлены в грунт под весом баржи.
Таблица 8.1.
Критерии проектирования буровой установки «Сункар»
Расчетные параметры | Численные значения |
Глубина воды | 4 м |
Общее годовое изменение уровня воды | 0,6 м |
Максимальный годовой летний уровень воды | +0,4 м |
Минимальный годовой зимний уровень воды | -0,2 м |
Максимальный (положительный) штормовой прилив, | +2 м |
лето | |
Минимальный (отрицательный) штормовой прилив, | -1,5 м |
лето | |
Максимальный (положительный) штормовой прилив, | + 1 м* |
в начале и конце зимы | |
Минимальный (отрицательный) штормовой прилив, | -0,75 м* |
в начале и конце зимы | |
Максимальный (положительный) штормовой прилив, | 0** |
очень холодный период | |
Минимальный (отрицательный) штормовой прилив, | о** |
очень холодный период | |
Высота волны | 2 м |
Период волны | 3,6 сек |
Максимальная высота волны | 3,5 м |
Максимальный период волны | 4,8 сек |
Максимальное течение (период открытой воды) | 1,0 м/сек |
Максимальное течение (в начале и конце зимы) | 0,7 м/сек* |
Максимальное течение (очень холодный период) | 0** |
Максимальная температура воды в море | +30°С |
Максимальная температура воздуха | +40°С |
Минимальная температура воздуха | -30°С |
Максимальная скорость ветра (10 м выше уровня моря) | 40 м/сек |
Примечания. *Северный сектор Каспийского моря частично покрыт льдом.
|
|
Баржа сконструирована со способностью противостоять общему воздействию ледяных полей толщиной 1.1 м, при этом вокруг подводной бермы на длинных сторонах корпуса в дно вбиты сваи для снижения горизонтальных нагрузок от льда. Эффективность этих свай была проверена испытанием их на ледовых моделях в Гамбургском институте льда (HSVA). Эти испытания также позволили проверить необходимость применения льдоотражательных заслонов, которые были установлены на барже для предотвращения надвига ледяных обломков на палубы.