Негосударственны пенсионные фонды

Создание в России в начале 90-х годов прошлого столетия института негосударственных пенсионных фондов (НПФ) стало одним из символов реформирования пенсионной системы. К настоящему времени в стране сложилась система негосударственного пенсионного обеспечения, включающая в себя около 300 НПФ. Их участниками являются свыше 6 млн. человек, более чем 700 тыс. человек получают негосударственные пенсии. Хотя в масштабах страны это и не так много, все показатели, характеризующие развитие системы НПФ, демонстрируют замечательную динамику: за 2005г. суммарные размеры собственного имущества фондов увеличилось с 215,8 млрд. рублей до 344,3 млрд. рублей (на 60%, причем размеры пенсионных резервов, т.е. средств финансирования негосударственных пенсий увеличились на 63%)

Деятельность НПФ – в основном, в части осуществления ими негосударственного пенсионного обеспече7ния, является востребованной как гражданами, так и организациями. Однако можно предположить, что система НПФ могла бы развиваться более высокими темпами, если бы с начала 2005г. не вступили в действие поправки в Налоговый кодекс РФ, часть которых стала антистимулом по отношению к негосударственному пенсионному обеспечению, в особенности для вкладчиков – юридических лиц. Эти налоговые новации были восприняты крайне негативно и в среде НПФ, и их действующими и потенциальными клиентами, поскольку именно с предприятиями и организациями, для которых пенсионные программы являются составной частью их разносторонних социальных программ, заключена основная масса договоров о негосударственном пенсионном обеспечении. Используя негосударственное пенсионное обеспечение, предприятия могут обеспечить приемлемый уровень пенсий своим работникам уже сейчас, до окончания пенсионного реформирования.

Необходимым условием исполнения социальной функции НПФ является еще одна сторона их деятельности. Управление пенсионными резервами, пенсионными накоплениями и иными собственными средствами представляет собой неотъемлемую часть работы НПФ, чрезвычайно важную с точки зрения государственных интересов.

В странах с развитой экономикой пенсионные фонды являются активными участниками финансовых рынков. НПФ аккумулируют средства своих вкладчиков и в этом качестве становятся крупными портфельными инвесторами. При этом для инвестиций, осуществляемых пенсионными фондами характерен чрезвычайно консервативный характер. Основным критерием для выбора объектов вложений средств НПФ является их надежность. Ликвидность и доходность этих объектов представляют собой менее критичные характеристики.

От других форм коллективного инвестирования пенсионные фонды отличаются возможностью инвестирования средств на десятки лет и в этом смысле являются уникальным институтом. Роль НПФ в этой части деятельности, наряду с другими коллективными инвесторами, состоит в привлечении долгосрочных инвестиций в экономику страны, а также в стабилизации финансовых рынков.

 В настоящее время пенсионные накопления НПФ для финансирования долгосрочных проектов практически не используются. Основная масса средств НПФ инвестируется с целью получения прибыли в течение года, да и сама масса невелика (суммарный объем пенсионных средств НПФ по состоянию на конец 2005г. составил 1,3% величины ВВП за этот год)

Государственные пенсионные фонды

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2004г. № 143 «Об органе, осуществляющем ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» определен Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. В РФ единая система государственных пенсий устанавливается Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 г. с последующими изменениями и дополнениями к нему. При этом, территориальные подразделения имеются практически в каждом районе нашей страны.

Основной функцией ПФР является назначение и выплат пенсий

В обязанности Пенсионного фонда России входит:

1. Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов.

2. Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, и других граждан сумм государственных пенсий,

3. Привлечение в Фонд добровольных взносов физических и юридических лиц;

4. Контроль, в том числе и с участием налоговых органов, за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

5. Организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд;

6. Межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимсяк компетенции Пенсионного фонда;

7. Изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;

8. Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования. Суть этой работы заключается в создании государственного банка данных плательщиков страховых взносов, автоматизации рабочих мест уполномоченных, разработке и совершенствовании персонифицированного учета страховых взносов.

9. Проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: