Сокращенные силлогизмы

Для интеллектуально-речевой деятельности используются выражения с пропущенными, но подразумеваемыми частями. К таким выражениям относятся энтимемы (от греч. en time – в уме), – сокращенные силлогизмы, в которых опускается одна из посылок или заключение.

Методика восстановления и оценки энтимемы на её состоятельность состоит из следующих шагов:

1.Энтимема записывается в стандартном виде: имеющиеся посылки помещаются над чертой, заключение – под ней.

2.В соответствии с принятой классификацией устанавливается разновидность данного вывода (это может быть категорический силлогизм, условный силлогизм и пр.).

3.В соответствии с определениями посылок и заключения устанавливается, какая из частей вывода является подразумеваемой.

4.С использованием определений и правил, характерных для данного класса выводов, восстанавливается недостающая часть вывода.

5.Производится анализ связей между посылками и заключением на соответствие логическим правилам. Нарушение хотя бы одного из правил свидетельствует о наличии формальной ошибки в энтимеме.

6.Производится анализ восстановленной посылки на соответствие действительному положению дел. Её ложность означает наличие содержательной ошибки в энтимеме.

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ

1. Установите, какие из следующих предложений являются высказываниями:

1) Всякая общественно-экономическая формация имеет своей основой способ производства материальных благ.

2) Был ли Наполеон французским императором?

3) Наполеон никогда не был французским императором.

4) Водители, не нарушайте правила дорожного движения!

5) X + Y = Z.

6) Цена товара x меньше его стоимости.

7) Этот закон не имеет обратной силы.

8) Зрелое яблоко.

9) Было ли восстание декабристов в 1825 году?

10) Яблоко созрело.

 

2. Составьте схемы (логические формы) следующих высказываний.

1) Умный политик знает, как выиграть войну, а мудрый – как её не допустить (Ильин).

2) Неверно, что он храбр и силен.

3) Либо Земля вращается вокруг Солнца, либо Солнце вращается вокруг Земли.

4) Беда, коль пироги начнет печь сапожник.

5) Если у берега много медуз, то был шторм или вода в море остыла.

6) Нельзя сказать, что чтение этого романа приятно или полезно.

7) «Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов» (Ж.Ж. Руссо).

8) Он раздражителен и когда болен, и когда здоров.

9) В нормальных условиях вода замерзает тогда и только тогда, когда температура опускается ниже нуля градусов.

 

3. Выразите в символической форме структуру рассуждения и табличным способом установите его правильность (является ли оно логическим законом).

1. Нет дыма без огня, значит, неверно утверждать, что есть огонь, однако нет дыма.

2. Ни Запад, ни Восток не победили в гражданской войне. Поэтому, либо Запад одержал победу в гражданской войне, либо Восток.

ЛОГИКА ИМЁН

4. Изобразите с помощью кругов Эйлера отношение между объёмами следующих имен (понятий):

1) Слово, корень, суффикс, окончание.

2) Безымянный палец, палец левой руки, левая рука, левша.

3) Талантливый человек, бездарный человек, лауреат Нобелевской премии, русский поэт, И.Бунин.

4) Узкая улица, широкая улица, проспект г. Минска, квартал г. Минска.

5) XXI век, 2011 г., III тысячелетие;

6) предприятие, коллектив предприятия, директор предприятия, член коллектива предприятия.

5. Проверьте правильность обобщения следующих имён, в случае неправильно произведённой операции, приведите свой вариант обобщения:

1) газета «Аргументы и факты» ‑ еженедельная газета ‑ газета, выходящая регулярно;

2) рассказ ‑ повесть – роман.

3) Юго-Восточная Азия – Азия;

4) гвоздика – букет гвоздик;

5) предоставление доклада – предоставление сообщения;

6) диалог - вербальная коммуникация;

7) мотив поступка – поступок.

6. Какие ошибки логического деления допущены в следующих примерах?

(1) По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков и флегматиков.

(2) Предложения делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные и простые.

(3) Виды спорта делятся на зимние, командные (игровые), летние, индивидуальные.

(4) Основные религиозные группы Беларуси: христиане, католики, баптисты, татары и евреи.

7. В каких из следующих случаев имеет место логическое деление, в каких ‑ аналитическое:

1) Среди образных выражений встречаются поговорки, пословицы, крылатые выражения.

2) Различают такие виды доверенностей: разовые, специальные и общие.

3) Декада составляет десять дней.

4) К основным элементам музыки относятся ритм, лад, тем тембр.

5)  По характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

6) Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны.

7) Изобразительное искусство делится на живопись, скульптуру и графику.

8) Рабовладельческое общество было разделено на рабов и рабовладельцев.

9) Изложение материала в учебниках обычно подразделяете на введение, основные главы и заключение.

8. Охарактеризуйте определения.

1) Скульптор – художник, который работает в области скульптуры.

2) Тетрадь – сшитые листы бумаги в обложке, на которых студенты записывают материал лекций.

3) Точка – это знак препинания.

4) Тригонометрическое уравнение – трансцендентное уравнение, в котором не используются иррациональные степени.

5) Устав – свод правил, регулирующих деятельность общественной организации.

6) Человек – это мера всех вещей (Сократ).

7) Якобинство – революционное течение, возглавляемое якобинцами.

 

СИЛЛОГИСТИКА

9. Сформулируйте атрибутивные высказывания, учитывая предложенные термины и их распределенность.

1) Крестьянское восстание (S +); событие, закончившееся победой (Р +).

2) Русский феодал (S -); сторонник реформ Петра I (Р +).

3) Комета (S -); тело Солнечной системы (Р -).

4) Звезда (S +); мощный источник радиоизлучений (Р -).

5) Верующий (S -); буддист (Р +).

10. Установите вид и проверьте правильность следующих непосредственных выводов.

1) Все сангвиники обладают сильной нервной системой, значит, любой обладатель сильной нервной системы есть сангвиник.

2) Некоторые врачи работают в судебно-следственных органах, следовательно, большинство работающих в судебно-следственных органах являются врачами.

3) Некоторые пищевые продукты не являются продукцией минской фабрики, поэтому, среди продукции минской фабрики не встречаются пищевые продукты.

4) Всякое тождество есть равенство, значит, любое равенство есть тождество.

11. Используя логический квадрат, сформулируйте остальные три атрибутивных высказывания. Установите их логическое значение (истинность/ложность), если высказывание, данное в условии, является истинным.

Все станции минского метрополитена построены на государственные средства.

12. Произведите непосредственные выводы (превращение /обверсия/, обращение /конверсия/, противопоставление предикату /частичная контрапозиция/):

Большинство рек являются несудоходными.

Ни один рассказ этого автора не является фантастическим.

13. Охарактеризуйте следующее рассуждение.

1) Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания, свидетели также обязаны давать правдивые показания, значит некоторые свидетели – судебные эксперты.

2) Статья УК РБ распространяется на лиц, совершающих акты вандализма. Гражданин К. акта вандализма не совершал. Следовательно, на него указанная статья не распространяется.

 

 

14. Восстановите знтимему до полного силлогизма и установите её правильность.

1) Все сангвиники обладают сильной нервной системой. N. обладает сильной нервной системой.

2) Собака не может лазить по портьерам, значит, это не собака.

3) Деятельность исполнительной власти ограничена законом, поскольку в правовом государстве деятельность властных структур ограничена законом.

 


[1] На рис. 1 – 6 отношения между объемами имен изображены в виде отношений между соответствующими кругами. За этой иллюстрацией закрепилось название «кругов Эйлера» (по имени известного математика XVIII века).

[2] Р ¢читается как не-Р



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: