ЧАСТЬ 1
ОТ ИСТОКОВ ДО ХIХ ВЕКА
(блочно-модульный подход)
Методические рекомендации
Для студентов 1 курса, обучающихся
По специальности 030601– «журналистика»
(1 семестр)
Иваново 2013
Составитель: доктор филологических наук,
проф. Ю.Л. Цветков
Методические рекомендации содержат блочно-модульную программу по изучению истории зарубежной журналистики от истоков до начала ХIХ века: тематику лекций, планы практических занятий, контрольные вопросы для письменных работ, итоговые тесты, вопросы к экзамену, дополнительный библиографический список, Интернет-ресурсы и глоссарий.
Учебно-методические рекомендации соответствуют новым образовательным стандартам и предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030601– «журналистика».
Печатается по решению методической комиссии
филологического факультета
Ивановского государственного университета
Рецензент:
доктор филологических наук, проф. С.Л.Страшнов (ИвГУ)
|
|
© Цветков Ю.Л., составление, 2013
БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВСЕГО КУРСА
«История зарубежной журналистики от истоков до ХIХ века» является первой частью университетской программы «История зарубежной журналистики». Под названием «блок» понимается отдельная часть общего курса, а под «модулем» — самостоятельная и методически конкретно разработанная составная часть отдельного блока.[1] Дисциплина «История зарубежной журналистики» включает в себя три блока:
История зарубежной журналистики от истоков до ХIХ века (1 семестр, экзамен), История зарубежной журналистики ХIХ века и первой половины ХХ века (2 семестр, зачет) и Современные зарубежные СМИ (8 семестр, экзамен).
Первый блок «История зарубежной журналистики от истоков до ХIХ века» изучается студентам в течение первого семестра и заканчивается устным экзаменом. Блок включает в себя пять модулей, которые строятся по специальной схеме процесса обучения, обеспечивающей возможность конструирования студентами своих индивидуальных подходов к изучаемому материалу. Практически освоить перечисленные ниже модули, а в итоге и весь блок, можно:
1. под руководством преподавателя, посещая лекции, активно участвуя в практических занятиях, выполняя тестовые задания для самоконтроля и сдавая устный экзамен,
2. самостоятельно с помощью предложенных методических указаний и заданий в них, представив преподавателю перед экзаменом портфолио [2] по каждому модулю,
3. полностью самостоятельно, используя предложенные факультетом журналистики МГУ Интернет-программы указанной дисциплины с представлением до устного экзамена портфолио по каждому модулю.
|
|
СТРУКТУРА ПЕРВОГО БЛОКА
Первый блок «От истоков до ХIХ века» состоит из пяти модулей:
СМК Древнего мира. Особенности протожурналистских явлений, риторики и публицистики в Древнем Китае, Древней Греции и Древнем Риме.
Развитие СМИ и цензуры в средние века. Своеобразие раннехристианской и Возрожденческой публицистики. Роль изобретения книгопечатания.
Становление журналистики в Западной Европе и Америке XVII века. Английская политическая печать и публицистика, немецкая и французская периодика.
Европейские и американские СМИ в эпоху Просвещения. Особенности прессы и развлекательно-дидактической публицистики. Борьба за свободу печати.
Радикализация американской и французской политической печати во время Американской и Великой французской революций. Публицистическая деятельность ведущих журналистов.
В вышеуказанной формулировке вопросы выносятся на Государственный экзамен по журналистике в конце 4 курса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Учебная дисциплина «История зарубежной журналистики» является необходимой составляющей фундаментального журналистского образования. Его цель – выработка у студентов представлений об особенностях и закономерностях возникновения, становления и развития СМИ на разных этапах исторического, культурного и политического развития цивилизации, начиная с древнейших времен. Предполагается ознакомление студентов с наиболее важными фактами и явлениями мировой журналистики, с процессом возникновения и развития различных ее форм бытования (прежде всего публицистики), с магистральными тенденциями, формирующими структуры СМИ в различные исторические эпохи, с особенностями взаимоотношений журналистики с обществом и властью в процессе их развития. Проблематика курса связана в той или иной мере со всеми другими дисциплинами университетской образовательной программы. Она оказывается необходимым основанием и значимым фоном для усвоения того объема знаний, который предполагает современный уровень профессионального журналиста.
Задачи блочно-модульной программы «История зарубежной журналистики» заключаются в следующем:
· сформировать у студентов представления о журналистике как общественном институте, прошедшем сложный исторический путь развития,
· установить зависимость содержания и форм функционирования СМИ от потребностей определенной социальной системы на конкретном этапе её развития,
· дать оценку роли и значения СМИ в жизни общества в разные исторические эпохи,
· реально оценить сложность массово-коммуникативных процессов и неоднозначность подходов к ним,
· уделить внимание техническим аспектам, сопутствующим развитию СМИ,
· расширить профессиональный горизонт и эрудицию студентов-журналистов и сформировать навыки историко-аналитического мышления.
Первый блок «От истоков до ХIХ века» является важнейшим этапом истории развития мировой журналистики. В этот период журналистика выступает как одна из форм общественного сознания и подробная летопись своего времени. Не ограничиваясь констатацией фактов, она приобретает функции комментариев к ним, а затем развивается в мощное орудие в идейном противостоянии различных общественных и политических групп и начинает оказывать ощутимое влияние на социально-политическую жизнь, экономику и искусство.
Семестровый блок ставит задачи:
· подробно изучить основные этапы развития зарубежных СМИ – от различных видов передачи устной и письменной информации, становления печатного дела до политической журналистики во Франции, Германии, Англии и США, включая публицистику времен Американской и Великой французской революции,
|
|
· рассмотреть конкретные способы обмена информацией в историческом, литературном и общекультурном контексте в связи с открытиями как в области книгопечатания, так и в общественно-политической жизни и культуре.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
С методико-практической точки зрения блочно-модульная структура курса удобна для усвоения материала студентами по частям. Она дает четкое представление о формах самоконтроля и преподавательского контроля. Устный экзамен в первом семестре проверяет усвоение материала первого блока. Государственный экзамен по журналистике включает в себя материал указанных 15 модулей трех блоков. Таким образом, структура курса способствует значительному облегчению задачи студентов при подготовке как к семестровому экзамену, так и к Государственному экзамену в конце 4 курса.
Виды занятий. Теоретические занятия (18 лекций) читаются всему потоку, семинарские занятия — по группам (8 занятий). Занятия по курсу проводятся в форме обзорных и тематических лекций. Основой курса является лекционный материал. Наличие у студентов конспектов лекций обязательно. Если конспекты отсутствуют или являются неполными, студент самостоятельно восполняет пробелы, используя материалы модулей. Изучение дисциплины ведется в хронологической последовательности и в контексте основных этапов развития мировой истории.
Формы контроля: оперативный и рубежный контроль проводится в форме контрольных работ и тестирования. Индивидуальный контроль проводится до экзамена. Итоговый контроль — устный экзамен по вопросам методических указаний.
Самостоятельная работа студентов должна быть направлена на закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях. Она предполагает подготовку к практическим занятиям с обязательным чтением публицистических текстов, а также закрепление лекционного материала. Обращение к обязательной литературе способствует углублению знаний и формирует навыки работы с научными изданиями. Все возникающие в ходе самостоятельной подготовки вопросы студенты решают вместе с преподавателем на практических занятиях. Самостоятельная работа включает в себя подготовку к письменным работам, тестированию и экзамену. Для усвоения новых понятий и терминов следует обращаться к глоссарию или другой справочной литературе. В ходе подготовки к тестированию следует учитывать, что задания охватывают все модули. Для ответа на тестовое задание необходимо вначале определить, к какому модулю относится вопрос, а затем выбрать правильный ответ. Самостоятельная работа должна вестись регулярно и ритмично на протяжении всего семестра.
|
|
При самостоятельном изучении всего блока (пяти его модулей) необходимо представить портфолио со всеми материалами процесса работы и конечным результатом — подробным самостоятельным рефератом, сданным до устного экзамена и получившим оценку преподавателя.
МОДУЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ