Построение схемы транспортных связей

ВВЕДЕНИЕ

 

Рациональное использование земельных и производственных ресурсов, эффективное ведение сельскохозяйственного производства, создание благоприятных условий труда, жизни и быта людей, проживающих в населенных пунктах, неразрывно связано с инженерным оборудованием территории. Изучение ведется студентами землеустроительного факультета специальности 1-56 01 01 Землеустройство в курсе «Инженерное оборудование территории». В состав дисциплины наряду с лекциями входят и лабораторные занятия. Итогом изучения дисциплины является выполненный курсовой проект, который защищается студентом в комиссии, состоящей из преподавателей, ведущих занятия.

В представленных методических указаниях приведены подробные пояснения по выполнению шести лабораторных заданий раздела «Дороги местного значения» и курсового проекта по дисциплине «Инженерное оборудование территории».

Основными задачами лабораторных заданий являются развитие у студентов инженерного мышления, закрепление теоретических положений и отработка методических приемов технико-экономического обоснования проекта «Дороги местного значения». При этом студент должен овладеть методиками проектирования трассы дороги в плане, продольном и поперечном профилях; расчета параметров малых водопропускных сооружений; установления потребности в строительных материалах и ориентировочной стоимости строительства; определения объема земляных работ.

Для расчетов и обоснования принимаемых проектных решений рекомендуется наряду с традиционными методами использовать современную компьютерную технику и программное обеспечение.

Исходные данные по каждому заданию и необходимые нормативы выдаются преподавателем. По результатам выполнения необходимых работ студентом оформляются соответствующие задания, обобщением которых является курсовой проект.

При подготовке данного методического издания использованы многолетний опыт проведения лабораторных занятий по данной дисциплине на землеустроительном факультете УО «БГСХА» и других вузов СНГ, современные технологии, применяемые при проектировании автомобильных дорог на производстве.

Курсовой проект представляется в виде текстовой части – пояснительной записки и графических материалов (проект дороги в плане, продольного и поперечного профиля).

Перед выполнением лабораторных заданий и курсового проекта студенту необходимо изучить рекомендуемую литературу, нормативные материалы и данные методические указания, получить исходные материалы и необходимые консультации на кафедре.

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Задание 1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАССЫ ДОРОГИ

МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ПЛАНЕ

 

Цель задания: изучить состояние существующих транспортных связей и технико-экономического обоснования проектирования сети автомобильных дорог в плане.

Содержание задания:

1.1. Изучение природно-климатических условий района и планируемого грузооборота.

1.2. Построение схемы транспортных связей.

1.3. Разработка вариантов размещения трассы дороги в плане.

1.4. Оценка вариантов размещения трассы дороги в плане и выбор лучшего решения.

1.5. Определение параметров круговых кривых в плане и их вписывание.

1.6. Разбивка пикетажа по лучшему варианту трассы дороги и графическое оформление проекта.

Исходные данные: 1) сведения о природно-климатических условиях и наличии местных строительных материалов; 2) характеристика существующих дорог; 3) наименование грузооборотных пунктов и объемы грузоперевозок; 4) план местности с горизонталями масштаба 1:10000; 5) методические указания и нормативные материалы; 6) рабочая тетрадь.

В результате выполнения задания студент представляет:

1. Оформленный проект трассы дороги в плане.

2. Расчеты по технико-экономическому обоснованию выбора лучшего варианта размещения трассы дороги в плане.

3. Оформленные графические материалы.

4. Расчетно-пояснительную записку.

Изучение природно-климатических условий района

И планируемого грузооборота

 

Исходные материалы и задание для выполнения лабораторного задания выдается студенту преподавателем. По имеющимся данным (топографическая карта, задание) изучается район проектирования: местные природно-климатические условия, планово-топографическая ситуация, наличие и состояние существующей дорожной сети, размещение залежей дорожно-строительных материалов. Рассматривается положение на карте указанных в задании грузооборотных пунктов, перечисленных в задании, определяется их роль и значение в районе и в транспортных связях, выявляются среди них главные (по объему грузоперевозок), устанавливается общий объем и характер перевозок между ними. Годовой объем перевозимого груза по каждому грузооборотному пункту анализируется по ведомости годового грузооборота.

Построение схемы транспортных связей

Транспортные взаимосвязи всех грузооборотных пунктов, их направления и объемы наглядно отображаются в виде схемы транспортных связей, которая строится на плане или карте. Для этого транспортно взаимосвязанные грузооборотные пункты соединяются прямыми линиями (внемасштабное отображение) с надписями или полосами (масштабное) различной ширины, показывающими объемы перевозимых грузов между данными пунктами (рис. 1.1).

Ширина полос зависит от объема грузооборота между пунктами и принятого масштаба его отображения, например, 1 мм – 5 тыс. тонн.

 

 

Рис. 1.1. Схема транспортных связей:

А, Б, В, Г, Д, Е – грузооборотные пункты; 32, 20, 16 – расстояния, км;

10, 40, 30 – объемы грузоперевозок, тыс. т

 

Объем грузоперевозок между пунктами определяется по ведомости годового грузооборота как сумма ввоза и вывоза. Вычерченные на карте полосы различной толщины слегка иллюминируются цветным карандашом для наглядности отображения и более удобного анализа степени интенсивности транспортных взаимосвязей. Вдоль направлений транспортных связей выписывается суммарный объем грузоперевозок по ввозу и вывозу.

Схема транспортных связей позволяет наглядно установить транспортные взаимосвязи между грузооборотными пунктами, степень интенсивности (по толщине полос, соединяющих пункты) и наиболее важные направления грузоперевозок.

 

Разработка вариантов размещения трассы дороги в плане

 

Проектирование трассы дороги в плане начинается с изучения возможности использования существующих дорог или их отдельных участков, направления и техническое состояние которых удовлетворяют требованиям обеспечения кратчайшего проезда между пунктами и перспективных перевозок. При отсутствии или несоответствии существующих дорог требованиям бесперебойного автомобильного движения с планируемым объемом грузоперевозок необходимо запроектировать новые дороги.

Исходя из взаимного расположения заданных грузооборотных пунктов и схемы транспортных связей, выбирают наиболее выгодные направления проектируемых трасс дорог в плане. При этом для узловых точек с несколькими направлениями грузоперевозок наиболее выгодное направление основной магистрали может быть определено графическим методом отыскания равнодействующей многоугольника сил. Далее по ним на карте размещают трассы основной и подъездных дорог, учитывая при этом местные природные условия (рельеф местности, гидрографию, размещение сельскохозяйственных земель, населенных пунктов и существующих дорог, технико-эксплуатационные и экономические требования, предъявляемые к строительству дорог.

Трассы дорог необходимо стремиться проектировать по кратчайшим расстояниям между заданными пунктами, совмещать с существующими дорогами (сохраняемыми на перспективу), границами землепользований, севооборотов, располагать в сухих, незатопляемых местах с равнинным рельефом и прочными грунтами, правильно вписывать в ландшафт местности, по возможности обходить водотоки или пересекать их в наиболее узких местах с удобными подходами. Пересечения проектируемых трасс дорог с существующими должны выполняться под углом не менее 45°, располагаться на прямых участках пересекающихся дорог. Пересечения с водотоками, болотами и другими водными препятствиями необходимо предусматривать в наиболее узких местах. Не следует совмещать трассы дорог с жилыми улицами, занимать под ними ценные земли, прокладывать через государственные заповедники и заказники, зоны, отнесенные к памятникам природы и культуры. При проектировании трасс дорог должны учитываться вопросы охраны природной среды.

Разработанные варианты показывают на карте в виде прямолинейных отрезков, сопряженных между собой. Проектные решения размещения трасс дороги сопоставляются с природоохранными, эксплуатационно-техническими и экономическими требованиями.

По природоохранным требованиям лучшим будет вариант при меньшей длине трассы и площади занимаемых земель под дорогой, которая хорошо вписывается в ландшафт местности, не расчленяет массивы сельхозземель и лесов, сохраняет местный природный ландшафт.

 

Оценка вариантов размещения трассы дороги в плане


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: