Государственное регулирование рынка труда

 

Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции  в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления. (20, с.150)

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от "полностью и всегда занятого" до "возможно безработного".

Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения, которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму - комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика. (22, с.235)

Важную роль в регулировании социально-трудовых отношений выполня­ет Международная организация труда. Она была создана в целях установ­ления и сохранения социального мира, защиты прав человека, проведения трехсторонних переговоров и регулирования социально-трудовых отноше­ний. За годы своего существования она накопила огромный опыт и продела­ла большую практическую работу по развитию переговорного процесса и урегулированию возникающих социально-трудовых проблем и конфликтов на основе трехсторонних переговоров и соглашений (трипартизма).

Международная организация труда была создана в 1919г. в ходе Вер­сальской мирной конференции. Необходимость ее создания определялась тремя основными причинами:

 1. Политическая;

Главный повод для ее образования - революции в России и ряде других европейских стран. Для предотвраще­ния возникающих в обществе противоречий взрывным насильственным путем организаторы МОТ решили создать организацию, призванную все­мерно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержа­нию социального мира между различными слоями общества, способство­вать решению возникающих проблем эволюционным, мирным путем.

2. Социальная;

Тяжелыми и неприменимыми с общече­ловеческих позиций были условия труда и жизни трудящихся. Они подвер­гались эксплуатации в ущерб их здоровью, семейной жизни, личным инте­ресам. Социальная защита их была очень слабой или ее не было вовсе.

3. Экономическая.

Устремление отдельных стран к улучшению социального положения трудящихся сопровождалось увеличе­нием затрат, ростом себестоимости продукции, что создало трудности в конкурентной борьбе и требовало решения социальных проблем в боль­шинстве индустриально развитых стран.

МОТ оказывает большое влияние на формирование и регулирование социально-трудовых отношений во всем мире. Это влияние идет по не­скольким направлениям. Они определены в основных документах МОТ - Уставе и Филадельфийской декларации, а конкретная их разработка - в Конвенциях и рекомендациях МОТ, в технической помощи, то есть помощи го­сударствам-членам в разработке социально-трудового законодательства и переподготовки кадров, в научных исследованиях социально-трудовых про­блем и путем публикаций этих исследований и других работ и документов.

Главные цели МОТ - содействие социально-экономическому прогрес­су, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защи­та прав человека.

Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются:

- разработка согласованной политики и программ, направленных на ре­шение социально-трудовых проблем;

- разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвен­ций и рекомендаций и контроль за их выполнением;

- помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокраще­ния

безработицы и регулирования миграций;

- защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.);

- борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

- содействие профессиональной подготовке и переподготовке рабо­тающих и безработных;

- разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

- содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их ра­
боте совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых
отношений;

-  разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщины, молодежь, пожилые люди, трудящиеся-мигранты).

Перечисленные задачи были и остаются главными в деятельности МОТ. Вместе с тем в связи с переходом стран Восточной Европы к рыноч­ным отношениям МОТ выделены и новые приоритеты. Это поддержка про­цесса демократизации, развития трипартизма, продолжение борьбы с бед­ностью, особенно путем увеличения занятости.

Новые задачи МОТ связаны также с глобализацией экономики, соци­альный аспект которой создает озабоченность всего общества.

Структура МОТ исходит из принципов трипартизма - все ее органы по­строены на трехсторонней основе и включают представителей прави­тельств, трудящихся и работодателей. (3, с.208)

Национальная миграционная политика,которая вырабатывается в каждой стране, представляет собой комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въез­да и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование иностранной рабочей силы, а также создание системы социальной защиты ра­ботников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламента­цию потоков беженцев и их социальную защиту. С целью недопу­щения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводят протекционистскую миграционную политику, призван­ную защитить интересы своего населения.

С ростом политической и демографической нестабильности в мире в 1990 годах и усложнением процесса адаптации и трудоус­тройства иммигрантов многие европейские страны также ужесто­чили иммиграционное законодательство. Так, в 1993г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, Германия прекратила пре­доставлять в общем порядке вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту миг­рантов. Ранее аналогичные изменения в иммиграционное законо­дательство ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия. Эти меры связаны с политическими изменениями в Восточной Европе, вой­ной в бывшей Югославии, распадом Советского Союза и ухудше­нием экономической ситуации в этих странах.

Международные конвен­ции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948г., объявляют свободный выбор места жи­тельства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие про­цессы миграции между странами - участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либераль­ные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интег­рационных группировок и ограничительные - по отношению к третьим странам. В ЕС действует ряд конвенций, регулирующих меж­дународные миграционные потоки населения и рабочей силы. В их числе Римский договор 1957г., вступивший в силу в 1968г., пре­доставил гражданам стран -  членов ЕС право поиска работы в грани­цах сообщества. Шенгенское соглашение 1985г., вступившее в силу в 1993г., установило единые визовые правила въезда в страны - участницы соглашения. Дублинская конвенция 1990г. установила правила предоставления убежища. (7, с.736)

 

3.2 Проблемы регулирования иммиграции рабочей силы

 

 

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

- работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтовые, муниципальные рабочие;

- специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

- представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

- специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

- крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли. (15, с. 69)

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

- Профессиональная квалификация;

Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику поданной специальности в стране - экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.

- Ограничения личного характера;

Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

- Количественное квотирование;

Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.

- Экономическое регулирование;

Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.

- Временные ограничения;

Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

- Географические приоритеты;

Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.

- Запреты;

Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пресекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.

- Программы стимулирования реэмиграции;

Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (Германия, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину.

- Программы экономической помощи странам массовой эмиграции;

Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двусторонних отношениях Германии и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

Демографическая ситуация в развитых странах формирует исторически беспрецедентную потребность в массовой иммиграции. Низкая рождаемость и растущая продолжительность жизни обусловливают старение населения и сокращение его численности. Избирательная (по критерию возраста) иммиграция – в принципе также единственный практический способ затормозить показатели старения населения. Попытки сделать это через «управление» рождаемостью или смертностью бесперспективны.

Законодательно устанавливаются санкции на нарушение порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих иммигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматривается депортация, денежные штрафы и (или) тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых больших фирм и предприятий. (21, с.40)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная мировая миграция рабочей силы представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Международная миграция населения с развитием капиталистической системы хозяйствования приобрела новые черты. Возникла необходимость в огромных перемещениях людей, лишенных средств производства. Современный мировой миграционный процесс по своему содержанию и массовости существенно отличается от аналогичных процессов не только прошлого века, но и первой половины прошлого столетия.

Анализ современных миграционных процессов в России выявил, что:

1. В настоящее время в мире около 200 млн. человек являются мигрантами;

2. Миграция рабочей силы как форма международного сотрудничества в России появилась сравнительно недавно, однако за последние годы наблюдается динамичный рост численности мигрантов. Легально в стране сегодня работают около 2,5 млн. иммигрантов, нелегальная часть составляет 5-7 млн. человек.

Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать следующие выводы и предложения:

1. Политика и программы международной торговли, инвестиций и экономической помощи должны иметь целью страны - источники беженцев и мигрантов. Миграционный параметр должен быть включен в демографическое планирование и программы помощи развитию отстающих государств. Создание рабочих мест и стабильность могут остановить миграционные потоки и благоприятствовать экономическому развитию. Сельским районам должно быть уделено особое внимание, для того чтобы сдержать массовые перемещения в города. Развитие сферы услуг помогло бы повысить внутренний спрос на высококвалифицированную рабочую силу и увеличить объем международной торговли услугами;

2. Миграционные политики должны учитывать как внутренние нужды, так и внешние требования;

3. Соответствующие государственные миграционные структуры в принимающих, посылающих и транзитных странах должны быть усилены, а в некоторых случаях основаны и развиты. Отсутствие миграционных режимов - это приглашение нелегальным мигрантам. Наличие же их открывает новые возможности для легальной миграции, такие как, например, проекты временной миграции, которые могут способствовать экономическому развитию;

4. Возможности легальной миграции (постоянной и временной) должны быть увеличены. Отдельные составляющие легальной миграции, основанные на квалификации, семейных связях, гуманитарных обязательствах и национальных интересах, следует рассматривать с учетом их достоинств и особенностей;

5. В настоящее время практически ни одна страна не может оставаться в стороне от миграционных процессов; степень воздействия трудовой миграции на национальные экономики различна и во многом зависит от политики, проводимой правительствами; страны-экспортеры рабочей силы получают основную выгоду от расширения потока валютных трансфертов из-за рубежа, но при этом теряют зачастую высококлассных специалистов; страны - импортеры стремятся регулировать количественный и качественный уровень трудовой иммиграции, вводя квоты и ограничения, на сегодняшний день наиболее приемлема для них иммиграция квалифицированных рабочих и экспертов в научно-технической области.

Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

Таким образом, задачи, стоящие перед мировым сообществом в области регулирования мирового рынка рабочей силы сложны и необъятны. Ключом к решению этих задач является углубление возможностей международного сотрудничества и совместных действий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.:        «Юристъ», 2005

2. Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций – М.: ИНФРА-М, 2005

3. Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда.   М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007

4. Борисов В.А. Демография: Учебное пособие. М., Юнита-Дана, 2005

5. Булатова А.С. Экономика. М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005

6. Бутов В.И., В.Г.Игнатова Демография: Учебное пособие. М.: МарТ, 2006

7. Волгина Н.А., Одегова Ю.Г. Экономика труда: (социально-трудовые отношения). М.: «Экзамен», 2007

8. Глущенко Г.И. Миграция и развитие: мировые тенденции// Вопросы статистики, 2008, № 2

9. Иноземцев В.И. Мы, европейский народ// Ведомости, 2008

10. Интервью со спикером Госдумы Борисом Грызловым, 2008 http://www.demoscope.ru

11. Киреев А.П. Международная экономика, 1 часть. М.: Международные отношения, 2006

12. Королева И.С. Мировая экономика: тенденции 90-х годов. М.: Наука, 2005

13. Коршунов А.П., Экономика и жизнь, 2007  http://www.demoscope.ru

14. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005

15. Пузакова Е.П. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов н/Д: Феникс, 2006

16. Рыбаковский О.С. Миграционный опыт и миграционные установки// Социальная и демографическая политика, 2007, № 6

17. Рязанцев С.В. Миграция населения// Социальная и демографическая политика, 2007, № 2

18. Сас И.Л. Открытые двери или проходной двор?// Независимая газета, 2008 http://www.demoscope.ru

19. Серков Д.Б. Трудовые резервы// Итоги, 2008  http://www.demoscope.ru

20. Стровский Л.Е. Международные экономические отношения: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2006

21. Тарлецкая Л.М. Международная миграция и социально-экономическое развитие. МЭиМО, 2008, № 7

22. Тимченко А.А. Мировые закономерности. М.: ЭКОР, 2007

23. Точицкая И.Э. Мировая экономика. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005

24. Тюрюканова Е.А. Трудовая миграция в Россию, 2008  

http://www.demoscope.ru

25. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. М.: ЮРИСТЪ, 2007

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: