Анализ науки как социального института и основные принципы этики науки

 

Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается такая дисциплина, как этика науки. Предмет ее забот: отыскание и обоснование таких имеющих моральное измерение ценностей, норм и правил, которые способствовали большей эффективности научного труда и его безупречности с позиций общественного блага. Система подобных ценностей, норм и принципов называется этносом науки. Основные принципы этики науки:

а) сомоценность истины;

б) новизну научного знания как цель и решающее условие успеха ученого;

в) полную свободу научного творчества;

г) абсолютное равенство всех исследователей «перед лицом истины»;

д) научные истины – всеобщее достояние;

е) исходный критицизм и др.

Принцип а: Высшей ценностью деятельности в сфере науки является истина. Занимаясь ее поиском, ученый должен отбросить все «привходящие» житейские и даже высокие социальные соображения: пользу, выгоду, славу, почет и т.д.

Принцип б: Наука может существовать только в «режиме велосипедиста»: пока крутишь педали – едешь, перестанешь – упадешь. Наука жива только приращением, обновлением знания.

Принцип в: Мощь и стремительность развития науки не в последнюю очередь объясняются тем, что ученые сами, в меру своего любопытства и интуиции определяют предмет исследовательских интересов. Действия не «по нужде», а на основе свободного выбора всегда бывают намного успешнее.

Принцип г: Наука – институт в целом весьма демократичный. Она вынуждена быть такой. И для успеха общего дела просто необходимо постулировать принцип абсолютного равенства всех исследователей «перед лицом истины», невзирая ни на какие титулы, авторитеты и пр.

Принцип д: Любой ученый, получивший интересные результаты, всегда стремится побыстрее их обнародовать. Причем не просто хочет – он обязан это сделать! Ибо открытие только тогда становится открытием, когда оно проверено и признано научным сообществом.

Принцип е: Акцент научной деятельности на новизну получаемых результатов имеет одним из своих следствий масштабный критицизм по отношению как к уже принятым, так и новым идеям.  

 

Заключение

Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т. д. Кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т. д.).

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только объективность эта другого рода – чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости – иначе человеком-то не станешь. Только вот «сама собой», естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования.

Что же касается самих духовных ценностей, вокруг которых складываются отношения людей в духовной сфере, то этим термином обычно указывают на социально-культурное значение различных духовных образований (идей, норм, образов, догм и т.д.). Причем в ценностных представлениях людей непременно; присутствует некий предписательно-оценочный элемент.

В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражаются общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества.

 

 

Литература

1. Концепции современного естествознания. Под ред. Лавриненко В.Н. и Ратникова В.П. М., 2004. См. гл. 1.

2. Рузавин Г.И. Философия науки. М., 2005.

3. Философия и методология науки. Ред. Кузнецов В.Н. М., 1996.

4. Естественнонаучное и гуманитарное знание: методологические аспекты взаимодействия. Ленинград, 1990.

5. Степин В.С. Философия науки. М., 2003.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: