Производственная педагогическая практика

Целью производственной педагогической практики является содействие развитию профессиональной компетентности будущего педагога. Производственная педагогическая практика направлена на развитие профессионально значимых качеств личности магистранта, повышение мотивации к педагогической деятельности. Базой для проведения практики являются образовательные организации. Магистранты могут проходить практику индивидуально или в составе учебной группы, в последнем случае имеет возможность для обеспечения их взаимного посещения уроков и других организационных форм обучения; для обсуждения результатов педагогической деятельности магистрантов в условиях реального образовательного процесса в образовательной организации.

Форма аттестации по практике – зачет.

Образовательные технологии. При организации освоения дисциплин модуля «Современные проблемы историко-филологического образования» используется комплекс технологий, позволяющий эффективно развивать активность магистранта в образовательной деятельности. К ним относятся интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные дискуссии, групповая работа с использованием приемов технологии развития критического мышления, работа с кейсами, проведение исследований. В процессе реализации дисциплин модуля используются возможности высокотехнологичной информационно-образовательной среды, организованной по технологии электронного ресурса с обратной связью (интернет-портала) и обеспечивающей многофункциональное и комфортное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Особое внимание при изучении дисциплин модуля отводится самостоятельной внеаудиторной работе магистрантов.

Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена (на выбор образовательной организации).

Важнейшей составляющей образовательной деятельности Социально-педагогического института ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ является социально-воспитательная работа, обеспечивающая развитие универсальных компетенций выпускников. Она осуществляется непрерывно как в ходе учебной работы, так и во внеаудиторное время.

Планирование, организация и проведение социально-воспитательной работы строится в институте на основании требований Устава Мичуринского ГАУ, приказов и распоряжений ректора университета, локальных нормативных актов университета.

Социально-педагогический институт как структурное подразделение университета является пользователем университетской воспитательной среды, под которой понимается совокупность внутренних и внешних условий, ресурсов, обеспечивающих высокий эффект качества высшего психолого-педагогического образования.

Воспитательная среда университета представляет собой целостность двух структур: инновационной инфраструктуры, необходимой для формирования личности с инновационным, творческим мышлением, профессионально компетентного и конкурентоспособного специалиста, и совокупности инновационных условий воспитания обучающихся, связанных с включением их в разнообразные образовательные практики, отвечающие динамике общественного развития и потребностям успешной интеграции человека в общество.

Уровневыми характеристиками воспитательной среды в университете являются:

− среда университета как динамичная целостность, построенная на культурных и нравственных ценностях общества; 

− среда, ориентированная на психологическую комфортность, здоровый образ жизни, богатая событиями, традициями, обладающими высоким воспитательным потенциалом;

− среда университета как совокупность встроенных по концентрическому принципу компонентов: среда института, среда кафедры, среда студенческой академической группы, среда студенческого сообщества по интересам;

− высокоинтеллектуальная среда, содействующая приходу молодых одарённых людей в фундаментальную и прикладную науку, где сообщество той или иной научной школы – одно из важнейших средств воспитания обучающихся;

− среда высокой коммуникативной культуры, толерантного диалогового взаимодействия обучающихся и преподавателей, обучающихся друг с другом;

− среда образовательных информационно-коммуникационных технологий;

− среда, открытая к сотрудничеству с работодателями, различными социальными партнерами, в том числе и зарубежными.

Основными задачами планирования и организации воспитательной деятельности в университете являются:

− создание воспитательной среды, способствующей становлению саморегуляции, саморефлексии, самодетерминации обучающегося;

− создание условий для формирования способности к сотрудничеству, позитивной коммуникации, профессиональному ориентированию в условиях постоянно меняющихся жизненных ситуаций;

− формирование профессионально-смыслового пространства, способствующего развитию активности, творческого мышления обучающихся, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора;

− использование образовательных технологий, формирующих активную общественную, нравственно-познавательную и гражданскую позицию обучающегося.

Условиями успешной реализации компонентов воспитательной работы выступают такие, как:

− создание ресурсного фонда реализации воспитательной деятельности, а также системы связей с другими организациями и социальными партнерами по воспитанию обучающихся;

− создание необходимой нормативно-правовой и учебно-методической базы;

− наличие структурных подразделений, реализующих основные направления воспитательной деятельности;

− создание системы стимулирования деятельности преподавателей, занимающихся воспитанием обучающихся за пределами аудиторной нагрузки; а также решение кадровых вопросов, связанных с подготовкой и переподготовкой психолого-педагогических кадров в области воспитания.

Институты и кафедры университета осуществляют воспитательную работу с обучающимися в соответствии с рекомендациями федеральных, региональных и внутриуниверситетских документов. В институтах достаточно активно развивается сеть проектных групп, разнообразных студенческих объединений – сообществ обучающихся и преподавателей (учебных, научных, общественных, производственных, клубных и др.).

Имеющаяся в университете информационно-коммуникационная среда позволяет реализовать воспитательную функцию ОПОП ВО, выполнение программ и проектов работы с молодежью, предусмотренных государственной молодежной политикой РФ. Организованы межинститутские партнерские связи в осуществлении воспитательной деятельности с обучающимися, координационная деятельность структурных подразделений университета в вопросах воспитательной деятельности с обучающимися.

В Университете разработаны концепция и модель организации воспитательной деятельности, определяющей ее содержательный, организационно-управленческий, нормативно-правовой аспекты. Реализуются программы и проекты воспитательной деятельности, направленные на реализацию профессиональной и личностной культуры обучающегося.

Система студенческого самоуправления представлена общественными организациями и объединениями: студенческий совет (институтов), студенческий сектор профкома; студенческие советы общежитий; волонтерские студенческие группы; творческие студенческие группы (коллективы); спортивные студенческие объединения, создающие условия для успешной социализации обучающихся, формирования активного, самоуправляемого студенческого социума, в котором могут успешно реализовываться лидерские качества студенческой молодежи, формироваться их активная гражданская позиция и позитивное мировоззрение.

В Социально-педагогическом институте центральное место в реализации концепции воспитательной работы принадлежит преподавателям, имеющим непосредственный постоянный контакт с обучающимися. У каждой группы обучающихся есть куратор. В институте ведется постоянное изучение мнения обучающихся о наиболее острых и актуальных проблемах учебной и внеучебной деятельности.

Повышение воспитательного потенциала образовательных программ достигается путем оказания помощи обучающимся в вопросах трудоустройства. Обучающиеся старших курсов являются активными участниками общеуниверситетских ярмарок вакансий и Дней карьеры, в ходе которых они могут ознакомиться с условиями трудоустройства, предлагаемыми работодателями.

В Социально-педагогическом институте много внимания уделяется организации научно-исследовательской деятельности обучающихся. Обучающиеся принимают участие в работе научных конференций разного уровня, конкурсах, имеют научные публикации.

В Социально-педагогическом институте ведется систематическая работа по оздоровлению обучающихся и привитию им навыков здорового образа жизни. Ежегодно обучающиеся получают льготные путевки для отдыха на море или в горах. В институте регулярно силами обучающихся проводятся круглые столы и выставки газет, посвященные здоровому образу жизни.

В соответствии с законодательством РФ, успевающим обучающимся социально-педагогического института по результатам экзаменационных сессий выплачиваются все виды стипендий. Регулярно оформляется необходимая документация для выплаты социальной стипендии, а также для оказания обучающимся единовременной материальной помощи. Наиболее активные обучающиеся поощряются именными стипендиями и премиями. Все нуждающиеся иногородние обучающиеся обеспечиваются местами в общежитии.

Обучающиеся Социально-педагогического института – активные участники университетских и институтских культурно-массовых мероприятий (Смотр талантов первокурсников, Студенческая весна, КВН, Конкурс патриотической песни, праздничные концерты, посвященные различным знаменательным датам и др.). Многие обучающиеся являются членами творческих коллективов, действующих на базе университета.

Спортивно-массовая работа с обучающимися Социально-педагогического института, проводимая кафедрой физического воспитания, включает спортивную деятельность в секциях и сборных командах института и (или) университета, по месту жительства обучающихся в общежитиях, проведение спортивных и массовых соревнований внутри института. Команда Социально-педагогического института традиционно становится призером в таких видах спорта, как волейбол, шахматы, дартс, мини-футбол и др. Обучающиеся Социально-педагогического института – активные участники проводимого в университете ежегодно «Дня здоровья».

В процессе прохождения учебной ознакомительной практики и для подготовки к итоговой конференции были получены ответы на следующие вопросы:

1. Как вы можете охарактеризовать Ваш индивидуальный образовательный маршрут, реализованный в процессе практики?

2. Какой эмпирический материал был Вами собран для проведения самостоятельного методического исследования?

3. Какие новые образовательные методы и технологии используются в образовательном процессе социально-педагогического института?

4.Какие диагностические методики используются в образовательном процессе социально-педагогического института?

5. Каким образом реализуются проектные методики в образовательном процессе социально-педагогического института?

 6. В чем состоит специфика современного этапа развития образования в России?

7. Какой профессиональный педагогический опыт представляется Вам полезным и значимым?

8. На основе включенного наблюдения сформулируйте требования к личностно- профессиональным качествам эффективного педагога.

9. Какие методы учебно-воспитательной работы используются в образовательном процессе социально-педагогического института?

10. Какую нормативно-правовую и программно-методическую документацию, регламентирующую эффективное функционирование образовательного учреждения и построение учебно-воспитательного процесса вы изучили?

11. Каковы функциональные обязанности специалистов, работающих в образовательном учреждении?

12. Каким образом в процессе практики происходило формирование умений самостоятельной работы, самоанализа и самооценки результатов собственной деятельности?

13. Перечислите нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организации – места прохождения практики.

14. Охарактеризуйте особенности правового статуса организации – места прохождения практики.

15. Перечислите локальные нормативные акты, изданные в организации по месту прохождения практики; какова цель их издания.

16. Охарактеризуйте организационную структуру организации – места прохождения практики.

17. Охарактеризуйте технику безопасности труда и пожарную безопасность.

18. Охарактеризуйте систему служебного подчинения.

19. Охарактеризуйте порядок распределения обязанностей между работниками.

20. Система планирования кафедры, контроля за исполнением заданий, плановых мероприятий.

В процессе выполнения заданий учебной практики были закреплены теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также усовершенствованы профессиональные умения и навыки в построении конструктивного взаимодействия с обучающимися, в работе с документацией и проведении анализов различных направлений деятельности структурного подразделения университета. Совместная работа с преподавателями кафедры социально-гуманитарных дисциплин прошла плодотворно, поскольку были объединены жизненный, профессиональный опыт, большой практический опыт и теоретические знания, а также мое желание перенять этот опыт. Во время прохождения практики групповой руководитель, доцент Трусова Ася Сергеевна, регулярно консультировала по возникающим вопросам, помогала советом, рекомендовала специальную литературу для изучения.

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мичуринский государственный аграрный университет»

 

  Составил: руководитель практики от Университета Трусова А.С.  «16» декабря 2019 г.  

Рабочий график (план)

проведения учебной ознакомительной практики

обучающегося Иванова Ивана Ивановича группы СЗМ 12 ИФО

Социально-педагогический институ

Направление подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование

Направленность (профиль) Историко-филологическое образование в поликультурной среде

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

№ п.п. Вид выполняемой работы Сроки выполнения Формы отчетности
1 Организация и проведение установочной конференции по задачам и содержанию практики. 16.12.2019 Отчет о практике, запись в дневнике
2 Составление индивидуального плана-графика на период практики. 16.12.2019 Отчет о практике, запись в дневнике
3 Ознакомление со структурой и направлением деятельности организации (структурного подразделения) - места прохождения практики. 17.12.2019 Отчет о практике, запись в дневнике
4 Инструктаж по технике безопасности 17.12.2019 Отчет о практике, запись в дневнике
5 Изучение деятельности организации (структурного подразделения) – базы прохождения практики. Знакомство с образовательным учреждением. Беседа с представителем администрации ОУ. 18.12.2019 Отчет о практике, запись в дневнике
6 Знакомство со структурой и основными принципами организации и работы образовательного учреждения, системой служебного подчинения и порядком распределения обязанностей между работниками. Изучение системы планирования работы образовательного учреждения, контроля за исполнением заданий, плановых мероприятий и т. д. Изучение работы по основным направлениям деятельности образовательного учреждения. Проведение аналитического обзора информационных источников; исследование объекта. 19.12.2019-21.12.2019 Отчет о практике, запись в дневнике
7 Изучение документации, регламентирующей деятельность организации (структурного подразделения) - базы прохождения практики: нормативно-правовых актов федерального, регионального и локального уровней; специальной документации; организационно-методической документации. 23.12.2019-26.12.2019 Отчет о практике, запись в дневнике
8 Посещение заседания учебно-методического объединения учителей/ методического семинара кафедры, заседания кафедры. 16.12.2019-28.12.2019 Отчет о практике, запись в дневнике
9 Обработка и анализ полученной информации. Обобщение результатов практики с включением описания рефлексии о саморазвитии, самореализации, использовании творческого потенциала. Подготовка дневника и отчета о прохождении учебной ознакомительной практики. 16.12.2019-28.12.2019 Отчет о практике, запись в дневнике
10 Защита отчета о прохождении учебной ознакомительной практики. Обмен опытом на итоговой конференции.   09.01.2020 Отчет о практике, запись в дневнике

 

Ознакомлен _______________________________/Иванов Иван Иванович/

    (подпись обучающегося)

                         «28» декабря 2019 г.

                                                              

 


 

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мичуринский государственный аграрный университет»

 

 

  Составил: руководитель практики от Университета Трусова А.С.  «16» декабря 2019 г.  

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: