Создание музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста

Основной целью работы по созданию музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира, отражению его впечатления и отношения к окружающему миру через творческую деятельность – искусство музыкальной сказки.

Шаг №1. Введение в мир волшебства.

Задачи:

1. Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через чтение, просмотр фильмов, посещение театров, прослушивание музыкальных произведений на сказочные темы.

2. Развивать слуховое внимание, воображение, способствовать всестороннему речевому развитию (речевое общение, литературная речь, работа над просодикой, четкость произношения, темп и громкость речи, образная речь). Учить дифференцировать звуки окружающего мира. Развивать ассоциативное мышление при восприятие звуков окружающего мира.

Специально подобранный репертуар “волшебной музыки”, звучащей в сказочной атмосфере, позволяет вызывать у детей яркий эмоциональный отклик, позволяет рассказывать о своих представлениях, переживаниях, характере звука, тембре, делиться впечатлениями об услышанном.

Окружающий мир полон различных звуков. Чтобы показать волшебный лес, загадочную страну или пение райских птиц необходимо развивать такие качества, как внимание, наблюдательность и научиться дифференцировать звуки окружающего мира. С этой целью с детьми проводятся исследовательские игры: “Как звучит дерево”, “Как звучит вода”.

3. Использовать элементарное музицирование для передачи чувств и эмоций, характеров и настроений с использованием инструментов и инструментов заместителей для передачи характерных чувств.

Освоение навыков игры на инструментах, использование ансамбля в различных спектаклях.

4. Создавать из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки.

Сказочный образ или действие рождаются в обычной обстановке и возникает необходимость изменить обстановку, приспособить окружающие предметы для более яркого наглядного отражения той или иной сказочной ситуации. В работу включается ассоциативное мышление. Как создать сказочный поезд? Как сделать дом для трех поросят? Обычный стол превращается в избушку на курьих ножках, голубые ленточки – в озеро, гимнастические обручи – лужи на асфальте. Но самое главное в сказке это все таки сказочный персонаж.

Каждый ребенок хочет превратиться в сказочного героя и ощущает потребность изменить свою внешность. Но как это сделать без специального костюма. Зато есть большой красивый платок, который может быть фатой, вуалью для царевны, может быть плащом для царевича, волшебника, если завязать на голову можно стать бабушкой, если в виде чалмы, тогда магом, фокусником и т.д. Просто палочка с помощью “волшебных” слов может стать волшебной и она же может быть волшебной флейтой. Возьми в руки прозрачный шарфик, и ты уже ветерок, возьми белый шарфик и ты античная статуя.

Чтобы почувствовать себя любимым и известным героем сказки, необходима некоторая помощь педагога. Педагог предлагает наборы предметов или элементы костюмов, из которых ребенок самостоятельно выбирает то, что поможет ему наиболее ярко выразить любимый образ. При внимательном рассматривании предметов, оказывается, что один и тот же предмет, может быть использован для определения многих персонажей. Например: колпачок – Петрушка, Клоун, Гном, Звездочет. Накидка – пелерина – плащ Царевича, Кот в сапогах, мантия Принца. Набор головных уборов, юбок, жилетов, масок – открывает неограниченные возможности для перевоплощения.

Для развития ассоциативного мышления, развития фантазии, воображения используются игры: «Найди пару», «Волшебный платок», «Маска, я тебя знаю».

Шаг 2. Введение в атмосферу конкретной сказки.

1. Выбор произведения.

Как выбрать произведение, которое будет действительно интересовать детей, будет соответствовать возможностям и особенностям данного возраста, будет отвечать постановочным развивающим задачам, удовлетворит детский творческий порыв и желание, принесет детям радость общения и раскроет индивидуальность. Большую долю информации педагог почерпнет из первого этапа работы. Так и проявятся индивидуальные способности и возможности каждого ребенка. Но как принять коллективное решение, т.к. сказка – это коллективная работа. Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, педагог выносит в разных вариантах известные и неизвестные сказки. С основной частью сказок дети уже ознакомились на подготовительном этапе.

Таким образом, определяется круг интересов и желаний детей и определяется тип сказки, вызывающий интерес в данном возрасте.

Например, в старшем дошкольном возрасте девочки хотят быть принцессами, феями, а мальчики сказочными воинами, царевичами. Детям предлагается вспомнить сказку, где присутствуют желаемые персонажи. Девочки могут назвать сказку “Спящая красавица” (там есть принцесса и фея), мальчики могут назвать “Сказку о царе Салтане” (там есть 33 богатыря).

2. Знакомство с музыкальным оформлением спектакля.

Развитие слухового внимания. Слуховое внимание наиболее трудная область развития для дошкольников. Для того чтобы продолжительное время слушать серьезную музыку, необходима определенная подготовка. Дети должны научиться понимать, откуда берутся звуки, различать их по тембру, следить за развитием звука в динамике, определять характер звука и музыки в целом. Этому занятию уделяется большое внимание в подготовительном периоде, описанном выше. Поэтому, к восприятию музыки спектакля, дети приходят уже подготовленными. Поскольку сам по себе спектакль не является точной копией какой-либо сказки, а скорее фантазией на тему, то и музыка в спектакле весьма разнообразна. Звучит классическая музыка – Чайковский, Моцарт, Вивальди, Мусоргский, Римский-Корсаков; современная классика – Прокофьев, Свиридов; эстрадные композиции; народная музыка; детские песенки и детское музицирование.

Музыка может быть фоном, на котором развивается действие, музыка помогает войти в нужное эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия от простейшей игры или сигнала до сюжетного постановочного танца и, конечно же, музыка помогает усилить и ярче представить сказочные персонажи.

Знакомство с музыкой может происходить во время чтения текста сказки. Музыкальные фрагменты могут звучать как фон, могут иллюстрировать описания какого-либо персонажа или действия. Индивидуальные песни разучиваются при работе над образом, танцующие персонажи знакомятся с музыкой при разучивании танца, хоровые или ансамблевые пения при работе над эпизодами. Очень часто знакомство с музыкой и прочтение текста сказки происходит одновременно. Художественное слово и музыка дополняют друг друга, усиливают впечатления от услышанного и побуждают детей взять в руки карандаши или краски и выразить свои впечатления на бумаге. Кто-то сразу же в группе рисует принцессу в сказочном замке, а кто-то дома обдумывает волшебный лес. На следующий день мы имеем собственные иллюстрации, которые еще более активизирует интерес к нашей сказки.

Шаг 3. Работа над персонажами.

1. Начиная работу над персонажами, педагог опирается на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Ребенку предлагается рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж. Поскольку личный опыт еще не велик, педагог корректирует и помогает, подсказывает наиболее яркие особенности персонажа, помогает глубже понять образ. Для этого необходимо побудить ребенка к проявлению воображения, фантазии. Если необходимо представить волшебника, то помогает упражнение “Фантазер”, если надо почувствовать себя феей, то помогает упражнение “Фея сна”, если не сразу получается веселый клоун, то весело двигаться и прыгать поможет упражнение “Петрушка прыгает” или “Два клоуна”. Зачастую бывают очень сложные персонажи, особенные, с которыми дети редко встречаются или впервые слышат. Именно новизна темы и дает большие возможности для развития памяти, воображения, развивает познавательные способности, кругозор. К таким персонажам подбираются, придумываются целые комплексы групповых и индивидуальных упражнений.

Хорошо представив и поняв своего персонажа, озвучивает его. Ребенок знакомится с текстом персонажа и в процессе разучивания и запоминания формируется четкое, выразительное произношение. Ребенок начинает понимать, что, если хорошо представить предмет, о котором идет речь и выразительно сказать – то текст запоминается лучше и быстрее.

Таким образом, работа над персонажем способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, речи.

Взаимодействие с партнерами и участие в спектакле становится все более увлекательным. Хорошо зная и представляя своего героя, умея понятно и выразительно говорить его словами, дети с легкостью справляются с мимическим решением образа.

Дети уже знакомы с музыкой спектакля. Там, где музыка звучит фоном, дети могут импровизировать и создавать движимый образ сами. Каждый герой по своему: музыка “Лес” - как Красная Шапочка пойдет по лесу, а как волк, музыка “Бал” - как танцуют дамы, а как стражники.

Есть музыка для конкретного персонажа. Например, постановка танца, где уже предлагается определенный набор движений. В этом случае музыка усиливает выразительность образа и передает образ в стройной художественной форме.

Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными способами, но более всего музыкальными. Какая же Красная Шапочка без песен? Или какие восточные гости без танца? Как обойдутся стражники без бравой песни и веселого марша? Как Золушка расскажет о своей беде? Конечно же песенкой. Чтобы исполнить все эти особенно интересные музыкальные номера, необходимо развивать музыкальные способности.

Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и исполнять ее.

Шаг 4. Создание сценического пространства.

Для этого необходимо уметь ориентироваться в любом пространстве, уметь определять границы для данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия, знать стороны (лево, право, назад, вперед, по диагонали), определять середину, края.

Игры способствуют развитию ориентировки: “Запомни свое место”, “Запомни свое дерево”, “Ветерок”, “Лес” (деревья и звери), “Иголочка и ниточка”, “Скучно так сидеть”, “Тропинка”, “Декорация”, “Разведчик”.

Развитию ориентировки способствуют различные упражнения на перестроение. Чтобы лучше представить рисунок перестроений детям предлагается зрительный ряд пиктограмм. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам с которыми надо взаимодействовать. В силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление. Возникает необходимость использования предметов (как декораций, так и предметов – заменителей). Взаимодействие с партнерами приводит к составлению мизансцен.

Педагогу остается скорректировать творческий намек детей, не навязывая своего видения, но совместно “обживая” с детьми пространство. Все, что может послужить, для репетиции эпизодов находит свое точное место на площадке (элементы декорации, реквизит). А элементы костюма находят своего исполнителя.

Шаг 5. Формирование актерского состава (распределение ролей)

Дети на протяжении некоторого времени погружались в волшебный мир, сами создавали его, научились смотреть и слушать известные сказки и сказки, придуманные детьми. За это время сформировались детские желания, обозначился круг интересов, выявились пристрастия. Ребята попробовали себя во всех ролях – одушевленных и неодушевленных. Поиграли в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается возможность высказать свое желание и попробовать себя в той или иной роли. По мере исполнения ребенок сам оценивает себя (свои возможности, степень выразительности, умение взаимодействовать с партнерами). Ребенку дается возможность почувствовать насколько ему комфортно в этой роли, его ли это “одежка”. С другой стороны его оценивают товарищи (взаимовыручка, насколько убедительно получается образ, умение работать с партнерами). Коллектив детей высказывает свои пожелания, определяет свои симпатии. Совместный выбор детей определяет исполнителя наиболее подходящей роли.

Ребенку дается возможность попробовать себя в образе одного или нескольких персонажей, тем самым, развивая уверенность в себе, коммуникативность в отношении со сверстниками. Возникает необходимость определить второй состав исполнителей, чтобы каждый мог раскрыть свой творческий потенциал.

Шаг 6. Выступление.

Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в нашей работе. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя. Формируется чувство ответственности за общее дело. Ребенок ощущает радость общения со сверстниками и взрослыми. Взрослым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка.

Шаг 7. Повторные показы.

Получив оценку зрителей и оценив самих себя, исполнители желают рассказать сказку “по новому” - с дополнениями, изменениями, а то и вовсе поменяться ролями. Исполнителями могут стать и терпеливые зрители, которые в силу каких-то причин не участвовали в первом показе. Закрепляя, полученные навыки и умения каждый ребенок индивидуально проявляется, раскрывается через творческую деятельность.

 

Заключение

Музыкальная сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.

Учитывая роль сказки, как носителя нравственных и социальных ценностей и идеалов, особое внимание необходимо уделять содержательному аспекту, характерологическим особенностям героев, диалоговой речи в произведении. Среди основных групп социально-нравственных норм, усваиваемых в дошкольном возрасте, можно назвать: нормы внутрисемейных отношений, нормы поведения, социальные и моральные нормы саморегуляции и организации межличностных отношений, предпочтения в выборе идеала развития, эстетические представления и др. Преподнесенные языком сказки - эти нормы закладывают мировоззренческую и нравственную основу личности.

В работе расписаны вопросы - музыка как средство развития ребенка дошкольного возраста; формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки; методика применения музыкальной сказки в программе О.П. Радыновой «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста»; музыкальные игры-сказки для детей дошкольного возраста; создание музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста.

Цель и задачи курсовой работы достигнуты.

Библиография

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981;

2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;

3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.; «Владос», 2000г.

4. Коренева Т.Ф. «В мире музыкальной драматургии». М. «Владос».

5. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.: Просвещение, 1985;

6. Методика музыкального воспитания в детском саду/под. ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;

7. Макеева И.П., Чуракова М.Д., Хорева Л.А. Воспитание сказкой. Программа занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Психолого-медико-социальный центр «Феникс» // Сборник практических материалов.- М.: «Планета 2000».

8. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». М. «Владос».1999.

9.  Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Академия», 1996;

10.  Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). М. «Виоланта».1998.

11.  Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». М. «Гном- Пресс».1999.

12.  Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников/под. ред. О.П. Радыновой – М.: Просвещение: Владос, 1994;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: