Социологической теории М. Вебера

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социологии и политологии

 


Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры политической теории ЮФУ

Протокол №_____

«____»____________________200 г.

Зав. кафедрой __________________________

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

(зам. декана по учебной работе)

____________________________

____________________________

«_____»________________200 г.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ М.ВЕБЕРА»

Вузовского компонента цикла ДС

По специальности 020200 ПОЛИТОЛОГИЯ

Составитель:кандидат политических наук,

Доцент кафедры политической теории                    ____________ /Константинов М.С./                

 

Ростов-на-Дону

2009



Аннотация

Курс состоит из 7 тем, отражающих структуру политической социологии М.Вебера:

- Политическое мировоззрение и деятельность М.Вебера;

- Исходные принципы социологической теории М.Вебера;

- Социальное действие и проблема рациональности;

- Политические аспекты социологии религии;

- Социология государства;

- Социология господства и права;

- Анализ М.Вебером революции в России.

Для закрепления и углубления знаний, а также приобретения практических навыков публичных выступлений используются семинары. Вопросы для обсуждения приводятся в каждой теме.

Курс изучается в течение VI семестра (см. план) и завершается зачетом (см. вопросы к зачету).

Цели и задачи учебной дисциплины

 

Цели учебной дисциплины. Основной целью курса является познакомить студентов с наследием виднейшего представителя мировой социально-политической мысли М.Вебера, творчески использовать это наследие при анализе политических процессов в современной России.

 

Студент должен:

- понимать влияние политического мировоззрения и деятельности М.Вебера на его теоретические построения;

- знать основные понятия политической социологии М.Вебера и уметь оперировать ими;

- понимать логику структуры политической социологии М.Вебера;

- понимать значение М.Вебера в контексте философских дискуссий о натурализме и интуитивизме в гуманитарных науках;

- знать «понимающую методологию» М.Вебера;

- понимать проблемы рациональности социального действия;

- знать типы социального поведения, эксплицированные М.Вебером;

- знать концепцию легитимного порядка и типы господства;

- уметь охарактеризовать политические аспекты социологии религии М.Вебера;

- знать социологические характеристики и типологию государств М.Вебера;

- знать концепции бюрократии и плебисцитарной вождистской демократии М.Вебера;

- уметь применять концепцию бюрократии М.Вебера при анализе российской действительности;

- знать достоинства и недостатки концепции бюрократии М.Вебера;

- уметь охарактеризовать специфику социологического подхода М.Вебера к правовым явлениям и знать веберовскую типологию права;

- уметь анализировать историю революции в России в нач. XX в. в контексте веберовской теории.

 

Задачи учебной дисциплины:

- в теоретическом плане – способствовать активизации познавательной деятельности и гражданской ответственности студентов, компетентной ориентации в сложных, противоречивых политических процессах, формированию политического сознания и научного мировоззрения, адекватного современному восприятию политической действительности;

- в практическом плане – оказать помощь в овладении многообразными способами познавательной деятельности, использовании полученных знаний в профессиональной и повседневной жизни.

1) Освоение курса предполагает изучение результатов отечественных и зарубежных исследований политической социологии М.Вебера. Особое значение в этой связи имеет изучение и осмысление новой научной и учебной литературы, периодической печати.

2) Логика программы и тематического плана курса ориентирует на всестороннее и систематическое изучение политической социологии М.Вебера.

3) В ходе изучения курса студенты должны освоить понятийно-категориальный аппарат дисциплины, знать историко-политический и историко-теоретический контекст формирования взглядов М.Вебера, современные интерпретации его наследия.

4) В ходе учебного процесса студенты должны научиться искусству вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою позицию.

 

Дневное отделение:

 

№ п.п. Наименование темы Всего часов

Аудиторные занятия (час), в том числе:

Самостоятельная работа
      лекции семинары консультации зачёт  
1 Политическое мировоззрение и деятельность М.Вебера 8 2 2     4
2 Исходные принципы социологической теории М.Вебера 8 2 2     4
3 Социальное действие и проблема рациональности 8 2 2     4
4 Политические аспекты социологии религии 8 2 2     4
5 Социология государства 16 4 4     8
6 Социология господства и права 8 2 2     4
7 Анализ М.Вебером революции в России 8 2 2     4
  Итого: 71 16 16 2 5 32

 

Заочное отделение:

 

№ п.п. Наименование темы Всего часов

Аудиторные занятия (час), в том числе:

Самостоятельная работа
      лекции семинары консультации зачёт  
1 Политическое мировоззрение и деятельность М.Вебера 5 1 0     4
2 Исходные принципы социологической теории М.Вебера 6 2 0     4
3 Социальное действие и проблема рациональности 5 1 0     4
4 Политические аспекты социологии религии 5 1 0     4
5 Социология государства 10 2 0     8
6 Социология господства и права 5 1 0     4
7 Анализ М.Вебером революции в России 6 2 0     4
  Итого: 47 10 0 0 5 32

 

Содержание дисциплины:

 

Тема № 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.ВЕБЕРА

 

Формирование политического мировоззрения (1876—1895). Академическая карьера и политическая деятельность до первой мировой войны (1896-1914). Наука и политика в период крушения монархии и создания Веймарской буржуазной республики (1914—1920).

Социально-исторические истоки методологии М.Вебера. Категориальный аппарат или мировоззрение? Общество и культура, индивид и труд; классы, сословия и констелляция интересов; вожди-идеологи и народный традиционализм.

 

 

Темы для семинарского занятия

1. Наука и политика как призвание и профессия М.Вебера.

2. Влияние мировоззрения на политическую социологию М.Вебера.

Тема № 2. ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ М.ВЕБЕРА

 

Критика интуитивизма и натурализма в гуманитарных науках как интеллектуальный фон формирования философско-теоретических взглядов М.Вебера. Принцип «отнесения к ценности» и «свободы от оценки».

Концепция идеальных типов: идеальный тип как логическая конструкция. Проблема понимания и содержательная интерпретация идеального типа. Идеальный тип и теория факторов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: