УТВЕРЖДАЮ
Директор Института журналистики
________________ _____________
(подпись) (И.О.Фамилия)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-______/баз.
Теория журналистики
Учебная программа
Для специальности 1-23 01 08 01 – Журналистика (печатные СМИ)
2011 г.
Составители: Нина Тихоновна Фрольцова – профессор кафедры теории и методологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, доктор филологических наук, профессор
Рецензенты:
Слука Олег Георгиевич – профессор кафедры истории журналистики и литературы Института журналистики Белорусского государственного университета, доктор исторических наук, профессор;
Александр Константинович Свороб – доцент кафедры периодической печати Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой теории и методологии журналистики
(протокол № ___ от ____________);
Научно-методической комиссией Института журналистики БГУ ___________________________
(протокол № ___ от ____________)
Ответственный за редакцию: Дубовик С. В.. кандидат филологических наук доцент
Ответственный за выпуск: Фрольцова Н. Т., доктор филологических наук, профессор
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная журналистика представляет собой сложный и многоаспектный вид социально-творческой деятельности. Журналисту как творческой личности и, шире, общественному субъекту приходится иметь дело с различными сторонами жизни общества и человека, что, собственно, и служит исходным материалом для создания тех или иных произведений. Однако при огромном многообразии явлений, событий, фактов реальности и в этой связи их гипотетически неограниченном выборе журналистика не может выйти за рамки трех фундаментальных принципов. Первый состоит в том, что журналист лишен возможности писать о том, чего нет на самом деле. Содержание его творчества носит достоверный, документированный и избирательный характер. По этой причине возникает второй принцип, согласно которому конечный продукт журналистского творчества приобретает в обществе особую ценность по сравнению с результатами других видов творческой деятельности. Эта ценность обусловлена постоянной потребностью общества регулярно восполнять не воображаемое, а достоверное знание о самом себе с помощью журналистских произведений. Единицей измерения нового знания в этом случае выступает такая категория, как общественно значимая и доступная восприятию всех членов социума информация, что является третьим принципом журналистики, определяет ее роль, функции и динамику развития во времени и пространстве социальной жизнедеятельности. Поэтому журналистику (от лат. diurna–ежедневный и производного от него фр.jour—день) часто называют публицистикой (от лат. publicus—общественный).
Производство, распространение, циркуляция и потребление общественно значимой информации в современных условиях осуществляется на высоком индустриальном уровне с применением все более совершенных технических средств и соответствующих наукоемких технологий. За счет этого в сфере массовой информации не только происходят технологические и организационные преобразования, но возникают новые СМИ, расширяется их взаимопроникновение и взаимодействие с другими системами общества, а в целом меняется и сама журналистика, не изменяясь, однако, в своей фундаментальной сущности. Все это в комплексе подчеркивает необходимость приобретения студентами определенного минимума теоретических знаний, актуальных для развития журналистики и интегрированных в настоящем курсе.
Исходя из этого, цели курса состоят в следующем:
-формирование у студентов концептуальных представлений о сущностных принципах журналистики, ее общности с другими видами деятельности и отличии от них;
-освоение закономерной взаимозависимости качества журналистской практики и научного осмысления ее результатов в коллективной профессиональной среде и обществе в целом;
-обучение студентов приемам самонаблюдения и развития творческих способностей, методике определения в этом связи общественной значимости деятельности журналиста в сочетании с интересами СМИ и жизненной программой творческой личности.
Для достижения указанных целей в ходе преподавания курса решаются такие задачи:
-дать представление об основных научных подходах к изучению журналистики в комплексе социально-гуманитарных наук и показать роль теории журналистики как развивающейся дисциплины;
-охарактеризовать использование научной методологии в практике современной журналистики и раскрыть единство творческой деятельности журналиста через особенности ее проявления в различных СМИ;
-научить студентов основам методики самоанализа творчества, совершенствованию индивидуальных способностей и инновационной организации профессиональной деятельности в соответствии с требованиями современных СМИ.
По окончании изучения курса студенты должны
знать:
-истоки и основные этапы формирования комплекса социально-гуманитарных наук, связанных с изучением журналистики и выделением ее в самостоятельный объект научных исследований;
-основные методологические вопросы, решаемые в рамках развивающейся теории журналистики и направленные на осмысление сущностной целостности журналистики как социально-творческой деятельности;
-основные методические приемы и рекомендации, использование которых способствует приобретению и совершенствованию профессионального журналистского мастерства;
уметь:
-систематизировать основные направления социально-гуманитарных наук, связанных с изучением журналистики, и использовать системные принципы при определении личностных мотиваций в выборе и реализации профессиональной жизненной программы;
-применять инновационные методические приемы и рекомендации для повышения эффективности творческой деятельности, связывать теорию журналистики с необходимостью обновления личностной практики;
-самостоятельно работать со специальной литературой на различных носителях, проявлять готовность к осмыслению и анализу доминирующих тенденций в медиасфере и использовать передовой медиаопыт в СМИ Республики Беларусь.
Программа курса рассчитана на 70 учебных часов лекций, 104 учебных часа практических занятий, 22 учебных часа контролируемой самостоятельной работы. Дисциплина изучается студентами 1-го, 2-го и 3-го курсов факультета журналистики. Формами контроля знаний являются зачеты во 2-м, 3-м и 4-м семестрах, экзамен в 5-м семестре, а также рефераты и выпуски учебных газет, которые студенты выполняют в процессе изучения учебного материала.
Программа разработана в соответствии с утвержденным образовательным стандартом по специальности «Журналистика».
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела, темы | Количество аудиторных часов | ||
всего | в том числе | |||
Лек ции | Практические занятия | |||
1 | Предмет, цели и задачи курса “Теория журналистики”. Причины, условия и этапы формирования научных подходов к осмыслению журналистики как специфического феномена творческой деятельности. Истоки и эволюция публицистического словесного творчества в исторической ретроспекции. Современная наука о прототипах феномена журналистики в ораторском искусстве и риторике античного периода. | 4 | 4 | 0 |
2 | Устные и письменные виды публицистической речи как предшественники профессиональной журналистики. Сходство и отличие журналистики от исторически сложившихся видов и форм литературно-художественного творчества. Документальная природа журналистики как генерирующее атрибутивное свойство творческой деятельности в сфере СМИ. | 6 | 2 | 4 |
3 | Средства массовой информации и журналистика. Причины возникновения, формирования и развития средств массовой информации. Сущность понятия массовой информации. Принцип системности в типологии СМИ. СМИ как развитый социальный институт и его сопоставление с другими институтами общества. | 8 | 4 | 4 |
4 | Обусловленность формирования социального института СМИ индустриальным и постиндустриальным типами цивилизации. Журналистика как общественно значимая творческая деятельность в сфере средств массовой информации. Сходство и различие понятий “средства массовой информации”, “средства массовой коммуникации”, “журналистика”. Аналитический обзор современной научной и учебно-методической литературы по журналистике. | 10 | 4 | 6 |
5 | Научное и практическое содержание понятия массовой информации. Характеристика основных подходов к понятию массовой информации. Атрибутивный и функциональный подходы к пониманию массовой информации в современной научной и учебно-методической литературе. Информация как общенаучная категория. Понимание информации в естественных и социально-гуманитарных науках. Массовая информация как основная форма социальной информации. | 10 | 4 | 6 |
6 | Система производства массовой информации. Особенности развития материально-технических средств производства массовой информации. Формирование инфраструктуры и технологий производства массовой информации. Взаимосвязь освоения материально-технических средств производства массовой информации с возрастающими потребностями общества в социальной информации различного назначения. Сравнительная характеристика основных этапов развития материально-технических средств производства массовой информации в современном мире. | 10 | 4 | 6 |
7 | Каналы распространения, тиражирования и сохранения массовой информации. Возникновение и развитие теории коммуникации во второй половине ХХ века. Основные направления развития научной мысли в понимании взаимосвязи коммуникации и информации. Осмысление общественно-исторического процесса применительно к совершенствованию способов, форм и видов коммуникации. Первичные и вторичные каналы коммуникации. Идентификация средств массовой информации с известными современной науке каналами коммуникации. Аналитический обзор основных работ западных и русскоязычных ученых по вопросам коммуникации и информации. | 10 | 4 | 6 |
8 | Научно-понятийный аппарат науки о коммуникации и информации и его использование в теории журналистики. Характеристика основных понятий и категорий. Представление об «информационном пространстве», «медиасфере», «виртуальном пространстве», «гиперреальности» и других новейших терминах и категориях. Научное и обыденное толкование новейших обозначений. Осмысление опыта развития журналистики и средств производства массовой информации за рубежом и в русскоязычной научной и учебно-методической литературе. | 8 | 4 | 4 |
9. | Информационное пространство Республики Беларусь. Национальные средства массовой информации в глобальном информационном пространстве. Национальная журналистика и производство массовой информации в современных условиях. Традиции и новаторство в белорусской журналистике. Особенности развития и совершенствования профессиональной деятельности белорусских журналистов. Центры подготовки журналистов в Республике Беларусь. Центры научного исследования производства и потребления массовой информации в Республике Беларусь. | 6 | 2 | 4 |
10. | Теоретические основания журналистской деятельности. Основные концепции журналистики в современном мире. Теория социальной ответственности, теория социально-ролевой деятельности, теория либеральной журналистики, структурно-функциональная теория журналистики. Сравнительная характеристика особенностей развития научных принципов исследования журналистики. Междисциплинарный характер изучения СМИ, СМК, журналистики. Практическая ценность научных исследований. | 8 | 4 | 4 |
11. | Журналистика как форма познания действительности. Субъект и объект познания в журналистике. Понятие о субъекте и объекте в философии, в прагматике, социологии. Особенности субъектно-объектных отношений в журналистике. Концепции субъектно-объектных отношений в теории коммуникации и информации. Формирование современного понимания субъектно-объектных отношений в журналистике. Характеристика основных тенденций практического освоения субъект-субъектных отношений средствами массовой информации. | 6 | 2 | 4 |
12. | Индивидуальное,массовое, общественное сознание. Формы воздействия массовой информации на указанные формы сознания. Сознание человека как важнейший объект журналистики. Средства массовой информации в процессе формирования общественного сознания. Информационная безопасность и этические нормы в журналистике. Приемы и способы манипуляции сознанием с помощью СМИ. Механизмы правовой регуляции деятельности СМИ. Основные принципы информационной безопасности и законодательные документы о деятельности СМИ в Республике Беларусь. | 6 | 2 | 4 |
13. | Взаимодействие журналистики с родственными видами общественно значимой деятельности. Средства массовой информации и рекламная коммуникация. Средства массовой информации и PR-деятельность. Сходство и отличие между данными видами социальной деятельности. Рекламная и PR-информация как виды социальной информации. Отличие массовой информации от указанных видов. Принцип соблюдения профессиональных ограничений при взаимодействии СМИ с рекламой и PR. Основная характеристика рекламных и PR-организаций в Республике Беларусь. Рекламные и PR-кампании и их освещение в СМИ. | 6 | 2 | 4 |
14. | Журналистика и публицистика. Общественно-исторические особенности развития публицистики. Концепция публицистики в теории советской журналистики. Традиции публицистики в литературе и риторике эпохи Просвещения. Публицистика и политическое предназначение средств массовой информации. Средства массовой информации как политический институт. Специфика политической пропаганды и политической коммуникации. Политика и освещение политической тематики в СМИ. Воздействие СМИ на политические процессы. Роль и задачи политической журналистики. | 6 | 2 | 4 |
15. | Журналистика и культура. Новые подходы к определению понятия «культура». Влияние средств массовой информации на структуру культуры ХХ века. Изменение подходов к пониманию массовой культуры. Характеристика основных концепций изучения и анализа культуры в науке ХХ века. Журналистика и инструменты генерирования культуры. Средства массовой информации и их роль в культуротворчестве. Типология культуротворчества и медиасфера. Журналистика, культура и искусство в современном мире. | 8 | 4 | 4 |
16. | Функции журналистики и методы творческой деятельности журналиста. Характеристика понятия функции как мотивированного действия, вызывающего ответную реакцию. Системный принцип в определении функциональности журналистики в рамках ее сравнения с такими формами познания и отражения реальности, как философия, искусство, наука, повседневный опыт жизни людей. Функции журналистики как оперативной, актуальной формы познавательной (когнитивной) деятельности. | 6 | 2 | 4 |
17. | Влияние функциональности журналистики на методы творческой деятельности. Характеристика метода как способа познания явлений, фактов, событий реальности и метода как способа изложения на этой основе общественно значимой информации, определяющей новизну и суть журналистского произведения. Особенности функционирования общенаучных методов (эксперимента, наблюдения, анализа, моделирования, прогнозирования, сравнения, аналогии, обобщения, индукции и дедукции) и развитие профессиональных методик (технологий) в журналистике. | 6 | 2 | 4 |
18. | Междисциплинарное взаимодействие журналистики с социологией, политологией, литературоведением, языкознанием, искусствоведением и другими смежными областями познания и практической деятельности. Двухуровневый характер использования методов социально-гуманитарных наук. Практический уровень овладения смежной методологией и ее роль в профессиональной специализации и творческой карьере журналиста. Теоретический уровень взаимодействия журналистики со смежными науками и его значение для разработки современных подходов к эффективной организации творческой деятельности и функционированию СМИ. | 6 | 2 | 4 |
19. | Особенности развития современной теории журналистики, основанной на обобщении апробированных в мировой практике концепций журналистского творчества. Характеристика основных научных школ теоретического осмысления журналистики, изучение их влияния на белорусскую теоретико-методологическую школу журналистики. | 6 | 2 | 4 |
20. | Основные проблемы и перспективы теоретического осмысления журналистики на современном этапе. Дискуссии о составных частях и элементах науки о журналистике в работах белорусских, российских и зарубежных ученых. Историческое выделение филологического направления в качестве доминирующего в белорусской исследовательской школе и трактующего журналистику как деятельность по созданию текстов, распространяемых системой СМИ. Специфика теоретического обоснования журналистики в российской, французской, немецкой, американской научных школах. | 8 | 4 | 4 |
21. | Изменение научного осмысления журналистики в связи с изменением структуры СМИ, их конвергенцией и новыми задачами журналистики в глобальном мире XXI века. Перспективы развития белорусской журналистики как эффективной общественно-творческой деятельности в новых условиях. Информационная политика белорусского государства и идеологические задачи журналистики. | 6 | 2 | 4 |
22. | Типология журналистики в современной системе СМИ. Содержательно-тематическая характеристика видов творческой специализации журналиста.Влияние фактора обратной связи на дифференциацию аудитории СМИ и в этом контексте выделения адресных, или целевых групп по определенным интересам. | 6 | 2 | 4 |
23. | Воздействие фактора обратной связи на формирование наиболее устоявшихся содержательно-тематических видов специализированной журналистики: детской, молодежной, женской, спортивной, деловой, политической, парламентской, развлекательной. Компетенция журналиста и условия ее востребованности в современных СМИ. Совмещение границ компетентности и универсальности как индикатор профессионализма в журналистике. Методика моделирования в определении необходимых профессиональных качеств журналиста в условиях содержательно-тематической специализации современных СМИ. | 6 | 2 | 4 |
24. | Методики развития и совершенствования журналистского мастерства. Современная медиасфера и ее особенности в процессе обучения мастерству журналиста и воспроизводства принятых образцов. Положительное значение принятых образцов и необходимость их критической оценки. Инновация и подражание в контексте современной науки. Творческая индивидуальность—часть от целого и целое от части. Методика структурирования мотивации, целеполагания и путей достижения ожидаемого результата. Приемы создания журналистских произведений. | 6 | 2 | 4 |
25. | Методика оценки качества журналистских произведений. Социологические приемы измерения эффективности: тиражность, рейтинг популярности, контент-анализ, устное интервьюирование, телефонный опрос, письменное анкетирование, голосование с применением web - и sms технологий. Использование фокус- и экспертных групп. Инновационные техники в системе измерения. | 6 | 2 | 4 |
Всего | 174 | 70 | 104 |