Пояснительная записка

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института журналистики

________________ _____________

  (подпись)    (И.О.Фамилия)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-______/баз.

Теория журналистики

Учебная программа

Для специальности 1-23 01 08 01 – Журналистика (печатные СМИ)

   
   

 

 

2011 г.


 

Составители: Нина Тихоновна Фрольцова – профессор кафедры теории и методологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, доктор филологических наук, профессор

 

 

Рецензенты:

Слука Олег Георгиевич – профессор кафедры истории журналистики и литературы Института журналистики Белорусского государственного университета, доктор исторических наук, профессор;

 

Александр Константинович Свороб – доцент кафедры периодической печати Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент.

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой теории и методологии журналистики

                        (протокол № ___ от ____________);

 

Научно-методической комиссией Института журналистики БГУ ___________________________                             

(протокол № ___ от ____________)

 

 

Ответственный за редакцию: Дубовик С. В.. кандидат филологических наук доцент

 

Ответственный за выпуск:  Фрольцова Н. Т., доктор филологических наук, профессор


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная журналистика представляет собой сложный и многоаспектный вид социально-творческой деятельности. Журналисту как творческой личности и, шире, общественному субъекту приходится иметь дело с различными сторонами жизни общества и человека, что, собственно, и служит исходным материалом для создания тех или иных произведений. Однако при огромном многообразии явлений, событий, фактов реальности и в этой связи их гипотетически неограниченном выборе журналистика не может выйти за рамки трех фундаментальных принципов. Первый состоит в том, что журналист лишен возможности писать о том, чего нет на самом деле. Содержание его творчества носит достоверный, документированный и избирательный характер. По этой причине возникает второй принцип, согласно которому конечный продукт журналистского творчества приобретает в обществе особую ценность по сравнению с результатами других видов творческой деятельности. Эта ценность обусловлена постоянной потребностью общества регулярно восполнять не воображаемое, а достоверное знание о самом себе с помощью журналистских произведений. Единицей измерения нового знания в этом случае выступает такая категория, как общественно значимая и доступная восприятию всех членов социума информация, что является третьим принципом журналистики, определяет ее роль, функции и динамику развития во времени и пространстве социальной жизнедеятельности. Поэтому журналистику (от лат. diurna–ежедневный и производного от него фр.jour—день) часто называют публицистикой (от лат. publicus—общественный).

Производство, распространение, циркуляция и потребление общественно значимой информации в современных условиях осуществляется на высоком индустриальном уровне с применением все более совершенных технических средств и соответствующих наукоемких технологий. За счет этого в сфере массовой информации не только происходят технологические и организационные преобразования, но возникают новые СМИ, расширяется их взаимопроникновение и взаимодействие с другими системами общества, а в целом меняется и сама журналистика, не изменяясь, однако, в своей фундаментальной сущности. Все это в комплексе подчеркивает необходимость приобретения студентами определенного минимума теоретических знаний, актуальных для развития журналистики и интегрированных в настоящем курсе.

 

Исходя из этого, цели курса состоят в следующем:

    -формирование у студентов концептуальных представлений о сущностных принципах журналистики, ее общности с другими видами деятельности и отличии от них;

    -освоение закономерной взаимозависимости качества журналистской практики и научного осмысления ее результатов в коллективной профессиональной среде и обществе в целом;

    -обучение студентов приемам самонаблюдения и развития творческих способностей, методике определения в этом связи общественной значимости деятельности журналиста в сочетании с интересами СМИ и жизненной программой творческой личности.

Для достижения указанных целей в ходе преподавания курса решаются такие задачи:

     -дать представление об основных научных подходах к изучению журналистики в комплексе социально-гуманитарных наук и показать роль теории журналистики как развивающейся дисциплины;

     -охарактеризовать использование научной методологии в практике современной журналистики и раскрыть единство творческой деятельности журналиста через особенности ее проявления в различных СМИ;

-научить студентов основам методики самоанализа творчества, совершенствованию индивидуальных способностей и инновационной организации профессиональной деятельности в соответствии с требованиями современных СМИ.

По окончании изучения курса студенты должны

знать:

-истоки и основные этапы формирования комплекса социально-гуманитарных наук, связанных с изучением журналистики и выделением ее в самостоятельный объект научных исследований;

    -основные методологические вопросы, решаемые в рамках развивающейся теории журналистики и направленные на осмысление сущностной целостности журналистики как социально-творческой деятельности;

     -основные методические приемы и рекомендации, использование которых способствует приобретению и совершенствованию профессионального журналистского мастерства;

   уметь:

-систематизировать основные направления социально-гуманитарных наук, связанных с изучением журналистики, и использовать системные принципы при определении личностных мотиваций в выборе и реализации профессиональной жизненной программы;

-применять инновационные методические приемы и рекомендации для повышения эффективности творческой деятельности, связывать теорию журналистики с необходимостью обновления личностной практики;

-самостоятельно работать со специальной литературой на различных носителях, проявлять готовность к осмыслению и анализу доминирующих тенденций в медиасфере и использовать передовой медиаопыт в СМИ Республики Беларусь.

Программа курса рассчитана на 70 учебных часов лекций, 104 учебных часа практических занятий, 22 учебных часа контролируемой самостоятельной работы. Дисциплина изучается студентами 1-го, 2-го и 3-го курсов факультета журналистики. Формами контроля знаний являются зачеты во 2-м, 3-м и 4-м семестрах, экзамен в 5-м семестре, а также рефераты и выпуски учебных газет, которые студенты выполняют в процессе изучения учебного материала.

Программа разработана в соответствии с утвержденным образовательным стандартом по специальности «Журналистика».

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов

всего

в том числе

Лек ции Практические занятия
1 Предмет, цели и задачи курса “Теория журналистики”. Причины, условия и этапы формирования научных подходов к осмыслению журналистики как специфического феномена творческой деятельности. Истоки и эволюция публицистического словесного творчества в исторической ретроспекции. Современная наука о прототипах феномена журналистики в ораторском искусстве и риторике античного периода. 4 4 0
2 Устные и письменные виды публицистической речи как предшественники профессиональной журналистики. Сходство и отличие журналистики от исторически сложившихся видов и форм литературно-художественного творчества. Документальная природа журналистики как генерирующее атрибутивное свойство творческой деятельности в сфере СМИ. 6 2 4
3 Средства массовой информации и журналистика. Причины возникновения, формирования и развития средств массовой информации. Сущность понятия массовой информации. Принцип системности в типологии СМИ. СМИ как развитый социальный институт и его сопоставление с другими институтами общества. 8 4 4
4 Обусловленность формирования социального института СМИ индустриальным и постиндустриальным типами цивилизации. Журналистика как общественно значимая творческая деятельность в сфере средств массовой информации. Сходство и различие понятий “средства массовой информации”, “средства массовой коммуникации”, “журналистика”. Аналитический обзор современной научной и учебно-методической литературы по журналистике. 10 4 6
5 Научное и практическое содержание понятия массовой информации. Характеристика основных подходов к понятию массовой информации. Атрибутивный и функциональный подходы к пониманию массовой информации в современной научной и учебно-методической литературе. Информация как общенаучная категория. Понимание информации в естественных и социально-гуманитарных науках. Массовая информация как основная форма социальной информации. 10 4 6
6 Система производства массовой информации. Особенности развития материально-технических средств производства массовой информации. Формирование инфраструктуры и технологий производства массовой информации. Взаимосвязь освоения материально-технических средств производства массовой информации с возрастающими потребностями общества в социальной информации различного назначения. Сравнительная характеристика основных этапов развития материально-технических средств производства массовой информации в современном мире. 10 4 6
7 Каналы распространения, тиражирования и сохранения массовой информации. Возникновение и развитие теории коммуникации во второй половине ХХ века. Основные направления развития научной мысли в понимании взаимосвязи коммуникации и информации. Осмысление общественно-исторического процесса применительно к совершенствованию способов, форм и видов коммуникации. Первичные и вторичные каналы коммуникации. Идентификация средств массовой информации с известными современной науке каналами коммуникации. Аналитический обзор основных работ западных и русскоязычных ученых по вопросам коммуникации и информации. 10 4       6
8 Научно-понятийный аппарат науки о коммуникации и информации и его использование в теории журналистики. Характеристика основных понятий и категорий. Представление об «информационном пространстве», «медиасфере», «виртуальном пространстве», «гиперреальности» и других новейших терминах и категориях. Научное и обыденное толкование новейших обозначений. Осмысление опыта развития журналистики и средств производства массовой информации за рубежом и в русскоязычной научной и учебно-методической литературе. 8 4 4
9. Информационное пространство Республики Беларусь. Национальные средства массовой информации в глобальном информационном пространстве. Национальная журналистика и производство массовой информации в современных условиях. Традиции и новаторство в белорусской журналистике. Особенности развития и совершенствования профессиональной деятельности белорусских журналистов. Центры подготовки журналистов в Республике Беларусь. Центры научного исследования производства и потребления массовой информации в Республике Беларусь.        6 2 4
10. Теоретические основания журналистской деятельности. Основные концепции журналистики в современном мире. Теория социальной ответственности, теория социально-ролевой деятельности, теория либеральной журналистики, структурно-функциональная теория журналистики. Сравнительная характеристика особенностей развития научных принципов исследования журналистики. Междисциплинарный характер изучения СМИ, СМК, журналистики. Практическая ценность научных исследований.     8 4 4
11. Журналистика как форма познания действительности. Субъект и объект познания в журналистике. Понятие о субъекте и объекте в философии, в прагматике, социологии. Особенности субъектно-объектных отношений в журналистике. Концепции субъектно-объектных отношений в теории коммуникации и информации. Формирование современного понимания субъектно-объектных отношений в журналистике. Характеристика основных тенденций практического освоения субъект-субъектных отношений средствами массовой информации.    6 2 4
12. Индивидуальное,массовое, общественное сознание. Формы воздействия массовой информации на указанные формы сознания. Сознание человека как важнейший объект журналистики. Средства массовой информации в процессе формирования общественного сознания. Информационная безопасность и этические нормы в журналистике. Приемы и способы манипуляции сознанием с помощью СМИ. Механизмы правовой регуляции деятельности СМИ. Основные принципы информационной безопасности и законодательные документы о деятельности СМИ в Республике Беларусь.    6 2 4
13. Взаимодействие журналистики с родственными видами общественно значимой деятельности. Средства массовой информации и рекламная коммуникация. Средства массовой информации и PR-деятельность. Сходство и отличие между данными видами социальной деятельности. Рекламная и PR-информация как виды социальной информации. Отличие массовой информации от указанных видов. Принцип соблюдения профессиональных ограничений при взаимодействии СМИ с рекламой и PR. Основная характеристика рекламных и PR-организаций в Республике Беларусь. Рекламные и PR-кампании и их освещение в СМИ.     6 2 4
14. Журналистика и публицистика. Общественно-исторические особенности развития публицистики. Концепция публицистики в теории советской журналистики. Традиции публицистики в литературе и риторике эпохи Просвещения. Публицистика и политическое предназначение средств массовой информации. Средства массовой информации как политический институт. Специфика политической пропаганды и политической коммуникации. Политика и освещение политической тематики в СМИ. Воздействие СМИ на политические процессы. Роль и задачи политической журналистики.    6 2 4
15. Журналистика и культура. Новые подходы к определению понятия «культура». Влияние средств массовой информации на структуру культуры ХХ века. Изменение подходов к пониманию массовой культуры. Характеристика основных концепций изучения и анализа культуры в науке ХХ века. Журналистика и инструменты генерирования культуры. Средства массовой информации и их роль в культуротворчестве. Типология культуротворчества и медиасфера. Журналистика, культура и искусство в современном мире.    8 4 4
16. Функции журналистики и методы творческой деятельности журналиста. Характеристика понятия функции как мотивированного действия, вызывающего ответную реакцию. Системный принцип в определении функциональности журналистики в рамках ее сравнения с такими формами познания и отражения реальности, как философия, искусство, наука, повседневный опыт жизни людей. Функции журналистики как оперативной, актуальной формы познавательной (когнитивной) деятельности.    6 2 4
17. Влияние функциональности журналистики на методы творческой деятельности. Характеристика метода как способа познания явлений, фактов, событий реальности и метода как способа изложения на этой основе общественно значимой информации, определяющей новизну и суть журналистского произведения. Особенности функционирования общенаучных методов (эксперимента, наблюдения, анализа, моделирования, прогнозирования, сравнения, аналогии, обобщения, индукции и дедукции) и развитие профессиональных методик (технологий) в журналистике.    6 2 4
18. Междисциплинарное взаимодействие журналистики с социологией, политологией, литературоведением, языкознанием, искусствоведением и другими смежными областями познания и практической деятельности. Двухуровневый характер использования методов социально-гуманитарных наук. Практический уровень овладения смежной методологией и ее роль в профессиональной специализации и творческой карьере журналиста. Теоретический уровень взаимодействия журналистики со смежными науками и его значение для разработки современных подходов к эффективной организации творческой деятельности и функционированию СМИ.    6 2 4
19. Особенности развития современной теории журналистики, основанной на обобщении апробированных в мировой практике концепций журналистского творчества. Характеристика основных научных школ теоретического осмысления журналистики, изучение их влияния на белорусскую теоретико-методологическую школу журналистики.     6 2 4
20. Основные проблемы и перспективы теоретического осмысления журналистики на современном этапе. Дискуссии о составных частях и элементах науки о журналистике в работах белорусских, российских и зарубежных ученых. Историческое выделение филологического направления в качестве доминирующего в белорусской исследовательской школе и трактующего журналистику как деятельность по созданию текстов, распространяемых системой СМИ. Специфика теоретического обоснования журналистики в российской, французской, немецкой, американской научных школах.     8 4 4
21. Изменение научного осмысления журналистики в связи с изменением структуры СМИ, их конвергенцией и новыми задачами журналистики в глобальном мире XXI века. Перспективы развития белорусской журналистики как эффективной общественно-творческой деятельности в новых условиях. Информационная политика белорусского государства и идеологические задачи журналистики.     6 2 4
22. Типология журналистики в современной системе СМИ. Содержательно-тематическая характеристика видов творческой специализации журналиста.Влияние фактора обратной связи на дифференциацию аудитории СМИ и в этом контексте выделения адресных, или целевых групп по определенным интересам.     6 2 4
23. Воздействие фактора обратной связи на формирование наиболее устоявшихся содержательно-тематических видов специализированной журналистики: детской, молодежной, женской, спортивной, деловой, политической, парламентской, развлекательной. Компетенция журналиста и условия ее востребованности в современных СМИ. Совмещение границ компетентности и универсальности как индикатор профессионализма в журналистике. Методика моделирования в определении необходимых профессиональных качеств журналиста в условиях содержательно-тематической специализации современных СМИ.     6 2 4
24. Методики развития и совершенствования журналистского мастерства. Современная медиасфера и ее особенности в процессе обучения мастерству журналиста и воспроизводства принятых образцов. Положительное значение принятых образцов и необходимость их критической оценки. Инновация и подражание в контексте современной науки. Творческая индивидуальность—часть от целого и целое от части. Методика структурирования мотивации, целеполагания и путей достижения ожидаемого результата. Приемы создания журналистских произведений.     6 2 4
25. Методика оценки качества журналистских произведений. Социологические приемы измерения эффективности: тиражность, рейтинг популярности, контент-анализ, устное интервьюирование, телефонный опрос, письменное анкетирование, голосование с применением web - и sms технологий. Использование фокус- и экспертных групп. Инновационные техники в системе измерения.     6 2 4
  Всего   174 70 104

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: