Вопрос: Принципы семейного психологического

                       консультирования.

Принципы это методологическая основа организации семейного консультирования. Определенные законы, правила.

o 1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно во время приема.

o Ориентация на потребности, и ценности, которые он принимает. Но не на те, которые приняты в обществе

o Запрет давать советы. Каким бы не был опыт психолога, дать гарантированный совет другому НЕЛЬЗЯ! Любые неудачи будут приписаны консультанту)

o Анонимность. Любая информация не разглашается (исключение составляют случаи оговоренные законом)

o Разграничение личных и профессиональных отношений.

o Включенность.  Включение клиента в процесс консультирования. Все о чем ведем речь, для клиента должно быть понятно, логично, интересно и значимо.

o Ответственность.

 

                            

1. ЭТИКА СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.

В процессе семейного консультирования строго соблюдаются этические нормы:

1. Клиент принимает решение о консультировании ОСОЗНАННО.

2. На первой встрече необходимо представить максимум информации: о себе, своей квалификации, оплате, возможном результате, границах конфеденциальности.

3. Клиент должен иметь максимум комфортности

4. Необходимо учитывать эмоциональное состояние клиента

5. Быть максимально тактичным

6. Корректно реагировать на эмоциональное состояние клиента

 

1. Семейное консультирование предполагает решение следующих задач:

1. Психодиагностические задачи- проводя диагностику, надо знать, для чего нам нужны сведения? Как они будут использоваться?

2. Психокоррекционные задачи:  Что делать с человеком, когда он знает, что неправ, но по-другому жить не хочет.

3. Психотерапевтические задачи: Снятие симптомов переживания.

4. Психологическое консультирование У клиента не психического заболевания,НО есть нарушение психического равновесия.

«НЕ СООТВЕТСТВИЕ ЛИЧНОГО «Я» С ДРУГИМИ «Я». Задача психолога-консультанта - понять состояние клиента, приняв его «Я» и содействовать его преобразованию.

Е) Ведение документации.

Вопрос. Технология консультативной беседы.

ü Место беседы. – Кабинет. Обстановка кабинета должна обеспечить: комфортность, удобство, уединение. Посадка напротив друг друга. Удобно использовать журнальный столик.

ü   Ведение беседы.

- Вступление психолога –консультанта

- умение слушать и слышать собеседника

-давать возможность собеседнику размышлять(стимулировать процесс размышления)

-анализ используемой репрезентативной системы (аудиальная, визуальная, кинестетическая)

- Анализ эмоциональных состояний

- Стимулировать клиента на осознание других эмоциональных образов

- Перевод клиента с поверхностного на более глубокие корни переживаний.

- Использование невербальных средств (взгляд, выражение лица, глаз, тембр голоса. Пауза – для осмысления и понимания сути явления)

 

ü Знакомство с клиентом и начало беседы. (5-10 минут, при продолжительности консультации от 45 -60 минут)

     

v После первого контакта с клиентом делается минутная пауза.. Клиенту необходимо дать собраться с мыслями

v Знакомство с клиентом («Давайте познакомимся – Как мне Вас называть? Ит.д. примерно ознакомительная беседа может длиться 20 – 25 минут.) В процессе знакомства необходимо обратить внимание на логику постановки вопросов, четкость их формулировки.

На данном этапе решаются задачи:

§ Осмысление ситуации

§ Формулирование консультативных гипотез.

Клиенту предлагаются вопросы для уточнения гипотезы.

· Психолог выдвигает предпочтительную гипотезу.

· Психолог спрашивает, уточняет отношение клиента к выделенной гипотезе

· Индивидуальная корректировка гипотезы ( необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств.

ü Осознание взаимодействия (5-10 минут)

На данном этапе происходит коррекция установок и действий клиента

УСТАНОВКИ КЛИЕНТА ФОРМИРУЮТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЕГО ЧУВСТВ И ПЕРЕЖИВАНИЙ. Эти переживания заставляют добиваться своих целей, удовлетворять свои потребности (в любви, власти, понимании, ощущении ценностей,)

   Действия психолога-консультанта:

24. Психолог организует разбор неадекватных действий

25. Изменяет установки клиента

26. Происходит корректировка действий клиента

 

Действия клиента в процессе консультирования:

ü Клиент должен быть готов к собственной корректировке поведения

ü Ищет альтернативу своему поведению

ü Альтернатива вырастает из его жизненного опыта.

 

Совместная деятельность психолога-консультанта и клиента:

   Совместно разрабатывается план коррекции конкретно-позитивного реагирования на ситуацию.

 

ü Завершение консультативной беседы (5-10 минут)

1. Психолог подводит итоги беседы

2. Договаривается о дальнейшем взаимодействии с клиентом

3. При необходимости дает адреса, координаты нужных специалистов

4. Теплые слова прощания.

ü   Приемы консультирования:   в процессе семейного консультирования целесообразно использовать следующие приемы:

13.  Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Рефлексивное слушание – предполагает активную позицию психолога, который просит уточнения, дополнения, разъяснения. Используется прием пересказывания и уточнения высказанной клиентом мысли, расставление акцентов, резюмирование высказываний.

Нерефлексивное слушание - отражает умение молчать, дать возможность клиенту высказаться. При этом со стороны психолога допустимы реакции: - отражение понимания и поддержки

           - использование невербальных средств

          - могут использоваться короткие фразы.

 

14. ИНТЕРВЬЮ – получение социально-психологической информации с помощью устного опроса.

 


                    «Семейное психологическое консультирование»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: