По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др.[7], в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.
От психолога требуется выполнение следующих условий:
· При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
· Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
· Нельзя допускать затянувшихся пауз.
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух [6]. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
|
|
· Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
· Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
· Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Сказкотерапия в работе психолога обладает огромным функционалом, начиная от диагностики, заканчивая коррекционно-развивающим эффектом.
С точки зрения коррекции с помощью сказкотерапии происходит систематическое усиление творческих способностей и возможностей личности.
С помощью сказкотерапии возможно исключение директивного изменения нежелательных форм проявления поведения. Альтернативой этому может послужить ряд положительных проявлений личности.
Сказкотерапия в целом, как направление и метод является профилактикой нежелательного или отклоняющегося поведения. Здесь человеку в придуманной форме предоставляется возможность «проиграть» или «прожить» определенную жизненную ситуацию, являющуюся актуальной в данный момент для человека.
Необходимо отметить, что, по мнению специалистов, сего одна и та же сказка может помочь человеку в разные возрастные периоды, благодаря наличию большого количества смыслов.
Огромную роль в коррекционном процессе приобретает форма переписывания сказок. Данный метод применяется, когда ребенку не нравится сюжет или продолжение сюжета, ситуация, конец, конкретный поворот событий. Это явление является диагностичным, т.к. отрицание чего-то указывает на актуальную нерешенную проблему.
Переписывая сказку, ребенок, подросток, взрослый сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения.