Мастер-класс для воспитателей

«Особенности проведения коллективных работ с детьми дошкольного возраста»

 

1 Обсуждение актуальности использования коллективных работ в развитии дошкольников.

2 Задачи проведения коллективной работы в разных возрастных группах.

3. Особенности коллективных работ в разных возрастных группах.

4. Виды коллективных работ.

5. Практическая часть.

 

В начале мастер-класса ведущий предлагает участникам высказать свое мнение о необходимости проведения коллективных работ с дошкольниками и ответить на вопросы: Для чего они проводятся? В каких видах изодеятельности их лучше использовать?

 

Ведущий: Коллективная работа в детском саду – является своеобразным итогом обучения детей определенным изобразительным навыкам.

В процессе проведения коллективной работы педагог решает большое количество задач нравственного воспитания.

Если в младших группах создание коллективной работы прежде всего дает возможность малышу увидеть как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться со взрослым и друг с другом.

Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом: сначала - не о деле, потом, подчеркивая, что партнер делает не так, утверждая, что сами выполняют задание правильно. Постепенно, под руководством взрослого, дети начинают общаться по-другому: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают.

Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по изодеятельности.

Легче всего организовать коллективную работу по лепке или аппликации, сложнее – по рисованию.

Формы организации завися от возраста и коммуникативных навыков детей.

В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них получиться общая композиция.

 Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали. Затем все дети выполняют одинаковое задание, а потом дополняют рисунок деталями по желанию.

Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания, маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант может быть использован и в младших группах.

В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после выполнения задания соединить все части в том же порядке.

Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по сложности изображения, далее группа может быть увеличена до трех – четырех и более детей.

Легче выполнять коллективные работы в аппликации. Каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.

Может быть вариант, когда два ребенка выполняют парную работу, каждый на своем листе, например, украшают пару варежек. Тогда им приходиться договариваться о схеме узора.

Здесь очень важно для воспитателя продумать последовательность выполнения работы.

В лепке дети могут выполнять персонажей композиции. Но здесь, очень важно договориться, кто кого будет лепить, уметь соотнести величину фигурок, определить дополнения, которые сделают композицию общей.

Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа.

Практическая часть: Воспитателям предлагается разбиться на группы по три человека. Каждая группа выбирает технику, в которой будет выполнять работу: лепка, аппликация, рисование.

Предлагаются темы:

 «Цирк», «Планета добрых дел», «Коты-друзья», «Зоопарк», Зимний вечер», «Скатерть-самобранка».

Педагоги должны выбрать тему, определить способ выполнения работы, подобрать необходимый материал и, по окончании творческого процесса, представить работу другим участникам, объясняя, как выполняли, какие были удачные и неудачные моменты в процессе выполнения работы.

«Образ сказочной птицы в творчестве русских художников, писателей, композиторов»

(интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста)

Это занятие - своеобразное подведение итогов многоплановой работы по теме «Образ сказочной птицы в творчестве русских поэтов, художников, композиторов». Знакомство детей с художественной литературой, творениями художников и музыкантов, творческое воплощение всего увиденного и услышанного в продуктивной деятельности дало возможность педагогам эстетического цикла создать у детей целостный и эмоционально наполненный образ. Интеграция разных видов детской творческой деятельности на занятии позволила детям реализовать свои творческие потребности в хореографических миниатюрах, изобразительной деятельности (индивидуальные и коллективные работы), игре на музыкальных инструментах, словотворчестве.

Подготовка и проведение занятия основывались на принципе сотрудничества педагогов эстетического цикла и воспитателей, которые знакомили детей с художественной литературой.

Возраст детей: старшие дошкольники.

Цель: Способствовать развитию у детей чувства прекрасного и гармонии, художественного восприятия посредством изобразительного искусства, поэзии, музыки, хореографии. Познакомить с возможностями создания и передачи образа сказочной птицы в разных видах искусства.

Задачи: Развивать воображение, творческое мышление, эстетическое восприятие. Познакомить детей с творчеством русских композиторов: И.Стравинского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского; с творчеством художника М.Врубеля, художников-иллюстраторов Н.Кочергиной, С.Ковалева.

Познакомить детей со сказкой П.Ершова «Конек-горбунок»

Материалы и оборудование: Мультимедийная презентация с фото- и видео-фрагментами, включающими: репродукцию картины М.А.Врубеля «Царевна - Лебедь», иллюстрации современных художников к произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», видеофрагменты балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро», мультипликационных фильмов «Конек-горбунок»,  «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Аудиозаписи фрагментов музыки:  П.И.Чайковского к балету «Лебединое озеро», И.Стравинского к балету «Жар-птица», Н.А.Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане»

Занятие ведут три педагога, по очереди выступая в роли ведущего.

1.«Жар - птица»  

Ведущий:

- Вы все знаете много сказок. В них рассказывается о могуществе и вечной силе добра, о добрых волшебных и злых колдунах. Это - и зловещий Кощей – Бессмертный с его мрачным царством кикимор и чудовищ, и благородный Иван – царевич, спасающий пленную царевну, и многие другие хорошо вам известные сказочные персонажи. Но сегодня мы поговорим только об одном из них: о необыкновенной, волшебной, сказочной птице. Образ этой птицы часто используется писателями, поэтами, композиторами, художниками и народными мастерами.

Ведущий задает вопросы детям:

 - Какую сказочную птицу вы знаете?

 - В какой сказке вы ее встречали?

 - Известна ли вам сказка «Конек – Горбунок»? (совместно с детьми вспомнить сюжет, как появилась сказка, с помощью чего поэт передал литературный образ Жар-птицы).

Демонстрируется фрагмент из мультфильма «Конек – Горбунок».

Ведущий:

Посмотрите, какая замечательная книга есть в нашей  библиотеке ( ведущий обращает внимание детей на иллюстрации художников Н. Кочергиной, С. Ковалева к книге «Конек – горбунок», делая акцент на средства, которые использовали художники).

Ведущий:

Вы увидели, как жар-птицу изобразил писатель, художник, а теперь, давайте посмотрим, как передал ее образ композитор. В 1910 году русский композитор Игорь Стравинский написал балет «Жар-птица».

- А кто из вас знает, что такое балет?

- Какие танцы вам известны?

- Чем отличается просто танец от балета?

Есть танцы, придуманные народом, которые пришли из древности, а балет – это танец, придуманный одним человеком на какую-то определенную музыку.

Игорь Стравинский был первым, кто соединил красоту народного танца с классическим балетом. Это соединение было и в музыке, и в танце.

Его балет состоит из нескольких частей: вступление, танец жар-птицы, хоровод царевен, поганый пляс, колыбельная жар-птицы, финал. Сейчас мы с вами послушаем вариации из балета «Жар-птица», а вы подумайте:

1. Какой характер музыки?

2. Что помогает композитору создать такой яркий образ?

3. Какие инструменты вы слышите в этом музыкальном фрагменте?

(После прослушивания музыкальной записи дети отвечают на вопросы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: