Г. Москва, 2008 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………….………..стр.3
Повышение роли государства в предупреждении
банкротства банков…………………………………………………….………стр.3
Новый механизм предупреждения банкротства банков………….…………стр.5
Практика участия Агентства в осуществлении мер
по предупреждению банкротства банков………………………………..……стр.7
Приложение: Мировой опыт предупреждения банкротств банков…..…….стр.11
Введение
Финансовая безопасность не может быть вне зоны ответственности государства. Как представляется, это утверждение в полной мере относится и к такому сегменту финансовой безопасности, как обеспечение предупреждения банкротства банков.
Участие в предупреждении банкротства банков вытекает из конституционной обязанности государства по созданию благоприятных условий для реализации гражданских прав и свобод, поскольку деятельность каждого банка затрагивает широкий круг лиц. Финансовая неустойчивость банка способна нарушить функционирование платёжной системы и стать ударом по экономике страны.
|
|
Российская Федерация участвует в предупреждении банкротства банков через соответствующие управомоченные органы, в том числе через Банк России и Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».
Порядок и условия участия указанных органов в предупреждении банкротства банков установлены действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 27 октября 2008 года №175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».
Этот Федеральный закон принят в очень непростой ситуации, когда Российской Федерации приходится активно использовать административные ресурсы, имеющиеся в её распоряжении, и расходовать значительные бюджетные средства на то, чтобы минимизировать негативные ущерб, наносимый российской банковской системе глобальным экономическим кризисом.
Повышение роли государства
в предупреждении банкротства банков
В период до принятия Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» меры по предупреждению банкротства банка определялись Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 40 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Эти меры включают: финансовое оздоровление банка, возможность реорганизации проблемного банка, назначение временной администрации по управлению проблемным банком без отзыва у него лицензии на осуществление банковских операций.
|
|
Однако практика показала, что такие меры применяются крайне редко и часто не оказывают должного воздействия. Это стало очевидным в условиях общей экономической неустойчивости, когда обстоятельства требуют быстрого реагирования и значительных материальных затрат.
Между тем мировой практике известны различные формы действенного государственного участия в кризисных ситуациях. К ним относятся, например:
1) приобретение государством акций (долей) проблемного банка в целях принятия на себя управления банком для его финансового оздоровления (США, Великобритания);
2) предоставление банку кредитов для поддержания ликвидности или предоставление этому банку гарантий (поручительства) при получении им займов из других источников финансирования (США, страны Западной Европы);
3) приобретение у банков активов компаниями, созданными государством специально для управления активами (Мексика, Таиланд, Китай, Южная Корея);
4) покрытие убытков, возникающих у покупателя активов проблемных банков в целях стимулирования совершения сделки, при которой состоятельному банку - покупателю вместе с активами передаются также обязательства несостоятельного банка (США).
Мировая практика выработала ряд общих принципов, обеспечивающих эффективность участия государства в предупреждении банкротства банков, краткое описание которых приведено в Приложении.
Некоторые из этих принципов уже апробированы Российской Федерацией в рамках осуществления мер, направленных на преодоление последствий финансового кризиса 1998 года.
Тогда была создана Государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО), которой поручалось решение конкретной задачи: снять социальную напряженность, вызванную неспособностью ряда банков выполнить свои обязательства перед вкладчиками. С этой задачей корпорация успешно справилась.
АРКО приняло к производству и реализовало 21 проект, в том числе по реструктуризации «СБС - Агро», имевшего обязательства перед более чем одним миллионом вкладчиков. Все эти банки являлись социально и экономически значимыми. По мере восстановления банки продавались заинтересованным инвесторам. В связи с завершением работы АРКО было ликвидировано в 2004 году.
Опыт АРКО был положительно оценён руководством страны и международными финансовыми организациями. К нему неоднократно обращались специалисты при разработке законодательных предложений об усилении роли государства в предупреждении банкротства банков.
В декабре 2006 года Банк России подготовил собственную концепцию по данному вопросу, на основе которой с участием Агентства по страхованию вкладов были выработаны оптимальные подходы для их включения в соответствующий законопроект. В апреле текущего года предложения об усилении роли государства в предупреждении банкротства банков рассмотрел Консультативный совет Банка России. События, связанные с наступлением мирового кризиса, ускорили работу над этим законом. В октябре текущего года он, как мы знаем, был принят.
С этого момента Агентство по страхованию вкладов, помимо функций страховщика банковских вкладов, а также корпоративного конкурсного управляющего при банкротстве банков и ликвидатора при их принудительной ликвидации, стало активным участником осуществления мер по предупреждению банкротства банков. Вместе с новой функцией Агентство получило соответствующие права и обязанности, и приняло на себя всю полноту ответственности, предусмотренную законодательством.