Ход эксперимента
Для экспериментального изучения проблемы телесности человека как компонента социальной идентичности личности мы провели экспериментальное исследование.
Исходя из теоретического анализа психологической литературы по проблеме исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: при сравнении содержания социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте телесность как компонент социальной идентичности выражен сильнее в подростковом возрасте.
Цель исследования: проследить возрастную динамику выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи:
1. Подобрать методику для исследования содержания социальной идентичности личности.
2. Провести исследование и на основе анализа полученных результатов сделать вывод о степени выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.
Практическая часть нашего исследования проводилась в средней школе № 13 г.Бреста, в исследовании приняли участие:
|
|
Ø 52 старших подростка в возрасте 13-14 лет – 25 учащихся 8 «А» и 27 учащихся 8 «Б» классов (группа «А»);
Ø 50 старшеклассников в возрасте 15-16 лет – по 25 учащихся 11-х классов (группа «Б»).
Методы исследования: наблюдение, анализ, психологический эксперимент, статистическая обработка данных, модифицированный вариант методики М.Куна «20 утверждений».
Описание используемой методики исследования
В исследовании нами был использован модифицированный Н. Л. Ивановой вариант методики М. Куна «20 утверждений» [13], который широко применяется в социально-психологических исследованиях идентичности.
Испытуемому предлагается 20 раз ответить в письменной форме на вопрос «Кто я есть?» Дополнением к вопросу была просьба отвечать как можно более разнообразно, используя разные признаки. Интерпретация ответов производится в соответствии с концепцией и целями исследования, поэтому в литературе наблюдается множество различных вариантов классификации ответов.
Так, следуя за М. Куном, Л. Зучер проанализировал ответы испытуемых на этот вопрос и предложил рассортировать их на четыре категории: физическое «Я»; социальное «Я»; рефлексивное «Я»; океаническое «Я» [12, с.70].
Н. Л. Ивановой все ответы на вопрос были объединены в 7 групп:
· физическое «Я» (ФИ) – характеристики внешности, пола, возраста и т.п.;
· социальное «Я» (СИ) – характеристики принадлежности к социальной группе, например, я – студентка, я – дочь и т.п.;
· рефлексивное «Я» (РИ) – ответы, в которых выражается отношение к себе, своей социальной позиции (я – слишком беспокоюсь, я – счастливый и т.п.);
|
|
· деятельное «Я» (ДИ) – характеристики отношения к какому-то делу или умения, например, я люблю ловить рыбу, я умею готовить и т.п.;
· гражданское «Я» (ГИ) – принадлежность к своей стране;
· глобальное «Я» (ГлИ) – ответы, выражающие чувство принадлежности к широкой социальной группе (я – житель Европы, мира и т.п.);
· религиозное «Я» (РелИ) – ответы, выражающие принадлежность к религии.
В рамках курсовой работы мы воспользовались классификацией ответов по группам, предложенной Н. Л. Ивановой.