Экспериментальное изучение проблемы телесности человека как компонента социальной идентичности личности в подростковом и юношеском возрасте

Ход эксперимента

         Для экспериментального изучения проблемы телесности человека как компонента социальной идентичности личности мы провели экспериментальное исследование.

    Исходя из теоретического анализа психологической литературы по проблеме исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: при сравнении содержания социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте телесность как компонент социальной идентичности выражен сильнее в подростковом возрасте.

    Цель исследования: проследить возрастную динамику выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.

    Задачи:

1. Подобрать методику для исследования содержания социальной идентичности личности.

2. Провести исследование и на основе анализа полученных результатов сделать вывод о степени выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.

Практическая часть нашего исследования проводилась в средней школе № 13 г.Бреста, в исследовании приняли участие:

Ø 52 старших подростка в возрасте 13-14 лет – 25 учащихся 8 «А» и 27 учащихся 8 «Б» классов (группа «А»);

Ø 50 старшеклассников в возрасте 15-16 лет – по 25 учащихся 11-х классов (группа «Б»).

    Методы исследования: наблюдение, анализ, психологический эксперимент, статистическая обработка данных, модифицированный вариант методики М.Куна «20 утверждений».

Описание используемой методики исследования

         В исследовании нами был использован модифицированный Н. Л. Ивановой вариант методики М. Куна «20 утверждений» [13], который широко применяется в социально-психологических исследованиях идентичности.

Испытуемому предлагается 20 раз ответить в письменной форме на вопрос «Кто я есть?» Дополнением к вопросу была просьба отвечать как можно более разнообразно, используя разные признаки. Интерпретация ответов производится в соответствии с концепцией и целями исследования, поэтому в литературе наблюдается множество различных вариантов классификации ответов.

Так, следуя за М. Куном, Л. Зучер проанализировал ответы испытуемых на этот вопрос и предложил рассортировать их на четыре категории: физическое «Я»; социальное «Я»; рефлексивное «Я»; океаническое «Я»  [12, с.70].

Н. Л. Ивановой все ответы на вопрос были объединены в 7 групп:

· физическое «Я»  (ФИ) – характеристики внешности, пола, возраста и т.п.;

· социальное «Я» (СИ) – характеристики принадлежности к социальной группе, например, я – студентка, я – дочь и т.п.;

· рефлексивное «Я» (РИ) – ответы, в которых выражается отношение к себе, своей социальной позиции (я – слишком беспокоюсь, я – счастливый и т.п.);

· деятельное «Я» (ДИ) – характеристики отношения к какому-то делу или умения, например, я люблю ловить рыбу, я умею готовить и т.п.;

· гражданское «Я» (ГИ) – принадлежность к своей стране;

· глобальное «Я» (ГлИ) – ответы, выражающие чувство принадлежности к широкой социальной группе (я – житель Европы, мира и т.п.);

· религиозное «Я» (РелИ) – ответы, выражающие принадлежность к религии.

В рамках курсовой работы мы воспользовались классификацией ответов по группам, предложенной Н. Л. Ивановой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: