Становление движения декабристов

Введение

Декабристы — участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания.
Аристократы Европы всегда завидовали тому объёму политических свобод, которым обладала польская шляхта, и стремились добиться такого же положения у себя на родине. Значительных успехов в этом направлении в ходе XVIII столетия добилось русское дворянство.
        Сначала дворяне получили поместья, ранее дававшиеся им при условии несения государственной службы, в полную наследуемую собственность. Вместе с поместьями дворяне получили в полную собственность также и трудившихся в поместьях крепостных крестьян, которых по степени бесправия можно стало сравнивать с римскими рабами. Наконец, обязанность нести государственную службу для дворян была отменена. Ну и, превратившись в экономически и политически бесполезное сословие, дворяне ещё и стали претендовать на управление государством.
         Долгое время участие дворян в политике сводилось к дворцовым переворотам и возведению в результате на трон лояльных императоров. Но так как военные перевороты - это беспокойное занятие, не позволявшее всецело уклоняться от государственной службы, то дворянской элите захотелось закрепить свои политические права конституционным способом.
Определённые надежды на это были связаны с императором Александром I, взошедшим на престол как раз в результате очередного дворянского переворота. Однако после преобразовательных намерений Александра, продолжавшихся с бо́льшими или меньшими колебаниями до 1812, последовал решительный перелом в его миросозерцании. Юношеские идеалы Александра стали уступать место убеждениям человека, столкнувшегося с реальными проблемами управления огромной державой.
          После событий 1812 года, когда Россия столкнулась с агрессией по сути объединённой Европы, император дополнительно взял на себя ответственность также и за поддержание общеевропейского порядка в рамках Священного союза, последствия создания которого отразились неблагоприятно для дворянских "вольностей". С этого времени во всех отраслях государственного управления водворяется так называемая "реакция". Все реже проявляются проблески прежних намерений Александра, например, в речи при открытии сейма в Варшаве в 1818 и в разработке государственной уставной грамоты.
          После Тропауского конгресса 1820 Александр окончательно расстаётся с своими прежними наивными идеалами. Управление всецело переходит в руки графа Аракчеева, монархиста и консерватора. Тем не менее император осознавал силу дворянской оппозиции своему курсу и не преувеличивал свои успехи. В 1824 он говорил Ф. П. Лубяновскому: «Славы для России довольно: больше не нужно; ошибётся, кто больше пожелает. Но когда подумаю, как мало ещё сделано внутри государства, то эта мысль ложится мне на сердце, как десятипудовая гиря. От этого устаю».

 

 







Становление движения декабристов

Главным источником революционной идеологии декабристов были противоречия российской действительности, т. е. между потребностями национального развития и феодально-крепостническими порядками, которые тормозили национальный прогресс. Самым нетерпимым для передовых русских людей было крепостное право. Оно олицетворяло все зло феодализма - царившие повсюду деспотизм и произвол, гражданское бесправие большей части народа, экономическое отставание страны, раздиравшие ее социальные коллизии. Из самой жизни, а также из передовой литературы (особенно из книги А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" и комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль") будущие декабристы черпали впечатления, толкавшие их к выводу: надо отменить крепостное право, преобразовать Россию из самодержавного в конституционное государство. Размышлять об этом они начали еще до войны 1812 г. Война же резко ускорила рост их политического сознания.
        В войне с Наполеоном приняли участие 115 будущих декабристов (все, кто из них тогда был способен носить оружие). Даже 16-летний Никита Муравьев бежал на фронт из родительского дома. Все декабристы - участники войны были удостоены боевых наград. Только за Бородинское сражение шесть из них, в том числе П.И. Пестель и М.С. Лунин, получили золотые шпаги с надписью "За храбрость". Война окончательно разбудила революционное сознание декабристов, поскольку свела их с простыми тружениками - крестьянами, ремесленниками и т. д. - не как господ с холопами, а как соратников в защите Отечества, и поэтому заставила их больше, чем когда-либо, задуматься над  судьбами России и ее народа. А.А. Бестужев прямо называл войну 1812 г. "началом свободомыслия в России". "Мы были дети 1812 года", - заявил от имени всех декабристов М.И. Муравьев-Апостол.

Воздействие войны 1812 г. на будущих декабристов усилилось в заграничных походах 1813-1815 гг., когда они воочию увидели то, о чем знали только из европейской литературы и понаслышке: жизнь людей без крепостного права. Тот же А.А. Бестужев свидетельствовал: "Сравнение со своим естественно произвело вопрос - почему же не так у нас?" Будущие декабристы "заразились" настроением, которое B.О. Ключевский удачно назвал "патриотической скорбью". Видеть русский народ, "первый в Европе по славе и могуществу", как они считали, в цепях крепостничества после исторических побед 1812-1815 гг. стало для них невыносимым. Отныне резко возрос их интерес, пробудившийся еще до 1812 г., к европейской просветительной философии, к законодательству Англии, конституциям США, Франции, Испании, к политическим катаклизмам на Западе 1812-1815 гг., которые, но словам Пестеля, "познакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить.
         Передовые дворяне, включая офицеров, даже некоторых генералов и крупных чиновников, ждали, что Александр I, победив Наполеона, даст крестьянам России волю, а стране - конституцию. По мере того как выяснялось, что царь не уступит ни того, ни другого, они все больше разочаровывались в нем: ореол реформатора мерк в их глазах, обнажая его истинное лицо самодержца и крепостника. Символически выглядел пассаж, свидетелями которого стали будущие декабристы. В "Записках" И.Д. Якушкина читаем, как торжественно встречал Петербург летом 1814 г. гвардию, вернувшуюся из Парижа. "Показался император на славном рыжем коне, с обнаженной шпагой, которую уже он готов был опустить перед императрицей. Мы им любовались. Но в эту самую минуту почти перед его лошадью перебежал через улицу мужик. Император дал шпоры своей лошади и бросился на бегущего с обнаженной шпагой. Полиция приняла мужика в палки. Мы не верили собственным глазам и отвернулись, стыдясь за любимого нами царя. Это было во мне первое разочарование на его счет; я невольно вспомнил о кошке, обращенной в красавицу, которая не могла видеть мыши, не бросившись на нее".

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: