Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного возраста

Развитие движений и действий дошкольников.

 

Дошкольный возраст – период многообразного проявления двигательной активности ребенка. В раннем детстве формирование новых движении происходит в процессе усвоение предметных действий и является побочным продуктом практической деятельности ребенка, в центре которой стоит предмет и овладение им.

Возникающие в дошкольном возрасте ролевая игра, рисование, лепка, различные виды конструирования, элементарные формы труда представляют собой тот новый контекст, в который включаются и внутри которого развиваются отдельные движения и действия ребенка. Новые виды деятельности предъявляют более высокие требования к отдельным движениям, которыми ребенок уже владеет, и вызывают потребность в освоении новых движении.

Самостоятельно проводимая ребенком деятельность требует от него более совершенных движений, большей точности и координации их. Поэтому в дошкольном возрасте перед ребенком стоит задача по овладению новыми движениями. Предпосылки для изменения характера усвоения движений возникают уже в конце раннего детства.

Таким образом, в дошкольном возрасте перестройка движений и действий ребенка заключается в том, что они начинают практически выполняться, контролироваться и регулироваться самим ребенком на основе представления о предстоящем действии и условиях его осуществления.

Уже с самого момента рождения ребенок начинает двигаться. Постепенно все движения совершенствуются, более усложняются. В 5-6 месяцев ребенок пытается сесть, трогает руками колени, перекатывается со спины на бок, начинает опираться на вытянутые руки и т.д. Уже к 1 году ребенок осваивает навыки ползания и уже начинает вставать, держась за что-либо. На втором году жизни манипулирует с предметами, встает и ходит самостоятельно, поднимается по ступенькам. Появляется мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие. В 2-3 года сам спускается спо лестнице приставным шагом, перешагивает через препятствие. Строит башенку из 4 кубиков, переливает жидкость из одного сосуда в другой. В 3 года стоит на одной ноге 2-3 секунды, встает на цыпочки, ударяет ногой по мячу с размаху. Раскатывает пластилин, пытается резать бумагу ножницами. К 4-5 годам все эти навыки усложняются, закрепляются и автоматизируются.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) детям доступно овладение сложными видами движений и способами их выполнения, а также совершенствование некоторых элементов техники выполнения. Они способны достичь сравнительно высоких результатов в выполнении движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные силовые качества и выносливость. На шестом году жизни детям доступно произвольное регулирование двигательной активностью, появляется осознанное отношение к выбору способов и качеству выполнения движений. Все это содействует активизации двигательной деятельности детей, проявлению инициативы, волевых качеств.

В отличие от детей пятилетнего возраста, двигательная активность детей 6 лет становиться более осознанной и разнообразной. У детей семилетнего возраста, обладающих более высокими двигательными возможностями по сравнению с предыдущей группой, показатели двигательной активности увеличиваются за счет обогащения самостоятельной деятельности разнообразными играми и физическими упражнениями.

Таким образом, ребенок начинает овладевать двигательными навыками с самого момента рождения. В процессе роста ребенка также происходит развитие двигательной активности, ее совершенствование и закрепление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: