Значение юродства для русской культуры

Значение такого феномена как юродства на русскую культуру сложно и многогранно. 

Если же давать оценку древнему русскому юродству и его значению в обществе до XVII века, то необходимо принять во внимание религиозную направленность жизни всех сословий, когда цари простаивали долгие службы, сами пели не клиросе, соблюдали посты — иными словами, являлись неотделимой частью русского народа. По этой причине юродивые Христа ради играли в обществе более значимую роль, чем в последующие века; с ними считались, их мнением дорожили, их поведение интересовало не только простолюдинов, (об этом жития даже не упоминают), но царей, князей и вельмож; их индивидуальный подвиг в чрезвычайных случаях превращался в общественное служение.
В древнерусском обществе и государстве юродивый был эталонным христианином. Интонации юродского слова и жеста оказались заразительны — юродивым стали подражать. Русское общество XV-XVI веков не страдало упадком нравственности в сопоставлением с последующими столетиями, в это самое время, возрастает значение внешнего подвига в сознании людей и все члены общества, являясь добросовестными христианами, усердно упражнялись во внешнем благочестии, как раз в такое время значение юродивых для русского общества было огромным, поскольку они являлись, по выражению С.А. Иванова[27], «возмутителями спокойствия», напоминающими окружающим своим присутствием о том, что «христианство — это не только монотонная чреда церковных праздников и набор необременительных обязанностей, что под плесенью повседневности кроются и ослепительное сияние вечности, и страшные пропасти ада».
И поскольку русское общество не могло не видеть в юродивых святых подвижников, прозорливцев и чудотворцев, то, отличаясь своей религиозностью, почитало их самым тщательным образом: создавая им храмы, служа панихиды.  

В целом, юродство внесло одну очень важную и присущую из только русским психологическую особенность: тягу к мученичеству. Только на Руси существовало желание не просто уйти от мира и жить, преодолевая трудности, но страдать и, возможно, даже умереть за веру, за что-то святое для русского человека. Русский человек жил на пределе духовных сил, опираясь на высшие духовные ценности, в абсолютном значении которых у них не было сомнении.

 



Заключение.

В результате моей работы, можно сделать такие выводы:

- юродство- это подвиг, суть которого самоуничижение и прорицание, ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения.

- зародилось юродство ещё до разделения христианской церкви на католическую и православную, но оно никогда не было распространено на западе. Это явление было характерно сначала для византийской, а затем – для русской религиозности. При этом с XIV в. юродство становится исключительно русским феноменом, т.к. в Византии оно угасает.

- относительно широкому распространению этого христианского подвига на Руси способствовали конкретные социальные предпосылки.

- с начала XVII века юродство начало искоренятся. И  совсем исчезло при советской власти.

- наконец юродство оказало значительное влияние на культуру России, и особенно на психологию русского народа: оно способствовало возникновению и укреплению у людей тяги к мученичеству, что оказало заметное влияние на историческое развитие России вплоть до нашего времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: