Вступая в союз, ребята клялись не разорять птичьих гнезд, помогать попавшим в беду кошкам и собакам, сажать деревья

«Никогда неправда не будет совершена с нашего согласия или оттого, что мы равнодушно допускаем совершение ее. Мы, мальчики, объявляем войну против коварства, жестокости и несправедливости. Мы будем всеми дозволенными средствами противодействовать насилию над мелкими птицами. Мы, девочки, в тех случаях, когда не можем сделать другого, будем горячо и убедительно просить обидчиков пощадить безвинные существа, которые требуют нашего заступничества. Все это мы обещаем во имя любви к Богу и Его творениям и из благодарности к птицам за их пение». Нарушать добровольную клятву считалось большим позором. Кто не желал или не мог выполнять обещание — выходил из союза.

В первый день мая все школьные союзы со своими знаменами выходили за город в какое-нибудь красивое место. В этот день избирался король Майского союза. Праздненство открывалось хоровым пением, затем следовали соревнования, игры, праздничный обед. Новый король и его “совет министров” руководили союзом до следующего мая.
Мода на них быстро распространилась и до России.
Считается, что первый в России Майский союз создан в мае 1898 года в селе Елисаветино, что в Псковской губернии мелкой помещицей Е.Е. Вагановой. Отдыхая в финской деревушке, она как-то разговорилась с мальчиками из Майского союза и решила такой же организовать у себя дома.
Деревенским ребятам понравилась идея, через год в союз записалось более двух сотен детей из всех близлежащих деревень. Как и в Финляндии, ребята из Елисаветино действовали только уговорами и убеждением, но никак не силой.

Союзу повезло с самого начала. Его поддержал популярный в стране детский журнал “Родник”. Министерство внутренних дел утвердило Устав. Сам губернатор князь Васильчиков пожаловал в гости к ребятам. По этому поводу по всему уезду были развешены такие объявления:
«Все члены Майского союза вашей деревни приглашаются в воскресенье, 23 мая, в с. Елисаветино на годовой Союзный праздник. Молебен начнется по окончанию обедни на погосте.
Просят членов захватить с собой ложки» (“Родник”, 1899, №8, стр.183).






В том же 1899г. другой детский журнал «Задушевное слово»  опубликовал письмо одиннадцатилетнего мальчика Цили Авербурха с предложением учредить Всероссийский детский “Майский союз”.

Немногим позже Майские союзы появились в Умани, Киеве, Томской и Новгородской губерниях, на Урале. В 1909 году, в небольшом местечке Южа, что близ Иваново, такой союз образовался на базе детского сада. До наший дней дошел его Устав — настоящая мини-хрестоматия гуманитарно-педагогических знаний, проповедующая добро, ласку, милосердие.

Постепенно к популяризации Майских союзов подключились и другие издания: газета “Новое время”, журналы “Народное образование”, “Лесопромышленный вестник”. Выпускались дешевые брошюры.

Томский профессор H.Ф. Кащенко рассказал о союзах в своей книжке “Надо подружиться с природой”, подчеркнув в заключение, что “дружба с живой природой должна сделаться лозунгом двадцатого столетия”

Дети не платили взносы. Финансировали союз взрослые жители деревни — врачи, военные, священники, вошедшие в специальный попечительный комитет.


Цели общества заключается в следующем:

·  в охране полезных в сельском хозяйстве вольных птиц;

·  в ограждении животных от жестокого с ними обращения;

·   в распространении среди подрастающего поколения сведений о необходимости правильного и разумного ухода за домашними птицами и животными”


А еще с детьми проводились игры и строевые учения, экскурсии и хоровые пения. Святые отцы вели духовные беседы: о милосердии к животным с точки зрения Евангельского учения. Такой комплексный подход к воспитанию детей — характерная черта многих Майских союзов.

Как правило, дети принимались в союз с 7 лет. Каждому выдавался значок “летящая ласточка” — эмблема Майских союзов, кто собственноручно строил полсотни скворечников, становился почетным членом.

Движение детских Майских союзов по охране и защите птиц после Октябрьской революции прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов» (юннатов).

Сетлементы

 

В начале 1900-х годов в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и других городах получило распространение международное движение сетлементов, посёлков культурных людей среди бедного населения (от англ. settlement), зародившееся в 1860-е годы в Англии.  В Москве общество «Сетлемент» организовал в 1906 году педагог Станислав Шацкий.

«Сетлемент» решил обратить главное внимание на общественное детское воспитание, а поэтому в первую очередь были созданы детская трудовая колония и организация детского самоуправления в ней, детские клубы, детский сад и трудовые мастерские для подростков. В "Сетлемент" хлынула детвора отовсюду, мальчики и девочки, количество которых все время быстро росло. Но в связи с ростом самого дела росла и огромная подозрительность по отношению к нему со стороны духовенства, полиции, с одной стороны, и, к сожалению, учителей городских школ, с другой. Скоро "Сетлемент" перешел на полулегальное существование, которое через три года привело к тому, что деятельность его была признана политически опасной, и он был закрыт постановлением московской администрации в 1908 году.

 

       В 1909 году возобновило работу под названием «Детский труд и отдых». Общество занималось организацией дополнительного образования, детских клубов и мастерских, загородной летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Эта работа рассматривалась как организованная борьба за сохранение детства.

В отчетном докладе Попечительскому совету Московского учебного округа в 1911 году отмечались основные цели общества.

· параллельная работа с городским общественным управлением по ликвидации огромной бреши в народном образовании города: отсутствия дошкольного образования и воспитания;

· создание экспериментального детского учреждения, включающего все формы работы с детьми.

 

Общество стремилось к тому, чтобы на практике доказать право на жизнь новых, нешаблонных методов работы с детьми.

 

Скауты

 

Однако официальной датой основания детского движения в России принято считать 30 апреля 1909 года. В этот день в Павловске в Царском Селе под Петербургом гвардейский офицер Олег Пантюхов организовал первый российский отряд скаутов, первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков.

В Москве в 1910 году штаб-ротмистр Александровского юнкерского военного училища Григорий Алексеевич Захарченко основал «Московскую дружину юных разведчиков». Его перу принадлежит первое пособие по российскому скаутизму «Юный разведчик». Как тот, так и другой, заинтересовавшись своеобразной Организацией скаутов, в 1910 году посетили Англию. Возвратившись оттуда, они принялись за организацию отрядов в Москве и в Царском Селе.

В 1911 году в Петрограде при одной из гимназии, возникает «Легион юных разведчиков», организованный Янчевецким и команда юных разведчиков, организованная О. И Пантюховым и О. Д. Петровым, которая реорганизуется в первый Петроградский отряд юных разведчиков при «Обществе содействия мальчикам-разведчикам» — «Русский скаут». Во главе этого общества, возникшего в августе 1914 года, становится вице-адмирал И. Ф. Боострем, как председатель общества, и О. И. Пантюхов, как его вице-председатель».

Вслед за Санкт-Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (герлескаутов). Затем организации девочек-разведчиц возникли в Петрограде, а в 1916 г. — в Москве. К Октябрьской революции 1917 г. в 143 городах России насчитывалось 50 тыс. скаутов.

 

По идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены на два «крыла»:

§ Монархическое

§ Демократическое

 

Идеологом демократического крыла был скульптор И. Н. Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик, а … «пионер культуры», «разведчик всего хорошего», маленький друг всего мира…». После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитало в себя от скаутинга.

В 1922 году скаутинг в России был запрещен. В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы.

 

Движение скаутов стало первым массовым детским движением в России. Наиболее интенсивно оно развивалось в годы Первой мировой войны. Осенью 1917 года насчитывалось 50 тыс. скаутов в 143 городах России. В 1910 году Баден-Пауэлл приезжал в Россию и беседовал о перспективах скаутинга с императором Николаем II. Скаутом был и царевич-наследник Алексей.

 

 

Пионерский период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: