Глава 2. Современное состояние электронной коммерции в России и мире

По данным исследования, проведенного недавно компанией Forrester Research, 85% оборота электронной коммерции приходится на взаимоотношения между компаниями. Что, в общем, соответствует ситуации в офлайновом бизнесе, где на розничные продажи приходится не более 15% торгового оборота.

На рис.2.1. представлены данные по развитию электронной коммерции в мире. Несмотря на увеличение объемов продаж, темпы их роста остаются высокими. За 2004-2006 гг. он увеличился почти в 2,6 раза, а в 2006-2008 гг. более чем в 2,4 раза. Особенно быстрое развитие наблюдается в Европе за 2006-2008 гг. в 5 раз

Рис. 2.1. Развитие электронной торговли направления В2С

    Мировой рынок Интернет-торговли растет быстрыми темпами. Итоги 2008 г. показали, что индустрия электронной коммерции существенно опережает прогнозы. По мнению экспертов исследовательского института ECIN 2008 г. суммарный денежный оборот рынка электронной коммерции превысил 3 трлн.долл. По подсчетам аналитиков Paul Budde Communication, суммарный объем мирового рынка электронной коммерции в 2008 г. составил более 3,6 трлн.долл. При этом 95% рынка электронной коммерции составляет В2В-рынок и только 5% приходится на потребительский рынок В2С. Темпы роста рынка электронной коммерции на протяжении более трех лет сохраняются на уровне от 20% до 30% в год – в зависимости от региональной специфики. Основными центрами этого роста являются европейские страны, США, а также Япония. Наиболее быстрые темпы демонстрирует азиатский рынок, где безусловным лидером является Китай.

    По результатам исследования компании IDC в 2008 г. более 10% всех торговых операций в мире производилось с использованием средств электронной коммерции.

Динамика развития российского рынка электронной коммерции представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Российский рынок электронной коммерции, млн. долл.

  2003 2004 2005 2006
B2C 218,3 317,5 480,4 662
B2B 99 189 316,2 464,2
B2G - 10,8 141 2130

 

Объем рынка электронной торговли в России на начало 2007 г. составил 3,223 млрд. долл., что в 3,5 раза больше, чем за весь 2005 год. Из них В2В сегмент вырос до 464,2 млн. долл., В2С – 662 млн. долл., В2G – 2,130 млрд.долл.

В России по данным Фонда «Общественное мнение», количество взрослых – в возрасте от 18 лет – пользователей российского сегмента сети оценивалось на начало 2004 г. в 13,1 млн.чел., или 12% от всего населения [9, 35].

В качестве одного из факторов, сдерживающих темпы развития электронной коммерции в России, зарубежные и отечественные эксперты называют низкую платежеспособность пользователей Рунет. Как отмечено, например, в исследовании инвестиционной привлекательности российских регионов, проведенной компанией «Эксперт РА» по состоянию на октябрь 2002 года, относительно стабильный рост экономики в большинстве регионов не сопровождается соответствующим ростом реальных доходов населения. По сравнению, например, с рынками Индии и Бразилии, где 2-3 года назад уровень развития Интернет был примерно таким же, как сейчас в России, уровень отечественных затрат на развертывание электронной коммерции по-прежнему остается низким, но имеет устойчивую тенденцию к росту.

Темпы развития российского рынка электронной торговли в секторе В2С можно оценить по данным, представленным в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Развитие электронной розничной торговли в России

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008
Аудитория Рунета, млн.чел. 5 5,8 6,48 7,25 8,25
Доля Интернет-покупателей среди посетителей Рунета, % 5,20 9,39 16,08 18,36 26,06
Количество Интернет-покупателей, млн.чел. 6,26 9,539 1034 1345 1718
Российская розничная электронная торговля, млн.долл. 40,3 218,3 317,3 484,4 662

 

Можем отметить положительную тенденцию роста по всем направлениям развития. Мы видим, что с ростом числа пользователей Интернета, растет и доля покупателей, а соответственно и прибыль электронной коммерции.

Однако следует отметить географическую неравномерность распределения российских пользователей Интернет по регионам, где существенная доля принадлежит Москве и Санкт-Петербургу (рис.2.1.).

Рис. 2.1. Распределение российских пользователей Интернет по территории страны

Российский рынок электронной коммерции B2C имеет ярко выраженную централизацию (Москва и Санкт - Петербург). Среди посетителей российских Интернет - магазинов доля жителей Москвы и Петербурга составляет около 80-85%, на другие регионы страны приходится 15-20%.

Рис. 2.2. Распределение российских пользователей Интернет по возрастным категориям

Однако анализ возрастного спектра пользователей Интернет в России позволяет надеяться на дальнейший рост аудитории в последующие годы, поскольку молодежь в возрасте до 24 лет составляет около половины тех, кто уже освоил Интернет (рис.2.2).

На развитие электронной коммерции в России в настоящее время негативно влияет целый ряд факторов:

- недостаточное развитие финансовой инфраструктуры для сопровождения сделок;

- нерешенность многих правовых вопросов использования технологии электронной коммерции;

- наличие значительных потенциальных резервов повышения эффективности бизнеса, лежащих вне среды электронной коммерции (низкий уровень автоматизации предприятий, производительности труда, дисциплины сделок и т.д.);

- низкий, по сравнению с развитыми странами, процент хозяйствующих субъектов, имеющих доступ к Интернету.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие считают, что электронная коммерция – ключевое направление
экономического развития в 21 веке. Это, несомненно, верно и применительно к России, где в течение нескольких следующих лет продолжится стремительный рост электронной торговли. Россия может получить множество преимуществ от устойчивого и здорового рынка электронной коммерции: повсеместный рост предприятий местной экономики вне зависимости от форм собственности, улучшение качества российских систем связи, обмен информацией, доступ к экспортному рынку, рабочие места для квалифицированной рабочей силы, доступ к инвестиционному капиталу, а также увеличение налоговых поступлений от применения электронных платежей. В то же время значительное отставание нашей страны в сфере применения электронных информационных технологий в экономике ведет к ухудшению ее конкурентоспособности и снижению перспектив ее успешной интеграции в мировое экономическое пространство. Для того чтобы воспользоваться всеми преимуществами электронной коммерции, должны быть устранены барьеры на пути эффективного ее применения в России, должны быть разъяснены многие неясные вопросы, а также, что еще более важно, не должны создаваться новые препятствия.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афиногенов В.Б., Кабанов В.Ф. Основы электронной коммерции: Учебное пособие. – Саратов: Научная книга, 2008. – 306 с.

2. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. - М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.

3. Глотов В.С., Шалатов Д.В. Интернет-технологии и электронная торговля: экономика, право, программное обеспечение. – Изд-е 2-е, перераб. и доп. – В 2х ч. / Под ред. С.А.Глотова. – М.: НИЦ «Инженер», 2008. – 452 с.

4. Головцева И.Г., Мирзоев Р.Г., Ястребов А.П. Электронная коммерция: учебное пособие. ГУАП. – СПб., 2007. – 163 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: