Итоги работы бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь за 2007 год. Приоритетные направления по совершенствованию налоговой системы

 

Сегодня Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством, оборотом и рекламой алкогольной продукции и табачных изделий, координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Налоговая служба страны обеспечивает поступления более 80% доходной части консолидированного бюджета, что в свою очередь является основой стабильности финансирования и повышения благосостояния граждан Республики Беларусь.

Так, в 2007 г. в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 29 трлн. рублей. По доходам, контролируемым налоговыми органами, поступления составили 23,8 трлн. рублей, что составляет 82,1% доходов консолидированного бюджета.

Необходимо отметить, что подавляющая часть доходов консолидированного бюджета нашей страны, контролируемых налоговыми органами, формируется за счет налоговых платежей, поступающих в добровольном порядке. В 2007 г. этот показатель составил 94,8%, что на 2,3% превышает уровень 2006 г. Это является результатом поэтапного совершенствования налоговой системы в целом, свидетельствует о повышении налоговой культуры плательщика и соответственно улучшении работы налоговых органов в этом направлении.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что на фоне общего роста налоговой культуры плательщиков встречаются отдельные несознательные субъекты предпринимательства, которые становятся все более изобретательными в использовании новых схем уклонений от уплаты налогов.

Такие субъекты, а также те сферы деятельности, в которых потенциально велика вероятность уклонений от уплаты налогов, постоянно находятся в эпицентре налогового контроля.

В 2007 году белорусская экономика продолжала уверенно развиваться. Валовой внут­ренний продукт увеличился на 8,2 %, объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции — соответственно на 8,5 и 4,1 %. Инвестиции в основной капитал возросли на 15,1 %, розничный товарооборот — на 15,3 %. Позитивная динамика наблюдалась также на потребительском рынке и во внешнеэкономической деятельности республики. [5, с.7]

Согласно Закону Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. N 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» постановлено утвердить республиканский бюджет на 2008 год по расходам в сумме 40342173851 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 38152173851 тыс. рублей. (ПРИЛОЖЕНИЕ Г, Д).

Установить предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2008 год в сумме 2190000000 тыс. рублей. [13]

Что касается налогового законодательст­ва, то минувший год отмечен реализаци­ей комплекса мер, направленных на сни­жение уровня налогового давления на эконо­мику, наиболее значимыми из которых стали отмена чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содейст­вия занятости, изменение порядка налогообло­жения дивидендов, а также доходов страховых организаций. Кроме того, в целях стимулирова­ния развития малого и среднего бизнеса, в том числе в малых и средних городских поселени­ях, законодательными актами Главы государст­ва предоставлены масштабные налоговые льго­ты, существенные изменения претерпела и уп­рощенная система налогообложения.

В этих условиях деятельность налоговой службы была направлена на безусловное вы­полнение доведенных планов по формирова­нию доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь путем улучшения процесса собираемости налогов и повышения эффективности работы по всем направ­лениям. По итогам 2007 года в консолидиро­ванный бюджет страны (без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения Мини­стерства труда и социальной защиты) посту­пило 36,6 трлн. руб. Плановые назначения вы­полнены на 102,4 %, дополнительно в бюджет привлечено 843,3 млрд. руб.

Превалирующая масса налоговых поступ­лений традиционно сформирована платель­щиками Минска (39,0 %). Далее следуют Го­мельская (15,5 %), Витебская (12,7 %) и Мин­ская (10,8 %) области. На долю остальных ре­гионов республики приходится 22 % всех кон­тролируемых налоговой службой платежей (рисунок). [5, с.5, рис.1]

 


Брестская область

7,7 %


Витебская область 12,7 %


г. Минск 39,0% "


Гомельская область


15,5


Моги л ев екая область

7,3 %


Минская область 10,8 %


Гродненская область

7,0 %


 

 

Роль регионов в формировании доходов консолидированного бюджета, контролируемых налоговой службой за 2007 год

 

В структуре поступлений лидирующие по­зиции принадлежат платежам организаций. От данной категории плательщиков в бюджет поступило 25,3 трлн. руб. (с учетом подоход­ного налога, удержанного из доходов физичес­ких лиц), или 95,7 % всех контролируемых на­логовой службой доходов.

По-прежнему основополагающим и наибо­лее стабильным звеном в формировании бюд­жета являются организации государственного сектора экономики, за счет которых обеспече­но 64,4 % налоговых поступлений. Основной вклад в государственную казну внесли органи­зации концерна «Белнефтехим» (14,7 %), Ми­нистерства энергетики (10,1 %), Министерст­ва промышленности (5,1 %), концерна «Белгоспищепром» (4,4 %), Министерства транс­порта и коммуникаций (3,4 %), Министерства архитектуры и строительства (3,1 %), Минис­терства связи (1,8%), Министерства сельского хозяйства и продовольствия (1,2 %).

С позиций доходных источников более 80 % контролируемых МНС доходов бюджета сформировано за счет 7 платежей: налог на до­бавленную стоимость (20,3 %), налоги на при­быль и доходы (15,1 %), подоходный налог с доходов физических лиц (11,6 %), акцизы (11,4 %), платежи из выручки от реализации продукции (11,3 %), отчисления в инноваци­онные фонды (6,5 %), налог на недвижимость (4,0 %).

Позитивной тенденцией в формировании бюджета последних лет является увеличение значимости прямых налогов, центральное ме­сто среди которых принадлежит налогам на прибыль и доходы, подоходному налогу с фи­зических лиц, налогу на недвижимость. В 2007 году поступления прямых налогов уве­личились на 8,4 %, а их удельный вес в кон­тролируемых МНС доходах бюджета соста­вил 33,8 %. Подобная динамика является от­ражением поступательного роста националь­ной экономики и финансового оздоровления предприятий, а также результатом планомер­ной работы по совершенствованию налого­вой системы.

Болевой точкой налоговой службы любо­го государства является ненадлежащее ис­полнение плательщиками своих налоговых обязательств, закономерным следствием ко­торого становится образование задолженно­сти перед бюджетом. По состоянию на 1 ян­варя 2008 г. задолженность организаций и физических лиц по платежам в бюджет сос­тавила 149,5 млрд. руб. В результате кропот­ливой и упорной работы налоговой службы по формированию налоговой культуры, уси­лению платежной дисциплины и принимае­мым мерам принудительного взыскания раз­мер задолженности по сравнению с началом 2007 года сократился на 85,1 млрд. руб., или. на 36,3 %.

Соблюдение законодательства в сфере на­логообложения и предпринимательства нахо­дится в зоне пристального внимания кон­трольных подразделений налоговой службы.

Основные усилия в контрольной работе были направлены на борьбу с нелегальным оборотом товаров, незарегистрированной предпринимательской деятельностью, а также на пресечение различных схем ухода от нало­гообложения. Наиболее мобильной частью системы налогового контроля является опера­тивно-рейдовая работа. За 2007 год налоговы­ми органами проведено 36,4 тыс. рейдовых проверок. Из теневого оборота изъято товар­но-материальных ценностей и денежных средств на сумму свыше 41 млрд. руб. [5, с.7]

Подводя итоги работы налогового ведомства в 2007 году, были оп­ределены приоритетные на­правления дальнейшей ра­боты по совершенствова­нию налоговой системы в Республике Беларусь.

В частности, Министром было подчеркнуто, что требуют уточнения определение на­логовой базы по налогу на недвижимость, НДС в части имущественных прав, ставки налога при реэкспорте товаров, налогообложении многооборотной тары. По-прежнему громозд­ким остается экологический налог, что требует дальнейшего его совершенствования.

Сегодня поступления от организаций, ока­зывающих ремонтно-строительные работы, составляют менее 1 %, оказывающих туристи­ческие услуги, — 0,05 %, такой же удельный вес налоговых поступлений от лотерейной дея­тельности, отметила глава налогового ведом­ства и подчеркнула, что в связи с этим необхо­димо предметно заняться вопросами налого­обложения тех операций и тех сфер, которые являются наиболее налогоемкими и где наибо­лее вероятно уклонение от налогообложения. Это комиссионные сделки, строительные ра­боты, туристическая деятельность.

Усиление государственного регулирования, по мнению Анны Дейко, необходимо также в сфере игорного бизнеса. Министр констатиро­вала, что анализ роста регистрируемых объек­тов и практика проведения проверок показыва­ют целесообразность введения уплаты налога на игорный бизнес исходя из максимального количества объектов налогообложения, зареги­стрированных в налоговых органах в течение всего отчетного месяца, а не в зависимости от срока установки объекта налогообложения.

В настоящее время в Беларуси уплата нало­гов осуществляется в основном в доброволь­ном порядке. Нарушения отмечаются преиму­щественно в предпринимательской среде: ин­дивидуальные предприниматели, официально прекратившие свою деятельность, зачастую продолжают работать, не уплачивая налогов.

Определяя приоритетные направления со­вершенствования налоговой системы, глава на­логового ведомства предложила в текущем году ввести в Беларуси институт кредита налогово­го доверия. Сегодня в республике сформирова­лась категория добросовестных плательщиков, которые вполне могли бы иметь такое право.

Условием применения механизма кредита налогового доверия будет являться добросовес­тная уплата налоговых платежей. В этом случае налогоплательщик на пять лет освобождается от плановых проверок налоговыми органами. Предполагается, что внеплановые проверки к таким налогоплательщикам могут применяться только с разрешения Главы государства. Обла­датель сертификата кредита налогового доверия будет иметь приоритет при участии в тендерах. Кроме того, данный факт будут учитывать банки при выдаче кредита предприятию.

На протяжении последних лет основ­ные направления совершенствования налоговой системы остаются неизменными. Это ее упрощение, расширение налоговых баз, сокращение налогов, упорядочение льгот, организационное совершенствование и техническое оснащение налоговых органов. Параллельно с совершенст­вованием налогового законодательства министерство совершенствует админист­рирование.

С 1 января 2008 года отменен ряд платежей (налог с пользователей автомо­бильных дорог, отчисления в фонд развития строительной науки, местные сборы за осуществление торговли на территории соответствующих адми­нистративно-территориальных единиц, за осуществление строительства объектов на территории таких единиц и за размещение наружной рекламы на иностранных языках). Это финансовые ресурсы порядка 1 трлн. рублей, которые ранее вовлекались в налоговый оборот, а с текущего года остаются в распоряжении плательщика. Эти средства должны работать на воспроизводство и обеспечить через другие налоги отдачу в бюджет.

Задача по снижению налогового бремени стоит и в текущем году. Более того, бюджет 2008 года является бюджетом развития. Происходит мобилизация всех внутренних резервов экономики и их преимущественное перераспределение в реальный сектор на модернизацию и расширение производственных мощностей предприятий, создание новых конкурентоспособных производств. Перед налоговым ведомством стоит непростая задача - в условиях сокращения налогового бремени обеспечить поступления в бюджет в полном объеме. Любая либерализация законодательства должна сопровождаться повышением собираемости налогов. Только так в современных условиях мы сможем обеспечить надежный фундамент стабильных поступлений в казну государства.

В такой ситуации важно, чтобы каждый сотрудник налоговой службы понимал, что необходимо уйти от формализма и не искать шаблонных решений, а мобилизовать усилия на реализацию задач, стоящих перед налоговыми органами.

Очевидно, что налоговое законодательство - это не таблица умножения. Оно не может быть таким же простым и принятым раз и навсегда. Налоги развиваются вместе с национальной экономикой. И наша задача - своими действиями всемерно способствовать прогрессивным тенденциям. Поэтому совершенствование законодательства - непрерывный процесс, и уже сегодня началась предметная работа по формированию пакета законодательных актов по налогообложению на 2009 год. [3, с.1]

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: